Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов

Деловая игра

Процесс любого планирования начинается с ясного понимания того, что нужно делать для достижения конкретной цели.

Он начинается с определения и формулирования общих целей, что дает возможность выбрать направление работы. Цель – категория долгосрочного планирования. Она получает свою конкретизацию в постановке кратковременных задач. Задачи определяются в измеряемой форме и включают в себя то, что должно быть выполнено лицами или группой лиц, отвечающих за их выполнение, а также сроки. Когда задачи определены, а исполнение конкретных функций, способствующих достижению целей и задач, закреплено за конкретными организациями, лицами, программа (план) считается составленной.

План в отличие от программы должен включать подробности относительно того, как, каким способом задачи будут выполняться. Кроме того, уточняются детали, поскольку они имеют важное значение для повышения эффективности исполнения планов.

Деловая игра разработана для студентов и слушателей курса «Государственная региональная социальная политика».

Время проведения игры:  2  часа.

Количество участников: от 10 до 30 человек.

Необходимые помещения и оборудование: аудитория для занятий, слайд-проектор, доска.

Цели игры:

• Ознакомить студентов (слушателей) с основными положениями, принципами разработки и реализации социальных программ.

• Показать необходимость четкого описания в региональных социальных программах содержания деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по управлению социальной сферой региона.

• Научить студентов (слушателей) составлять социальные программы (планы) регионального (местного) уровня.

• Сформировать у слушателей умение правильно включать требуемые элементы структуры управления (методы, механизмы реализации, техническое и информационное обеспечение и др.) в «ткань» (текст) социальных программ и применять их в практической деятельности.

• Освоение базовых социологических понятий в области социальной политики, развития социальной сферы.

Описание игры

Игра представляет собой разработку региональных социальных программ на основе предложенных для рассмотрения концепций социально-экономического развития конкретного региона, включающего в качестве приложения описание экономического и социального потенциала региона (экономического региона или субъекта Федерации). Участники игры исполняют роли руководителей (участников) разработки региональных социальных программ, а также рецензентов (оппонентов) программ, разработанных своими коллегами.

Этапы игры

Этап 1 (подготовительный).

Этот этап включает в себя работу руководителя деловой игры (преподавателя) со слушателями в аудитории до исполнения ими ролей.

На первом занятии руководитель игры объявляет тему, цель, время и место проведения игры. Преподаватель дает краткое описание игры, предлагает слушателям выбрать реальный регион (субъект Федерации или экономический регион), а после проведения собеседования определяет подгруппы, разрабатывающие план по одной из отраслей развития социальной сферы (культура, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная защита населения). Слушатель может разработать план и индивидуально. В помощь слушателям предлагаются описание экономического и социального потенциала экономического региона; классификация регионов по принципу однородности факторов, обусловивших кризисные явления в экономике и социальной сфере; словарь основных терминов.

В целях более глубокого раскрытия темы студентам (слушателям) поручается сделать сообщение на заседании круглого стола и обсудить следующие проблемы:

1. Социальное планирование как функция социального управления.

2. Принципы, формы и методы социального планирования.

3. Программно-целевой метод в системе социального планирования.

4. Социологические исследования как инструмент реализации целей, принципов, форм и методов социального планирования.

Этап 2 (этап самостоятельной работы).

На этом этапе студенты (слушатели) знакомятся с раздаточным материалом, готовят выступления на заседаниях круглого стола, составляют проекты региональных социальных программ.

Этап 3 (рецензирование программ).

Продолжительность фазы: 30 минут.

На этом этапе руководитель игры собирает работы (планы социального развития, социальные программы) и по методу случайных чисел распределяет работы одних слушателей другим для взаимного рецензирования (содержание, полнота, систематизация и структурирование материала, объективность, реальность и др.).

Этап 4 (обсуждение рецензий).

Продолжительность: 40 минут.

Вначале рецензенты дают оценку составленным региональным социальным программам. Предоставляется слово руководителям подгрупп. Далее выступают оппонируемые, дают пояснения (соглашаются с оценкой или опровергают ее, обосновывая свое несогласие). Председатель жюри (чаще всего — руководитель игры), советуясь с двумя другими членами жюри, выдвинутыми группой из числа студентов (слушателей), дает оценку качеству рецензий и делает заключение по качеству разработанной программы (плана).

Этап 5 (анализ и обсуждение результатов игры).

Продолжительность 20 минут.

1. Участники игры, наблюдавшие за проведением игры (члены жюри), делятся результатами наблюдения и выводами.

2. Руководители подгрупп дают ролевую оценку всем членам групп.

3. Руководитель игры (преподаватель) предоставляет возможность выступить всем желающим (остальным участникам игры).

4. Преподаватель уточняет выводы участников игры и дает необходимые комментарии и пояснения, анализирует методические находки, предложенные студентами (слушателями), по дополнению игры новыми элементами, указывает на недостатки и достижения студентов (слушателей).

Рекомендации преподавателям по подготовке и проведению деловой игры.

Деловая игра призвана привить студентам (слушателям) практические навыки моделирования социальной ситуации для последующей разработки на этой основе реальной социальной программы (плана). Предложенные модели социально-экономического состояния региона являются достаточно обобщенными. В процессе моделирования ситуации требуется их дополнить конкретными параметрами, характеризующими данную моделируемую ситуацию на уровне отрасли социальной сферы, региона, муниципального образования.

В ходе консультаций с руководителями подгрупп желательно обратить их внимание на то обстоятельство, что при моделировании ситуации вначале необходимо выделить основные параметры для предстоящего анализа, а затем уточнять критерии, показатели и индикаторы.

В качестве методических выводов, сделанных в подгруппах, должны быть сформулированы общие правила и принципы построения социальных программ (планов) и средств описания социальной сферы региона.

При обсуждении итогов деловой игры важно отметить другие возможные варианты отдельных разделов программы.

Главное внимание при анализе планов следует обратить на:

• критерии, характеризующие качество программ;

• характеристики эффективности предлагаемых конкретных вариантов социальных программ (планов);

• общие принципы построения программ;

• прогнозирование возможных последствий решений, принимаемых в соответствии с разработанным планом;

• гибкость программы (плана), возможности его изменения или дополнения новыми положениями при изменении внешних условий (функционирование обратной связи);

• наличие первичной информации, необходимой для построения эффективно функционирующих программ;

• соответствие основных положений программы существующей нормативно-правовой базе.

Written by admin

Ноябрь 22nd, 2011 | 10:51 дп