Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Научная периодика

Продолжаем знакомить читателей с профессиональными журналами, обеспечивающими информационные связи ученых и практиков в образовательном пространстве государственной и муниципальной службы.

Научно-практический журнал Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург) «Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления» издается с 1996 г. Выходит четыре раза в год. Тираж — 650 экз., объем — 15 п.л. С февраля 2010 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны представляться результаты научных исследований на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Основные рубрики журнала: «Государственная и муниципальная служба», «Политика и правовое государство», «Власть и экономика», «Общество и реформы», «История и культура», «Отклики на книги».

А вышедший недавно в свет первый номер журнала за текущий год открывается подбором статей, посвященных 65-летию Великой Победы. Он открывается статьей А.С. Тургаева и НЮ. Шпири-ной «Любанская операция: подготовка наступления», подготовленной авторами на основе уникальных архивных документов и воспоминаний современников.

Проблемы, связанные с конституционно-правовым определением понятия «народ», обсуждаются в статье О.П. Егорши-ной и О.О. Зацепы «Народ как источник государственной власти». По мнению авторов, термин может быть использован только в отношении всей совокупности граждан федеративного государства.

Тему продолжают ученые Северо-Западной академии А.В. Клюев и И.С. Ур-су в статье «Муниципальная власть и население: проблема обратной связи». Они обнародуют результаты социологических исследований, посвященных оценке эффективности и качества работы органов местного самоуправления и их взаимодействия с муниципальной властью. Интересен анализ признаков политической субъектности названных акторов. Так, по мнению авторов, «о населении пока приходится говорить лишь как о потенциальном субъекте самоуправления. Оно может включаться в процесс управления в качестве субъекта только в том случае, если будет выражать готовность к действию, направлять свои усилия на решение конкретных вопросов своего жизнеобеспечения. Пока его мотивация на участие в самоуправлении невысока. Причины этого обусловлены не только недостатком гражданской ответственности, но и тем, что население зачастую не видит в местном самоуправлении механизма решения актуальных жизненных проблем». И далее исследователи заключают: «Для характеристики населения, потенциально или реально участвующего в самоуправлении, целесообразно использовать понятие «местное сообщество».

К таким выводам они пришли, основываясь на данных опроса руководителей высшего и среднего звена МСУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проведенного кафедрой социологии и социальной работы Северо-Западной академии государственной службы в 2008 г. Было опрошено 85 респондентов на предмет определения мотивации участия населения в разных формах МСУ, выявления причин недостаточного использования потенциала населения, оценки уровня активности жителей различных муниципальных образований.

Несмотря на определенную специфику, результаты в целом совпадают с аналогичными исследованиями, проведенными в Москве, Татарстане и других регионах России. Это позволяет авторам сформулировать ряд обобщающих выводов, содержащих рекомендации по совершенствованию системы самоуправления. Первый — о явном несоответствии социальной активности местных сообществ требованиям общественного развития. Второй -об очевидном несовпадении интересов органов местного самоуправления с потребностями населения. Позиция авторов подкреплена развернутым отчетом о проведенном исследовании.

Среди других интересных публикаций журнала (а таких в номере не меньше десятка) внимание научной общественности привлечет статья руководителя Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН, доктора социологических наук А.В. Тихонова «Об институализации управления в современной России». Обратившись к проблеме синкретизма власти, собственности и управления, ученый обосновывает необходимость их структурной дифференциации. С этой целью анализируются условия, необходимые для институциализации управления, и применяется социокультурный метод, опирающийся на понятие «син-крезиса», описывающего такое первоначальное состояние социокультурного организма, в котором те или иные явления не вычленяются из исходного целого.

Автор рассматривает процесс институализации управления в стране «как проблему социетальную, затрагивающую все стороны и сферы общества, как проблему практическую, решение которой требует научного и общественного внимания.

Задаваясь вопросом: почему не обсуждаются такие важные для выживания страны вопросы, как состояние отечественной системы управления, автор предполагает, что все возможные ответы будут так или иначе связаны «с непониманием необходимости институционализации управления, с выделением его в самостоятельный и эффективный фактор исторического развития. …Сутью его является мучительное преодоление доставшегося нам в наследство от прошлых эпох синкретизма власти, собственности и управления, их слитного протоинституционального состояния. Эту проблему в свое время пришлось решать странам западной цивилизации, придется рано или поздно решать странам Востока, а для нас это повестка сегодняшнего дня».

По мнению ученого, «последнее 15-летие показало, что законы и решения, принимаемые новыми представительными и исполнительными органами власти, готовятся и реализуются по старым схемам и технологиям административно-командной системы. Основная масса населения как была, так и осталась объектом манипулирования со стороны разросшегося бюрократического аппарата, почти открыто и нагло преследующего свой частный интерес, и самовластного командования новых собственников… Среди причин непомерно высокой коррумпированности российского чиновничества не называют главной: институциональную неразделенность власти, собственности и управления, что дает возможность каждому чиновнику относительно безнаказанно конвертировать свои служебные обязанности во властные и коммерческие функции».

