Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Кому обеспечивать продовольственную безопасность страны

Михаил КОРНИЛОВ — доктор экономических наук, профессор РАГС

Иван ОБОЛЕНЦЕВ — кандидат экономических наук

Михаил СИНЮКОВ — доктор технических наук, профессор

30 января с.г. Указом Президента Российской Федерации № 120 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 5. 1 февраля. Ст. 502). Наша страна, не избалованная успехами в решении продовольственной проблемы, давно ждала этого документа. Доктрина, рассчитанная на долгосрочную перспективу, призвана стать основным директивным документом, которым должны руководствоваться не только государственные органы, в той или иной степени участвующие в развитии отечественных агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (далее — АПК и РХК), но и все негосударственные хозяйствующие субъекты соответствующего профиля, а также все заинтересованные в обеспечении продовольственной безопасности России структуры гражданского общества.

Для того чтобы эти институты слаженно работали на достижение поставленной в Доктрине цели, они должны быть объединены в систему с четко определенными функциями и полномочиями. Назовем ее Системой обеспечения продовольственной безопасности России (далее — СОПБ России).

На рисунке (c. 16) в самом общем виде представлено, какими, по нашему мнению, должны быть состав и структура СОПБ России.

Своего рода «верховным куратором» деятельности системы является Президент РФ. Но вследствие своей загруженности он непосредственно вмешивается в работу СОПБ страны только по наиболее сложным проблемам. В большинстве случаев вопросы решаются подчиненными Президенту РФ органами системы, которые наделены необходимыми для этого полномочиями. Так, Совет безопасности РФ оказывает необходимую помощь Президенту в общем руководстве обеспечением продовольственной безопасности страны, а при получении указаний рассматривает стратегические вопросы, что соответствует ст. 25 Доктрины.

Заметную роль в СОПБ России призвано играть Федеральное Собрание РФ. Его основная функция — формировать и укреплять правовые основы системы. Здесь предстоит еще очень много работы. Если не вдаваться в детали регионального и местного нормотворчества, то к настоящему времени, кроме Конституции РФ и Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», в эти основы заложено около 20 действующих федеральных законодательных актов. К сожалению, каждый из них лишь «по касательной» регламентирует защиту национальных интересов страны в агропродовольственной сфере. Но самое печальное, что правовая база до сих пор лишена главного компонента. Закон о продовольственной безопасности страны, потребность в котором становится все более настоятельной, дважды (в 1997 и 1999 гг.) был отклонен, в некоторых субъектах РФ приняты свои законодательные акты. По состоянию на начало 2010 г. такие законы действуют в Москве, Республике Башкортостан, Приморском крае, Волгоградской, Воронежской и Рязанской областях.

Свердловская область руководствуется Указом губернатора «О продовольственной безопасности в Свердловской области». В других регионах проводится соответствующая подготовительная работа.

Приведенная выше схема носит общий характер. СОПБ России представлена на ней отчасти как бы «встроенной» в вертикаль органов власти и управления, а отчасти «подтягивающей» разного рода негосударственные, а, стало быть, и невластные структуры. Это со всей очевидностью следует из той роли, которую играют в системе ее исполнительные органы.

Для повышения информационной емкости схемы на ней в качестве исполнительных органов обозначены в большинстве случаев не конкретные органы власти и управления, общественные организации и объединения, а их агрегаты, названные таким образом, чтобы состав этих органов и их функции в СОПБ страны стали понятными. Это, например, «организации предпринимателей», «общественно-политические организации» или «организации потребителей». Они представляют в системе соответственно частный капитал и заинтересованные в позитивном решении продовольственных вопросов слои гражданского общества. В агрегат «другие федеральные министерства и ведомства» включены те субъекты исполнительной власти (министерства, ведомства и др., кроме Министерства сельского хозяйства РФ), которые так или иначе причастны к обеспечению продовольственной безопасности страны. Агрегат «научное сообщество» объединяет все возглавляемые РАН, РАМН и РАСХН государственные и негосударственные научные коллективы (Всероссийский институт аграрных проблем и информатики, Российский НИИ информации и технико-экономических исследований по инженернотехническому обеспечению АПК, Институт конъюнктуры аграрного рынка, Институт проблем переходного периода, Всероссийский научный институт экономики рыбного хозяйства и др.). Сюда же входят отдельные ученые, которые стремятся внести свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, в частности в разработку инструментария оценки уровня защищенности национальных интересов России в агропродовольственной сфере и выявления угроз этим интересам. В агрегате «региональные и местные органы власти», помимо законодательных, представлена и совокупность исполнительных органов власти в субъектах РФ, а также действующих на территории означенных субъектов РФ аналогичных органов местного самоуправления, имеющих отношение к обеспечению продовольственной безопасности в пределах своего ведения.

