Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Основные направления информационного обеспечения органов управления

Николай ИЛЬИН — советник Главного управления информационных систем спецсвязи ФСО России, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Существенное усложнение процесса принятия решений, появление новых проблемных ситуаций в области внешней и внутренней политики, повышение требований к достоверности информации предопределили стратегические направления модернизации систем информационного обеспечения государственного управления.

В современных условиях эффективное государственное управление опирается на специализированную, многоуровневую и разветвленную систему информационного обеспечения. В ее составе функционируют ситуационные и аналитические центры, системы электронного документооборота, видеосвязи, прикладные информационно-аналитические системы различного назначения, спроектированные на основе современных информационных технологий.

История возникновения специальных информационных систем для высших органов государственного управления насчитывает несколько десятилетий. В 70-е годы прошлого столетия начали разрабатывать АСПР Госплана СССР, АСУ Госснаба СССР, отраслевые АСУ по иерархическому принципу: предприятие -объединение — министерство. В стране действуют сотни вычислительных центров, отраслевых институтов и КБ, которые разрабатывают, внедряют и эксплуатируют АСУ. В 1972 г. в целях совершенствования управления народным хозяйством страны ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение создать первую отечественную автоматизированную межведомственную систему, получившую условное название комплекс «Контур».

С помощью программно-технических средств комплекса осуществлялись сбор и предоставление пользователям данных, характеризующих ход выполнения государственных планов развития в отраслевом и региональном разрезах, а также обеспечивалась подготовка информационных материалов для управления народным хозяйством страны. Сбором ведомственной отчетной информации для комплекса «Контур» и ведение информационных перечней у абонентов системы занимались специально созданные в министерствах и ведомствах структурные подразделения — отделы экономических исследований. Суммарное число показателей, по которым в комплексе «Контур» вели оперативный мониторинг, составляло более 500000. При этом контролировалось выполнение планов годовой, квартальной, месячной, декадной, недельной и суточной периодичности, что позволило разрабатывать и представлять руководству страны на регулярной регламентной основе комплексные информационно-аналитические материалы по топливно-энергетическому, строительному, металлургическому, машиностроительному, химико-лесному, транспортному и другим народно-хозяйственным комплексам.

В 1986 г. «Контур» впервые применили в кризисной ситуации для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а в 1988-1989 гг. его использовали в штатном режиме для управления ходом аварийно-спасательных и восстановительных работ после землетрясения в Армянской ССР.

В 1990 г. программно-технические средства комплекса были задействованы для формирования информационных ресурсов по проблемам чрезвычайных ситуаций (ЧС), оценки и прогнозирования последствий аварий и катастроф техногенного и природного характера на территории страны, а также с целью выработки вариантов решений, касающихся предупреждения и действий в подобных ситуациях. Естественным развитием этого направления деятельности стала разработка ситуационного центра (СЦ) Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, информационно-аналитическое обслуживание которого обеспечивал комплекс «Контур».

В составе комплекса «Контур» был создан Информационный центр Управления делами Совета Министров СССР, обеспечивавший выдачу следующей информации:

■    о результатах автоматизированного контроля за заданиями и поручениями в документах любого вида, в том числе постановлениях, распоряжениях, протоколах, долговременных государственных программах, планах по контролю (задача «Контроль»);

■    о полученных Советом Министров СССР письмах граждан и о результатах их рассмотрения, а также о приеме посетителей в приемной группы писем Управления делами Совета Министров СССР (задача «Письма») и ряд других систем.

В 1991 г. в связи с переходом от планово-распределительной системы управления к рыночной экономике потребовались новые, более сложные формы и методы информационной поддержки государственного управления. Были приняты решения о создании специальной информационно-аналитической системы (ИТКС), главная роль в которой отводилась комплексу «Контур». Кроме того, спроектированы ситуационный центр Совета Безопасности Российской Федерации, затем — ситуационный центр Президента РФ и ситуационные центры полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В составе ИТКС сформирована сеть региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ), предназначавшихся для сбора, обработки, хранения и представления в федеральные органы государственной власти и в органы государственной власти субъектов РФ информации о социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъектах Федерации.

В эти годы началась полномасштабная модернизация программно-технических средств комплекса «Контур». Переоснащение позволило в несколько раз увеличить мощность коммуникационного оборудования, расширить структуру, организовав новые абонентские пункты комплекса. Началось внедрение новых технологий обработки мультимедийной информации в ситуационных центрах, где были развернуты базы данных наиболее востребованных информационных задач: «Фонд информационно-аналитических документов», «Экономика России», «Барометр», «Фонд показателей», «Ситуация», «Мониторинг-П», «Метабаза», «Календарь событий», «Органы управления» и др.