Автор называет семь причин, по которым необходимо заняться проблемой институализации управления, указывая, во-первых, что среди «регуляторов «синкретичного треугольника» управление представляет собой единственный институт, который отвечает за планирование и проектирование будущего, за конструирование новой реальности. Отношения управления пронизывают все уровни общества. и в этом смысле образуют суперинститут, в деятельность которого вовлечены все активно действующие социальные группы и слои. … Выращивать, холить и лелять этот суперинститут — дело не только политического управления и широких слоев общественности, но и научно-педагогических кадров.

«В соединении науки с практикой управления и практикой управленческого консультирования мы все же имеем шанс превратить третью волну управленческого бума в нашей стране в фактор решения реальных проблем нашего цивилизационного развития, — завершает свои размышления А.В. Тихонов. — Социальная целостность может поддерживаться и новым синкретизмом, синкретизмом организации и самоорганизации, управления и самоуправления».

Вестник Института повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан. 2009. №4.

Ежеквартальный журнал наших коллег из Таджикистана публикует статьи на языке оригинала, преимущественно на таджикском и русском. В дальнейшем мы сможем знакомить читателей с содержанием издания подробнее. Ныне предлагаем фрагменты двух публикаций, позволяющих судить об организации профессиональной подготовки и повышении квалификации государственных служащих в Республике Таджикистан, а также о направлениях исследований таджикских ученых.

Повышение эффективности обучения государственных служащих Таджикистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса

Н.А. Гафорова — ректор Института повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан.

<…> Таджикское правительство прилагает максимум усилий для формирования профессиональной государственной службы.

В целях оказания содействия Правительству Таджикистана в профессионализации государственной службы реализуется проект «Содействие реформе государственной службы и эффективному управлению в Таджикистане», финансируемый Европейским Союзом. Основной целью проекта является «оказание поддержки процессу формирования более эффективной, надежной, прозрачной, подотчетной, этической и профессиональной государственной службы».

…на днях Постановлением Правительства Республики Таджикистан утвержден Государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в Институте повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан в 2010 году. Из этих основополагающих документов вытекают основные задачи, стоящие перед ИПКГС Республики Таджикистан. Институт вносит реальный вклад в реформирование государственной службы через обучение государственных служащих.

Правительство Республики Таджикистан уделяет особое внимание повышению квалификации государственных служащих за рубежом. Подписаны соглашения о сотрудничестве между Управлением государственной службы при Президенте Республики Таджикистан, при котором функционирует наш институт, с Российской Академией государственной службы, Управлением государственной службы Украины, Агентством по делам государственной службы Казахстана.

На основе соглашения Республики Таджикистан с Агентством по международному сотрудничеству Японии (ЛСА) в 2009 г. отправлено в Японию на учебу 3 государственных служащих. В целом же в рамках этого соглашения более тысячи специалистов из Таджикистана прошли обучение и стажировку в Японии.

Центр также изучает опыт других стран в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, использования современных технологий обучения.У нас изучается опыт стран Центральной Азии, России, ценным является опыт нашего великого соседа — Китайской Народной Республики, других членов ШОС. С целью обмена опытом сотрудники института побывали в ряде таких европейских стран, как Швеция, Эстония, Литва, ФРГ, Нидерланды.

Большое значение имеет создание магистерских курсов при финансовом и техническом содействии немецкого Фонда Ханнса Зайделя на основе подписанного в этом году Соглашения о сотрудничестве между ИПКГС РТ и этим фондом.

Другое направление деятельности ИПКГС по повышению эффективности обучения государственных служащих в условиях кризиса — включение в программу обучения госслужащих новых дисциплин и тем, связанных с кризисным управлением. Ранее преподаватели института и сами прошли обучение по теме «Антикризисное управление» в академиях госуправления стран-членов ШОС, в частности в России, Казахстане и Киргизии. Нам представляется весьма актуальным в плане преодоления кризисной ситуации в наших странах укрепление и развитие сотрудничества стран-членов ШОС, обмен информацией, технологиями, просто обмен мнениями по вопросам госуправления и обучения государственных служащих.

В условиях кризиса институт уделяет серьезное внимание сотрудничеству с международными организациями в целях привлечения грантов для обучения государственных служащих. В настоящее время в институте осуществляется 5 проектов, на основе которых проводятся семинары и курсы повышения квалификации государственных служащих по всей республике при содействии Бюро ОБСЕ в Таджикистане, при содействии ПРООН в Таджикистане, при содействии Фонда Ханнса Зайделя, при содействии Европейской Комиссии. Пятый проект — «Укрепление знаний и профессиональных качеств государственных служащих в процессе диалога с неправительственными и религиозными организациями». Этот проект особенно важен для укрепления доверия между государством и религиозными общинами в постконфликтном Таджикистане.