Рисунок. Состав и структура системы обеспечения продовольственной безопасности России

Рисунок. Состав и структура системы обеспечения продовольственной безопасности России

По идее, каждый из упомянутых исполнительных органов СОПБ должен действовать в соответствии со своими функциями и обязанностями, составленными так, чтобы исключить дублирование, взаимное погашение и наличие оставшихся не затронутыми сфер деятельности. При этом необходимы четкая увязка и координация деятельности исполнительных органов системы при проведении соответствующих мероприятий независимо от того, осуществляются ли они ими совместно, параллельно или последовательно.

В этой связи обращаем внимание читателя на расположенный в центре схемы элемент, к которому со всех сторон сходятся стрелки, означающие участие в нем многих других составляющих системы, что превращает представленный исполнительный орган по существу в ее средоточие. Такого органа пока нет в нашей стране ни среди структур государственной власти, ни среди известных общественных организаций. Мы надеемся, что в нем будут в полной мере представлены и первые, и вторые. Предлагаем создать его прежде всего для взаимной увязки, всесторонней координации, выработки единых решений и обеспечения согласованной деятельности всех исполнительных органов СОПБ России. Этот орган может быть назван «Совет по продовольственной безопасности».

Что касается обязательной в любой социальной системе контрольной функции, то правом контроля над ее деятельностью в рамках своих полномочий наделяются Генеральная прокуратура РФ и Счетная палата РФ.

Такой в самых общих чертах видится нам СОПБ России. Читатель, конечно, обратил внимание на то, что многие элементы системы уже существуют. Но пока с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности они действуют разрозненно. Предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы «достроить» систему, придав ей законченный вид, уточнив, дополнив и отладив все ее функции, нацелив ее на эффективную работу по реализации и защите национальных интересов России в агропродовольственной сфере.

В составе системы четко просматриваются ее государственный и негосударственный компоненты. Почему? Да потому, что подлинный, а не показной успех в обеспечении продовольственной безопасности страны может быть достигнут только благодаря формированию баланса интересов государства и общества, взаимному равноправному учету этих интересов всеми участниками СОПБ России.
В этом альянсе при равенстве прав участников роль государства и его институтов остается главенствующей хотя бы в силу несравненно больших, чем у негосударственных структур, финансовых и материальных возможностей. Со стороны государства бремя наиболее активного участия в обеспечении продовольственной безопасности несет исполнительная власть. Его по принадлежности разделяют многие правительственные органы как федерального центра, так и субъектов РФ на условиях межведомственности. Так, на уровне федерального центра непосредственно в обеспечении продовольственной безопасности России, как нам представляется, из ныне существующих должны быть задействованы, кроме собственно Правительства РФ и его аппарата, еще как минимум 25 министерств и ведомств. Следует иметь в виду, что в российской «двухэтажной» компоновке органов государственной власти и управления все эти федеральные министерства и ведомства дополняются на «нижнем этаже» территориальными подразделениями, а также имеющими отношение к решению продовольственной проблемы региональными исполнительными органами государственной власти и местными органами самоуправления. Аналогичную «двухэтажную» компоновку имеют в СОПБ России ее законодательная и контрольная подсистемы.

К числу государственных исполнительных (хотя и неправительственных) органов, включение которых в СОПБ России вряд ли можно подвергнуть сомнению, следует отнести и крупнейшие академические сообщества страны с их многочисленными научно-исследовательскими институтами и центрами.

Таким образом, просматривается формирование некоей совокупности органов федеральной, региональной государственной власти и местного самоуправления*, которые призваны вносить определенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

* Органы местного самоуправления упоминаются здесь наряду с государственными органами исполнительной власти потому, что, согласно гл. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», они могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Представляется, что ответственность за удовлетворение потребностей населения в продуктах питания как раз и следует рассматривать в качестве одного из «отдельных государственных полномочий», которое может быть отчасти (по мере возможности его реализации) возложено на органы местного самоуправления.

Их деятельность должна способствовать удовлетворению потребностей людей в продуктах питания, оцениваемому по четырем основным критериям:

■ физической доступности продуктов питания для потребителя, иначе говоря, наличию их на рынке;

■ экономической доступности продуктов питания для потребителя, иначе говоря, возможности приобрести эти продукты на рынке по доступной для него цене;

■ безопасности самих продуктов питания, то есть отсутствия в них опасных для здоровья человека включений (химических соединений, болезнетворных бактерий, вирусов, генетических модификаций и т. п.);

■ качеству питания, то есть потреблению человеком в ежедневном рационе питания в необходимых пропорциях необходимого ему количества калорий и питательных компонентов (пп. 11, 12 Доктрины продовольственной безопасности РФ).