Информационной основой системы специального информационного обеспечения являются интегрированные информационно-аналитические системы (ИАС), позволяющие в реальном масштабе времени проводить анализ, оценку и прогнозирование изменения ситуации в различных сферах деятельности государства, а также обеспечивать информационную поддержку принятия мотивированных и упреждающих управленческих решений. Упомянем некоторые из них.

Информационно-аналитическая система контроля хода реализации приоритетных национальных проектов (ИАС «Контроль-НП»). В этой системе предусмотрены функции анализа и контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов на федеральном, окружном и региональном уровнях, при том что обеспечивается гарантированный уровень информационной безопасности.

Информационно-аналитическая система комплексного анализа и прогнозирования социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъектах Российской Федерации (ИАС «Ситуация-регион»), с помощью которой осуществляют комплексный анализ и прогнозирование социально-экономической и общественно-политической ситуации в различных регионах страны.

Для своевременного выявления, моделирования и прогнозирования территориальных социальных и политических кризисов в целях превентивного реагирования на возникающие угрозы разработана система «Кризис — инфо». Она сочетает в себе функции автоматизированных систем сбора и обработки разнородной информации, систем математического и имитационного моделирования, а также оказывает поддержку деятельности распределенных экспертных групп при подготовке и принятии решений. Система построена на результатах экспертных опросов. В качестве экспертов выступили представители различных ветвей власти, политические деятели, журналисты, социологи и др.

Особое место в системе специального информационного обеспечения (ССИО) занимает Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА), предназначенная для создания и оперативного обслуживания интегрированного полнотекстового банка правовой информации для обеспечения доступа к нему Президента РФ, Председателя Правительства РФ, полномочных представителей Президента в федеральных округах, а также государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и населения страны.

Отдельные компоненты ССИО органов государственного управления разрабатываются в соответствии с федеральными, ведомственными и региональными программами информатизации управления, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, ФЦП «Электронная Россия», программы «Электронное правительство» и других документов.

Существенное усложнение процесса принятия решений, комплексность, многоаспектность и многокри-териальность управленческих задач, появление новых проблемных ситуаций в области внешней и внутренней политики, экономики и экологии, межнациональных отношений, повышение требований к достоверности информации и обоснованности принимаемых решений предопределили следующие стратегические направления совершенствования и модернизации систем информационного обеспечения государственного управления.

Прежде всего это проектирование многоуровневых информационно-управляющих систем для различных секторов экономики, социальной сферы и промышленности, основанных на интеграции ресурсов и инновационных технологиях обработки информации, на применении единых методических, технологических и организационных подходов в процессе решения межведомственных задач управления.

Следующее важное направление — повышение уровня «интеллектуализации» обработки информации в информационно-управляющих системах в результате применения накопленного потенциала математических моделей и методов подготовки и принятия решений. Говоря об использовании математических методов и моделей в широком спектре предметных областей управленческой деятельности, следует учитывать нелинейный характер течения событий, что требует непрерывно и адекватно моделировать альтернативные варианты решений и принимать решения в условиях неполной, недостоверной и противоречивой информации.

Повышение эффективности управления государственными и федеральными целевыми программами может быть достигнуто и за счет перехода на проектные методы управления. Полученные результаты и мировой опыт свидетельствуют о целесообразности использования методов и средств координации материальных, информационных и людских ресурсов в течение всего жизненного цикла проекта. Для достижения определенных в проекте результатов по составу и объемам работ, их стоимости, срокам и качеству применяется весь арсенал современных информационных технологий. Примером может служить система информационного обеспечения проектного управления подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года, предусматривающая контроль за ходом строительства спортивных объектов и развития инфраструктуры города Сочи, выполнение мероприятий по подготовке спортсменов, обеспечение мер общественной безопасности, включая исполнение соответствующих поручений.

Еще одно стратегическое направление развития -повышение эффективности ССИО благодаря модернизации и дальнейшему совершенствованию сети РИ-АЦ, ВИАЦ, ОИАЦ и ГИАЦ — технологической основы системы сбора, обработки, хранения и представления в органы государственной власти информации, необходимой для принятия решений. С ее помощью обеспечивается интеграция существующих региональных информационных систем, абоненты которой должны получать весь комплекс современных услуг доступа к сетям связи и базам данных различной ведомственной принадлежности. Дальнейшее развитие сети невозможно, если нет единой интегрированной информационно-телекоммуникационной среды взаимодействия органов государственного управления, созданной на единых унифицированных стандартах построения и обеспечения взаимодействия подсистем ССИО и предоставляемых ими услуг.