Некоторые критерии профессионального статуса правителя согласно учениям Абу Юсуфа

Ф.М. Рахимова

2009 год был объявлен Годом памяти Великого Имама аль-Азама Абу Ханифы (699-767 гг.), деятельность и творческое наследие которого требуют всестороннего исследования. В источниках по исламскому праву ханафитского направления содержится многообразная доктринальная и хроникальная информация об учениках Абу Ханифы. Среди наиболее близких и выдающихся последователей был Якуб ибн Ибрагим аль-Куфи по прозвищу Абу Юсуф.

.. .Одним из важнейших сочинений Абу Юсуфа, занимающих особое место в истории исламского государства, является «Китаб ал-харадж» («Книга о подати»).

По нашим исследованиям и выводам, в деле обеспечения целостного и слаженного государственного управления «Ки-таб ал-харадж» может выступить доктринальным шаблоном и текстуальным руководством не только для халифа, но для государственных деятелей всех рангов. Данная книга является стратегическим доктринальным руководством в деле обеспечения механизма эффективного управления государством.

<…> Методология сочинения в основном затрагивает вопросы обязанности правителя перед подданными.

Из вопросов, касающихся правил государственного правления, Абу Юсуф рассматривал следующие: нравственноправовые качества правителя, подотчетность перед абсолютной властью, равноправие, защита прав подданных, правовой статус немусульман и т. д. Анализируя ответственность правителя перед подданными, Абу Юсуф приход к выводу, что государство в целях обеспечения всеобщего благоденствия должно выступить гарантом в профессиональном лице правителя.

Признав примат божественной власти, Абу Юсуф указывает, что «власть правителю вручена Аллахом, и он, достойно выполнив самую сложную задачу, должен быть примером перед уммой» (общиной).

Согласно такому подходу, автор придает «ограниченный» характер широким властным полномочиям правителя. Подразумевается, что власть вручена правителю не для его собственных увлечений, а в качестве обеспечения блага всех подданных. Этим Абу Юсуф обосновывает идею равноправия правителя и подданных, а также принцип гражданского равенства, который полностью искореняет социально-классовую систему.

Абу Юсуф расценивает власть правителя как задачу «самую сложную», требующую наибольшей предусмотрительности в выполнении главнейшей функции государства — управления народом. Сложность задачи заключается в обеспечении безупречного и справедливого управления.

<.> Автор обращает внимание на личные и нравственные обязанности и достоинства правителя. Сдержанность выступает как критерий особой скромности и целомудренности правителя. Характеризуя правила, касающиеся правителя, Абу Юсуф особое место отводит вопросу о не-допускании им собственных излишних амбиций в осуществлении власти, ибо это чревато опасностью допустить разрушение благосостояния народа.

Установленная Абу Юсуфом необходимость «держать общество в рамках закона» заключается во всемерном обеспечении закона в жизни всех людей. Эта теория была признана еще Абу Ханифой в его назидательно-правовых сочинениях. Но Абу Юсуф в отличие от своего наставника смог как в теории, так и на практике реализовать данную концепцию, внедряя ее в традиции государственного правления.

Отделяя правовой статус иностранных граждан от граждан государства, Абу Юсуф характеризует задачи правителя по подержанию веротерпимости. Этим подходом автор постулировал другую задачу государственной власти: обеспечения гражданских прав и охраны свободы верования: «И привлекай граждан и иностранных граждан на божественный завет».

Не менее важная задача правителя состоит в том, что обеспечение мира и согласия является богоугодным делом, а стремление сеять рознь и смуту недопустимо. Эта передовая идея определяет роль и функцию государства в обеспечении мира и взаимопонимания. Право на безопасную жизнь без страха и притеснений должно гарантироваться государством. Именно государство в лице его руководства обязано обеспечить спокойствие и мир. Данная концепция Абу Юсуфа восходит к классическим исламским принципам, по которым надобно стремиться к обеспечению мира и согласия в обществе, гарантировать право на неприкосновенную и безопасную жизнь. Основной исламский классический правовой источник «Священный Коран приравнивает убийство одного человека к преступлению против всего человечества, спасение же от гибели — благом».

Таким образом, «Китаб ал-харадж» можно считать идейным совершенствованием учений Абу Ханифы о справедливом государстве, в котором Абу Юсуф как дополнение к теоретическим установлениям своего наставника обосновал методические правила и положения практического обеспечения подобной государственности.

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 3:25 пп