По критерию физической доступности продуктов питания удовлетворение потребности людей в них в России, как и в любой другой стране, может идти двумя путями: за счет возможностей отечественного АПК и РХК и за счет импорта продукции, готовой к употреблению, а также сырья и полуфабрикатов для ее производства.

В первом случае среди исполнительных органов государственной власти основная ответственность за организацию физической доступности продовольствия для населения возлагается, мы считаем, на Минсельхоз России, аналогичные министерства и ведомства субъектов Федерации, Росрыболовство, а в части, касающейся воспроизведения дикорастущих продуктов питания (грибов, ягод, орехов и т. п.), — и на Рос-лесхоз. Обеспечивать прогноз погоды призван Росгидромет, необходимый объем водных ресурсов — Росводресур-сов, а надзор за рекультивацией земель сельскохозяйственного назначения и общим состоянием природных ландшафтов — Росприроднадзор. Обеспечивать же деятельность российского АПК поставками энергоресурсов, отечественного сельскохозяйственного оборудования, минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов и т. п. призваны Минэнерго России, Минпромторг России, а в части, его касающейся, и Рос-техрегулирование. За подготовку специалистов для АПК, РХК и смежных производств отвечает Минобрнауки России, а за обеспечение АПК и РХК трудовыми ресурсами — Роструд и аналогичные ведомства субъектов РФ.

Если развитие пойдет по второму пути, то основным фигурантом является МЭР России, несущее ответственность за формирование и реализацию внешнеторговой политики страны, в том числе за импорт продуктов питания, сырья и полуфабрикатов для их производства в России, семян и племенного скота, сельскохозяйственного оборудования, оборудования для пищевой промышленности и т. п.

Для обеспечения физической доступности продовольствия на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств решающая роль также отводится МЭР России, которое через подчиненный ему Росрезерв контролирует создание, пополнение и расходование необходимых стране стратегических запасов продовольствия. В дополнение к усилиям федерального центра в субъектах РФ и даже в крупных муниципалитетах создаются свои запасы продовольствия, администрируемые соответствующими региональными и местными органами управления.

Что касается обеспечения экономической доступности продовольствия для населения, то в этом деле активно участвуют МЭР России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Росрыболовство, Росалкоголь, курируя влияющие на ценообразование вопросы повышения урожайности сельхозкультур, продуктивности животноводства, улова рыбы и других водных биологических продуктов, производительности труда и ассортимента продукции в пищевой промышленности и других смежных с агропроизводством отраслях. Наряду с ними на ценообразование в агропродовольственном секторе оказывает влияние и инновационная деятельность Минобрнауки России, а также РАН и РАСХН, в многочисленных НИИ и НИЦ которых разрабатываются новые промышленные технологии и агротехнические приемы.

На формирование доступных для населения цен на продовольствие воздействует и Федеральная антимонопольная служба России, противодействующая образованию монополий на производство (торговлю) различных видов продовольствия и неизбежному при этом диктату монопольных цен. Непосредствен-
ное отношение к формированию цен на продовольствие имеет и Федеральная служба по тарифам России, разрабатывающая тарифы на продукцию естественных монополий (энергетиков, транспортников и др.), которые затем существенно влияют на ценообразование в любом секторе российской экономики, в том числе, конечно, и на цены на продовольствие.

Контролировать сохранение безопасного для здоровья людей состояния продовольствия, реализуемого на внутреннем рынке России, призван Роспотребнадзор, в обязанности которого входят как санитарно-эпидемический надзор на продовольственном рынке, так и контроль за соблюдением прав потребителей, то есть выбраковка всего несвежего и болезнетворного продовольствия и продовольствия с истекшими сроками реализации. Контроль за качеством семенного и племенного фонда осуществляет и Россельхознадзор. Объекты и методы такой выбраковки выявляются и разрабатываются в ходе биологических и медицинских исследований. В частности, в НИИ и НИЦ РАН и РАМН устанавливается степень опасности использования в пищу генно-модифицированных продуктов питания. А при проведении контроля за безопасным состоянием продовольствия, семян и сельскохозяйственных животных, ввозимых в Россию из-за границы, всю возможную помощь Роспотребнадзору и Россельхознадзору должна оказывать Федеральная таможенная служба России.

И, наконец, в обеспечении качества питания россиян основная нагрузка падает на Минздравсоцразвития России и РАМН, которые на основании международных стандартов питания, отечественных научных разработок по сбалансированному потреблению в ежедневном пищевом рационе калорий и питательных компонентов, изучения и творческого применения соответствующего зарубежного опыта вырабатывают научно обоснованные рекомендации здорового питания и пропагандируют их среди населения. Это относится и к пропаганде умеренного потребления алкоголя и отказа от курения табака.

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 1:40 пп