Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Стратегический менеджмент в Казначействе России

Станислав ПРОКОФЬЕВ — заместитель руководителя Федерального казначейства, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации

Трансформация экономики России, обусловленная переходом на инновационный путь развития, затрагивает сферы организации и функционирования сектора государственного управления. В системе Федерального казначейства это выражено, в частности: изменениями в структуре внутренней организации и управления ведомством; внедрением инновационных подходов применительно к новым направлениям функциональной деятельности; поиском эффективных подходов к развитию и совершенствованию исполнения традиционных функциональных направлений деятельности. Основные перспективные линии в значительной мере ориентированы на принципы лучших практик реализации административной реформы в нашей стране, а также на изучение и внедрение элементов зарубежного опыта, включая достижения сектора реальной экономики.

Важнейшее инновационное изменение, которое внедряется в деятельности Федерального казначейства, -это переход к стратегическому менеджменту (стратеги-рованию). Полагаю, что возможно выделить четыре этапа стратегического менеджмента как важных составных элемента соответствующего перманентного процесса.

1.    Постоянный анализ места и роли федерального органа исполнительной власти в системе мероприятий по реализации социально-экономической политики Президента РФ и Правительства РФ, формирования и согласования в установленном порядке перспективных направлений развития ведомства.

2.    Определение и корректировка стратегических целей и задач внутри федерального органа исполнительной власти, их гармонизация с его ресурсными возможностями, включая мобилизацию необходимых резервов.

3.    Идентификация и институализация проблемных вопросов, формирование «центров ответственности» для наиболее эффективного их решения и реализация соответствующих конкретных мероприятий.

4.    Изменение подходов к системе оценки и контроля внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти.

Внедрение инновационной составляющей в деятельности сектора государственного управления должно базироваться на основе: законодательства Российской Федерации, инновационных инициатив Президента Российской Федерации; Концепции долгосрочного развития до 2020 года, утвержденной Правительством РФ; основных направлений деятельности Правительства РФ; государственных программ, которые должны быть сформированы в рамках реализации комплекса мер по повышению эффективности расходования средств федерального бюджета.

В соответствии со стратегическими приоритетами должны формироваться цели и задачи, а также пути развития каждого субъекта бюджетного планирования.

Поскольку Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, как субъекта бюджетного планирования, его цели, задачи увязываются с системой целеполагания Министерства финансов Российской Федерации.

Для того чтобы понять, какие элементы стратегирования внедряются в Казначействе России, охарактеризуем его, в наиболее общем виде, как объект управления. Это сложная вертикально-интегрированная система с трехуровневой иерархией управления (центральный аппарат, управления Федерального казначейства во всех субъектах Российской Федерации и подчиненные им отделения в муниципальных образованиях), в которой занято свыше 50 тысяч государственных гражданских служащих. Она представлена 2300 точками присутствия по всей территории страны.

В ведомстве используется линейно-функциональная модель управления и в перспективе возможен переход к матричной системе менеджмента с четким выделением центров («штабов») ответственности по каждому направлению функциональной деятельности. Применяется комплекс элементов стратегического управления.

1.    Система сбалансированных показателей эффективности и результативности деятельности, каскадированных и декомпозированных по линейно-зональному принципу от Федерального казначейства до каждого государственного гражданского служащего ведомства.

2.    Процессный подход, используемый при формализованном описании всех итеративных процедур функциональной деятельности на основе международного стандарта ISO 9001 с полной их регламентацией. Используется следующая иерархия регламентов. На первом уровне — Регламент Казначейства России как федерального органа исполнительной власти (регламент внутриведомственной организации). На втором уровне — административные регламенты исполнения всех государственных функций. На третьем уровне иерархии регламентации сформированы «электронные» технологические регламенты, которые описывают функции, задачи и роли каждого конкретного государственного гражданского служащего в процессе осуществления той или иной операции с обязательным отражением «аудиторского следа» работы сотрудника в компьютерной базе данных Казначейства России. На базисном уровне иерархии разработаны должностные регламенты государственных гражданских служащих Федерального казначейства, в максимальной степени отражающие специфику их непосредственной деятельности.

Полагаю, что путем детальной регламентации технологических операций и стандартизации контроля за их исполнением можно достичь единообразия всех технологических процедур, четкой фиксации деятельности сотрудников при реализации каждой функциональной операции и в конечном счете более эффективного функционирования крупного территориально-распределенного ведомства в масштабах страны.

