Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Институциональная структура государственной гражданской службы

Е.А. Литвинцева. Институциональная структура государственной гражданской службы. Монография. М.: Изд-во «Проспект», 2010. 270 с.

В развитии государственных институтов не могут не учитываться факторы детерминации государственно-служебной деятельности нарастающей социальной сложностью в развитии социума, появлением спонтанных и непредсказуемых процессов. Для осмысления институциализации государственной гражданской службы, логики и алгоритмов ее развития важно иметь в виду условия, в которых развертывается процесс ее становления как социального института.

Налицо предпосылки формирования новой управленческой парадигмы — состояния управленческой науки и деятельности, учитывающей качественные изменения в развитии государства, общества, рынка. Растет понимание того, что наука не всегда в состоянии объяснить новые социальные факты, реально помочь управленческой практике. В этом ракурсе ее основное предназначение состоит в осмыслении меняющейся социальной действительности и выявлении нерутинных возможностей в государственном управлении. Ключевой проблемой становится изучение концептуальных моделей развития государственных институтов, вопросов стабильности и нестабильности социальных объектов, тенденций изменений в развитии государственной гражданской службы.

Монография Е.А. Литвинцевой, в которой анализируются современные процессы развития государственной гражданской службы России и обосновываются институциональная структура, тренды и структурные механизмы, представляет новый социологический взгляд на ключевые проблемы государственной гражданской службы в условиях современных вызовов и угроз. Автор определяет целевую направленность деятельности государственной гражданской службы не только как механизма обеспечения функций государства, но и как института, реализующего объективную социальную потребность в упорядочении жизни и деятельности граждан, объединяющего значимые общественные ценности.

Давая критическую оценку существующим научным подходам, автор пытается ответить на вопросы: есть ли общие для различных моделей государственной службы институциональные структуры? Что может стать источником нового качества организации и функционирования государственной гражданской службы? Какова роль государственных институтов, прежде всего государственной гражданской службы, в развитии социума?

Попытка научного осмысления фундаментальных принципов и ценностей государственной гражданской службы привела исследователя к обоснованию институциональной структуры государственной гражданской службы как комплекса компонентов, социальных свойств и отношений, базисных элементов, лежащих в основе устойчивого развития государственной гражданской службы. В книге на широком фактологическом материале, на основе анализа современной практики государственных органов делаются выводы о существовании своеобразного «кода» (автор называет его «институциональной структурой») как совокупности ценностных ориентиров, самосознания и поведения субъектов, статусно-ролевого распределения, институционального взаимодействия. Подчеркнем: существуют социальные структуры, которые возникают объективно как следствие действия глубинных, социокультурных факторов, и одновременно формируются структуры как управляемые, создаваемые институтами-организациями, реализующие потребности конкретных социальных субъектов управления. Следовательно, институциональная структура представляет собой некую «точку соприкосновения», результат взаимодействия структур обоего рода.

Вызывает интерес позиция относительно того, что государственное управление в России, деятельность государственных институтов и государственных органов должны не только определяться императивами служения государству, обществу, гражданам России, но и соответствовать доминирующим мировым тенденциям развития власти и управления. К этому стоит добавить, что в одиночку справиться с глобальными вызовами и угрозами не может ни одно, даже самое сильное государство мира. Следовательно, необходимо накопление инновационной «критической» массы в государственном управлении, адекватной изменяющемуся глобальному миру, что в конечном счете выражается в изменении самосознания культуры государственного управления.

Дальнейший научный поиск в сфере познания смысла деятельности государственных институтов, современных процессов институциализации государственной гражданской службы, как и других институтов управления и социальной самоорганизации, может привести к осознанию и пониманию сути инновационного государственного управления, переосмыслению содержательного и организационно-управленческого аспекта деятельности государственных гражданских служащих. Хотелось бы поддержать автора в стремлении определить вектор поиска новых смыслов государственного управления, точек роста в социологическом обеспечении его модернизации, развития профессионального управленческого потенциала государственных кадров.

Виктор КАРПИЧЕВ — доктор философских наук, профессор РАГС

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 3:12 пп