Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Пенсионное обеспечение военнослужащих в политико-правовых координатах

Светлана БОШНО — доктор юридических наук, профессор РАГС

Игорь ФАТЕЕВ — руководитель группы обеспечения проектной деятельности ИНИИ РАГС, кандидат технических наук

Российское законодательство с начала XXI века перешло в новую стадию формирования. Под обозначенные принципиальные политико-правовые координаты подведены показатели приоритетов и направлений его развития. Вместе с тем мониторинг нормативных правовых документов обнаруживает наличие отклонений в системе, что требует дальнейшего совершенствования процессов гармонизации. Так, в области социального регулирования деформирующим фактором стали методики расчета социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере, в частности расхождение таких экономико-правовых категорий, как прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, минимальная пенсия и другие стартовые понятия.

Эти категории включены в содержание базовых конституционных ценностей и обретают значение важнейших политико-экономических регуляторов в социально-политической практике. Однако пока этот инструмент не имеет нужных правовых свойств и может считаться эффективным лишь отчасти. Такой вывод сделан на основе анализа социальной защищенности военно-служащих-пенсионеров.

Реформа пенсионного обеспечения направлена на решение целого ряда важнейших задач, в числе которых первостепенными видятся: повышение социального статуса и престижа военной службы; мотивация на продолжительную и добросовестную военную службу; унификация реформирования пенсионного обеспечения в рамках единой системы государственной службы Российской Федерации.

В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и правоохранительную службу, и их семей регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовной исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 49 указанного закона пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, и их семьям подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, сотрудников правоохранительных органов исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Ст. 43 этого закона и подпунктом «а» п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 предусмотрено, что пенсии уволенным с военной службы военнослужащим исчисляются из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов. Размеры пенсий уволенных военнослужащих зависят от продолжительности военной службы, занимаемых перед увольнением должностей и присвоенных воинских званий.

Несмотря на принимаемые меры, вопрос о социальной защите военнослужащих, пенсионеров остается не до конца разрешенным.

На сегодняшний день в Государственную Думу внесен ряд проектов, находящихся на разных стадиях рассмотрения. Проектами предусмотрено регулирование вопросов социальной защиты, включая пенсионное обеспечение военнослужащих. Так, законопроектом «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей» предложено увеличить пенсионное обеспечение на 100%. Проект принят в первом чтении.

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» предусматривает ежегодное проведение федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, мониторинга социальноэкономического положения военнослужащих подведомственных им войск, воинских формирований и органов, а также уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и подготовка на основе его результатов предложений, направленных на обеспечение достойного уровня социального положения указанных категорий граждан.

Проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на одновременное получение двух пенсий» предлагается урегулировать правоотношения, связанные с правом родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), на одновременное получение двух пенсий: трудовой и военной.

Проектом закона «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» предусматривается установить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан, выплату окладов по воинской должности с повышением на 15%.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”» предусматривает внесение изменений в закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — закон Российской Федерации) в части закрепления права на получение второй пенсии мужьями (вдовцами) военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий лиц, погибших в период прохождения военной службы вследствие военной травмы.

Вместе с тем перечисленные проекты законов не образуют единого взаимосвязанного массива, так как они решают лишь отдельные вопросы. Это не лишает перечисленные законы ценности и не умаляет их значения. Представляется, что принципиальное решение вопроса о размере денежного довольствия, являющегося основанием для исчисления всех социальных выплат военнослужащим, создаст недостающий фундамент реформированию военно-социального законодательства.

Несмотря на принимаемые законодателем меры по социальной защите военнослужащих, сохраняется острота вопроса о денежном содержании лиц, проходивших военную службу, и, как следствие, пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. Пенсии данной категории остаются низкими, о чем свидетельствуют следующие данные. Федеральным законом от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в 2009 г. было выделено из федерального бюджета 127 565,4 млн рублей, а 2010 г. — 137 245,8 млн рублей. При этом указанный расход на выплату пенсий в 2010 г. рассчитан и определен с учетом увеличения численности пенсионеров в связи с проводимым в Вооруженных силах Российской Федерации реформированием.

В настоящее время на пенсионном обеспечении в Минобороны России состоит 1131 тыс. пенсионеров. Средние размеры пенсий по состоянию на 1 декабря 2009 г. находятся в диапазоне от 8 031 до 2 925 рублей. По состоянию на 1 декабря 2009 г. пенсию менее 5 тыс. рублей получают около 158 тыс. военных пенсионеров, а в целом ниже среднего уровня трудовых пенсий в Российской Федерации получают пенсию около 46% военных пенсионеров.