3.    «Электронное казначейство», важнейшими составными элементами которого являются: единый комплекс прикладного программного обеспечения, ведомственная телекоммуникационная сеть, соответствующее инженерно-технологическое обеспечение, система «внутреннего» и «внешнего» электронного документооборота. Кроме того, в процесс санкционирования федеральных бюджетных расходов в настоящее время активно внедряются новые элементы: акцепты «электронных» государственных контрактов и «электронных» актов выполненных работ, различные управленческие сервисы, которые необходимы для эффективного менеджмента и другие.

4.    Управленческий учет, разработанный и поэтапно внедряемый в Казначействе России начиная с 2009 года. Использование этого инструментария позволит уже в текущем году определить объемы бюджетных затрат на исполнение учетной единицы государственных функций и осуществлять их более детальный анализ (например, в территориальном разрезе). В итоге определятся пути экономии бюджетных затрат на содержание как Казначейства России в целом, так и его территориальных органов.

В Федеральном казначействе существует два горизонта планирования развития ведомства: пятилетнее на основе стратегической карты и тактическое — на ежегодной основе. Оба уровня тесно взаимосвязаны и учитывают актуальные тенденции социально-экономической политики государства.

Специалистами Федерального казначейства была разработана Стратегическая карта развития ведомства до 2015 г. (см. http//www.roskazna.ru), включающая формирование таких базовых компонентов стратегиро-вания, как роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач.

Важнейшими целями развития Казначейства России на среднесрочную перспективу являются:

■    формирование единого информационного пространства финансовой деятельности всех публично-правовых образований в стране;

■    обеспечение качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики (включая государственные внебюджетные фонды);

■    развитие современной системы бюджетных платежей (в том числе с применением биржевых механизмов регулирования ликвидности единого казначейского счета по учету средств федерального бюджета, а также современных банковских расчетно-платежных технологий);

■    совершенствование системы внутренней организации деятельности ведомства, основанное на применении новейших информационно-телекоммуникационных технологий, детальной административной и технологической регламентации всех основных итеративных процессов, оптимизации структуры и функций сотрудников и т. д.

Существенную роль в процессе развития Казначейства России должно сыграть активное внедрение в систему управления программно-целевых методов, что предполагает использование инструментов ведомственных целевых программ в тесной связи со стратегическими задачами ведомства.

Для реализации мероприятий Стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 гг. ежегодно формируются планы мероприятий. Так, например, одним из существенных направлений в деятельности ведомства в 2010 году должно стать качественное изменение его роли в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Их спектр — от содействия внедрению механизмов «электронных аукционов» (посредством инсталляции государственным (муниципальным) заказчикам электронной цифровой подписи для обеспечения их доступа к соответствующим торговым площадкам) до формирования единого общероссийского официального сайта как интегрированного портала для всех публично-правовых образований страны. Здесь уже в 2011 году будет размещена вся установленная законодательством информация о государственных (муниципальных) закупках.

Эти подходы позволяют существенно увеличить степень транспарентности и оперативности в процессе осуществления государственных (муниципальных) закупок, снизить степень ее коррупциогенности и значительно повысить эффективность использования бюджетных средств.

В реализации новых стратегических методов принципиально новую роль должен играть ведомственный контроль и внутренний аудит. Уже много лет предметом
финансово-бюджетного контроля в Российской Федерации являются в основном вопросы законного и целевого использования бюджетных средств. Не отрицая их важности, отметим, что в современных условиях этого недостаточно. В качестве стратегических компонентов внутриведомственного контроля в Казначействе России можно рассмотреть:

■    функцию «комплайенс-контроля», т. е. контроля за соответствием выполнения структурными подразделениями Казначейства России и (или) конкретным государственным гражданским служащим всей совокупности законодательных и нормативных актов, а также ведомственных регламентов;

■    функцию «контроллинга» — контроля со стороны центрального аппарата Федерального казначейства за организацией внутриведомственного контроля, осуществляемого на уровне его территориальных органов.

Что же касается внутреннего аудита, то, полагаю, он должен быть в первую очередь нацелен на выявление эффективности (экономности и результативности) осуществления Федеральным казначейством государственных функций в установленной ему сфере деятельности и определение соответствующих рисков.

Трансформация подходов к управлению элементами сектора государственного управления, их адаптация к новым требованиям — это сложный, многоаспектный процесс, результаты которого, как правило, проявляются по истечении значительного времени. Тем не менее, думаю, что в современных условиях применение инновационных подходов в этой сфере является насущной жизненной потребностью и должно стать важной составляющей в процессе модернизации экономики Российской Федерации.

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 1:31 пп