Важнейшим направлением совершенствования государственного управления является система ситуационных центров (СЦ ОГВ), охватывающая все уровни управления, включая ситуационный центр Президента РФ, ситуационные центры Администрации Президента РФ и Правительства РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, руководителей министерств, агентств и служб, а также ситуационные центры руководителей субъектов Федерации и муниципальных образований, ситуационные центры крупных корпораций и предприятий. Как известно, СЦ выполняют две основные функции: во-первых, обеспечивают новое качество информационной поддержки управления на всех этапах — от сбора информации и коллективной подготовки решения до эффективного контроля за его выполнением; во-вторых, предоставляют руководителю независимо от его местонахождения возможность управлять ситуацией в режиме реального времени. С учетом особенностей и проблем функционирования ситуационных центров СЦ ОГВ наиболее перспективны следующие направления их развития:

■ совершенствование программно-технических компонентов СЦ, создание единой структуры выносных мультимедийных комплексов, обеспечение последних оперативной и актуализированной информацией руководителей верхнего звена;

■ использование режима видеоконференции, внедрение современных интегрированных систем управления презентациями, полиэкранных форм представления информации;

■ разработка типового состава информационно-аналитических систем и баз данных общего назначения для обеспечения информационного взаимодействия между объектами управления.

Один из эффективных режимов работы СЦ — организация видеоконференцсвязи совместно с информационным обменом результатами анализа по обсуждаемой проблеме в реальном времени, что позволяет решать проблему управления государственными программами, привлекая ОГВ всех уровней управления.

Благодаря современным СЦ в ходе подготовки и принятия решений можно организовать режим информационного «окна» для удаленных участников совещаний с предоставлением оперативной информации на средства отображения СЦ, что существенно расширяет состав участников совещания, обеспечивая им равный доступ к получению информации и выработке управляющих решений. Это особенно важно в связи с территориально распределенным характером управления и необходимостью подготовки оперативных решений по устранению возникающих проблем.

Важное направление развития информационного обеспечения руководителей ОГВ — создание в их кабинетах «мини-СЦ», программно-технический комплекс которого сопряжен с системой СЦ ОГВ и предоставляет пользователям широкий спектр информационноаналитических услуг, включая видеоконференцсвязь.

Создание, развитие и техническое сопровождение ведомственных систем электронного документооборота и системы межведомственного электронного документооборота — наиболее востребованное направление совершенствования государственного управления. Система должна быть сопряжена с другими общегосударственными системами в целях организации эффективного электронного взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации между собой, с населением и различными организациями.

В заключение следует подчеркнуть, что опыт внедрения современных информационных технологий -это залог успешного развития системы специального информационного обеспечения для дальнейшего совершенствования комплексной и эффективной информационно-аналитической и информационно-технологической поддержки государственных органов при решении социально-экономических вопросов и вопросов национальной безопасности в Российской Федерации.

«Ситуационные центры — 2010»

Состоялась 8-я научно-практическая конференция «Ситуационные центры и научно-исследовательские средства поддержки принятия решений». Это мероприятие проводится в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации ежегодно по инициативе кафедры информационных технологий в управлении.

На пленарном заседании и в секциях работа шла по нескольким направлениям: определение роли и места информационно-аналитических технологий и систем поддержки принятия решений в «электронном правительстве»; анализ опыта использования ситуационных центров (СЦ) в государственном, муниципальном и корпоративном управлении; знакомство с новейшими методами, моделями, средствами и технологиями исследований социально-экономических, административных и политических процессов; построение и функционирование учебно-исследовательских ситуационных центров.

С докладами выступили советник Главного управления информационных систем спецсвязи ФСО РФ, доктор технических наук профессор Н.И. Ильин, первый заместитель начальника управления связи и автоматизированного управления войсками Главного штаба Внутренних войск МВД РФ С.М. Ревин, заведующий кафедрой информационных технологий в управлении, директор Ситуационного центра РАГС доктор технических наук А.Н. Данчул, генеральный директор ЗАО «Полимедиа», эксперт в области создания ситуационных центров Е.В. Новикова и другие признанные специалисты в сфере разработки и применения СЦ.

Особое внимание в ходе конференции уделялось проблеме обеспечения адекватности оценки ситуации в условиях большого информационного потока. Важной задачей исследователей и разработчиков решений для СЦ является создание и внедрение программного обеспечения, которое позволило бы наиболее емко, оперативно и наглядно отобразить информацию о сложившейся ситуации. Такая возможность возникает, например, при использовании программного комплекса ВИРД (Визуализация Информации на Распределенных Дисплеях), разработанного специалистами компании «Полимедиа». В качестве примеров внедрения этого комплекса был представлен опыт создания ситуационных центров губернаторов Сахалинской и Пензенской областей.

Наряду с позитивными тенденциями в освоении интеллектуальных возможностей ситуационных центров в органах государственного и муниципального управления отмечались удручающие моменты. По мнению многих участников, интеллектуально-аналитическая составляющая в административной деятельности уменьшается, а информационно-справочная увеличивается. Ситуационные центры нередко используются лишь как диспетчерские.

Параллельно в РАГС проходила выставка оборудования и комплексных решений по оснащению СЦ, вызвавшая большой интерес посетителей, среди которых были руководители ситуационных центров органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 3:30 пп