Кроме того, у 12% военных пенсионеров размеры пенсий не достигают прожиточного минимума. Приведенные данные подчеркивают остроту проблемы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Получаемые пенсии явно не соответствуют тем затратам, которые понес военнослужащий за годы военной службы. Данный вид деятельности не сопоставим с иными видами занятости, так как связан с риском для жизни, невозможностью самостоятельного определения места жительства, затруднениями с занятостью членов семьи, некомфортными условиями жизни, ограничениями в смене вида деятельности и дополнительном заработке. И это далеко не полный перечень ограничений, особенностей военной службы в сравнении с другими видами государственной службы и трудовой деятельности в целом.

Таким образом, социально-экономическими, политическими и юридическими причинами обусловлена острая потребность в реформировании пенсионного обеспечения военнослужащих. Тем не менее все разрабатываемые модели реформирования собственно пенсионного законодательства сталкиваются с таким препятствием, как производность данного отношения от размера денежного содержания. Таким образом, реформирование пенсионного обеспечения должно осуществляться в едином законодательном пакете с новым законом о денежном довольствии военнослужащих.

Ст. 43 закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает, что денежное довольствие является базой для исчисления пенсий. Это денежное довольствие включает оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентную надбавку за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Эта статья закона позволяет предполагать, что пенсия, получаемая военнослужащим, является равной фактически получаемому им вознаграждению в период военной службы. Но это не соответствует действительности ввиду сложившейся модели установки окладов по должности. Заниженные оклады для действующих военнослужащих компенсируются разнообразными надбавками (за особые условия, секретность и т. п. общим количеством около 50 видов). Этот механизм приводит к выплате военнослужащим адекватного современным условиям заработка. Однако эта модель имеет ряд негативных последствий. Так, для исчисления пенсии учитывается только оклад. За пределами настоящей тематики остается, но все же очень важно, что занижение оклада и компенсация надбавками дает руководителю возможность осуществлять собственную теневую кадровую политику.

В разрабатываемой сегодня модели реформирования денежного содержания предполагается, что оклад и выплаты должны соотноситься 50:50 и в дальнейшем перейти к 70:30. Резкое увеличение денежного оклада в итоге предлагаемой реформы не позволит государственному бюджету одномоментно справиться с задачей выполнения пенсионных обязательств в рамках действующего закона.

Предлагается для исчисления пенсии применять не 100%-ное содержание денежного довольствия, а только его часть в размере 30-60%, которая будет рассчитываться в зависимости от объема выделяемых бюджетных средств. Переход к 100% денежного довольствия для исчисления пенсии предполагается осуществить за 25-30 лет путем ежегодного увеличения суммы де-нежного довольствия, соответственно на 3,5% и 2% . Таким образом, при выходе на пенсию военнослужащим будет начислена пенсия из 30-60% денежного довольствия. Ежегодно эта сумма увеличивается на 2,5-3%, что по истечении 25-30 лет приведет к исчислению пенсии исходя из 100% денежного содержания.

В этом случае увеличение срока доведения базы исчисления пенсий по предложенному механизму позволит минимизировать увеличение расходов федерального бюджета на выплату основного размера пенсий уволенным военнослужащим.

Кроме того, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия назначается при отсутствии у граждан страхового стажа, а пенсия за выслугу лет — за 20 лет выслуги на военной службе, то минимальный размер пенсии за выслугу лет целесообразно установить в размере трех социальных пенсий. Это позволит привести пенсионное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в качестве солдат и сержантов, к среднему уровню пенсий за трудовой стаж, что будет способствовать закреплению квалифицированных кадров в Вооруженных силах Российской Федерации.

Так же целесообразно пересмотреть порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, которые проходили военную службу по контракту, но права на пенсию в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. не приобрели. Решить данную проблему возможно в двух вариантах:

■ путем расширения прав военнослужащих на военную пенсию с учетом трудового стажа для лиц, имеющих общий трудовой стаж 25 лет и более при наличии выслуги лет на военной службе 12,5 лет. В случае увольнения их с военной службы по сокращению штатов или по болезни пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа должна назначаться по достижении 45 лет независимо от даты увольнения с военной службы;

■ путем перечисления за периоды военной службы по контракту страховых взносов в пенсионный фонд. Это позволит обеспечить указанным военнослужащим равенство прав на пенсионное обеспечение за трудовую деятельность.

Повышение уровня пенсионного обеспечения военнослужащих также может быть достигнуто путем их вовлечения в схемы софинансирования пенсий с участием государства.

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 3:09 пп