Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Подготовка и сопровождение региональных законодательных инициатив

Владимир СВИНАРЕВ — Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Консолидированные инициативы обладают одним существенным признаком — они носят межрегиональный характер, отличаются от других региональных инициатив масштабностью решаемых задач, а сфера их регулирования затрагивает насущные вопросы развития не одного региона.

Разговор пойдет о взаимодействии в сфере подготовки и сопровождения региональных законодательных инициатив. Ситуация с реализацией законодательных инициатив субъектов за последнее время несколько изменилась, но в целом оставляет желать лучшего. Если в предыдущие годы только 2-3% законопроектов, внесенных законодательными собраниями регионов, становились законами, то в прошлом году этот показатель составил около 11%. Однако полностью не удалось преодолеть общие причины «пробуксовки»: мелкотемье, отсутствие системности, невысокий уровень правовой проработанности. Значительное количество вносимых на рассмотрение Думы региональных законопроектов
имеют один и тот же предмет регулирования. При этом законодательные предложения регионов рождаются не на пустом месте, они наиболее приближены к реальным потребностям территорий и населения.

Эти и другие обстоятельства объективно обусловливают необходимость объединения усилий федеральных и региональных законодателей. Об этом говорил в Послании Федеральному Собранию Президент России. Им поставлена задача повысить эффективность законодательной деятельности субъектов на федеральном уровне, и Совету Федерации поручено стать координатором этой работы.

Координирующая роль Совета Федерации вполне очевидна и является неотъемлемым элементом его конституционной природы.

Определенный Конституцией статус Совета Федерации дает основание рассматривать законодательную деятельность нашей палаты как возможность для выражения консолидированной позиции регионов. И эта роль палаты в дальнейшем будет только усиливаться.

Известно, что с 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон, в соответствии с которым Совет Федерации будет формироваться из депутатов регионального и местного уровней, что придаст новый импульс совместной работе. При этом конституционное право законодательной инициативы, закрепленное за законодателями субъектов, никоим образом не умаляется. Мы работаем вместе с регионами, у нас общие цели.

Одной из задач, стоящих перед Федеральным Собранием, аппаратами обеих палат, является создание правовых и организационных механизмов, позволяющих в полной мере использовать в федеральном законотворчестве потенциал субъектов. Работа с регионами строится не с чистого листа. И Совет Федерации, и Государственная Дума ведут целенаправленное, постоянное общение с регионами, большую работу по формированию новых подходов к взаимодействию в законотворческой деятельности, в которых участвуют все парламентские структуры, включая подразделения аппаратов.

Начальный этап координации участия региональных законодателей в федеральном законодательном процессе уже пройден: утверждена Концепция взаимодействия с субъектами, внесены изменения в Регламент, действует распоряжение Председателя. В целях совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации подписаны соглашения между Советом Федерации и законодательными органами всех субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.

Основным направлением работы по реализации названных соглашений является подготовка, совместное внесение и продвижение консолидированных законодательных инициатив. Всего в Совет Федерации за прошлый и начало этого года от законодательных органов субъектов поступило свыше 30 проектов таких инициатив. Сейчас на разных стадиях проработки находится 13 законопроектов. Первая консолидированная инициатива Совета Федерации и Государственной Думы Томской области — Проект федерального закона № 3058575 «О внесении изменений в статьи 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» — уже внесена и находится на рассмотрении Государственной Думы.

<..> Хочу подчеркнуть, что консолидированные инициативы обладают одним существенным признаком — они носят межрегиональный характер, отличаются от других региональных инициатив масштабностью решаемых задач, а сфера их регулирования затрагивает насущные вопросы развития не одного региона. В этой связи в процессе их подготовки особое значение приобретает налаживание механизмов взаимодействия по обобщению практики применения федерального законодательства в субъектах в целях отслеживания пробелов, коллизий, других «точек торможения» и оперативного их устранения путем подготовки текстов соответствующих инициатив. Особый акцент в этом процессе, как представляется, лежит в сфере выстраивания работы представителей нашей палаты и Правительства, в частности Минрегиона России как основного субъекта выработки региональной политики на федеральном уровне.

Процедурно консолидированные инициативы направляются на рассмотрение Думы Советом Федерации, но вносятся совместно с законодательными собраниями регионов, что подтверждается прилагаемыми к ним решениями региональных органов законодательной власти.

Регламент нижней палаты предусматривает возможность внесения одного законопроекта несколькими субъектами права законодательной инициативы. И практика законодательной деятельности Думы содержит ряд положительных примеров рассмотрения законопроектов, совместно внесенных несколькими законодательными органами субъектов, а также законодательными органами субъектов и иными субъектами права законодательной инициативы, к примеру членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы.

Таким образом, и в Регламенте Думы, и в сложившейся практике деятельности нижней палаты есть все необходимые парламентские процедуры для внесения и рассмотрения консолидированных инициатив как в общем, так и, при необходимости, в особом, первоочередном, порядке. Такой подход официально был поддержан руководством Государственной Думы, и, я полагаю, его реализация позволит объединить наши усилия.

А уж для того чтобы окончательно снять всякие сомнения в достаточности и надежности существующих процедур, порядок подготовки и внесения регионами и Советом Федерации консолидированных инициатив мог бы приобрести и нормативный характер. Предложения о внесении соответствующей поправки в 184-й Федеральный закон прошли предварительную проработку в палате и получили одобрение 52 субъектов.

Советом Федерации проводится всесторонняя работа для того, чтобы оформить общую заинтересованность регионов в решении той или иной законодательной проблемы.

Свою роль в этом процессе играет Совет законодателей. Статус Совета, его президиума позволяет рекомендовать законодательным органам субъектов присоединяться к законопроектам в качестве соавторов. А комиссия Совета законодателей по вопросам координации законотворческой деятельности наряду с ответственным комитетом нашей палаты становится полноправным участником работы с проектами региональных и консолидированных инициатив — докладывать о ходе своей работы на координационных совещаниях палаты, способствовать взаимодействию с Правительством при подготовке проектов заключений.

Другой актуальной задачей остается выработка единого механизма планирования. На сегодняшний день в Совете Федерации проводятся анализ и обобщение планов законотворческой деятельности субъектов, конкретных законодательных предложений. Идет работа над тем, чтобы на основании сформированного перечня законодательных инициатив и предложений, поступивших от субъектов, составить обобщенный план подготовки и внесения консолидированных инициатив с последующим его утверждением на Совете законодателей или его президиуме. Эта работа также объективна и востребована.

Одно из приоритетных направлений работы — подготовка и сопровождение консолидированных инициатив. Разработано Положение о взаимодействии структурных подразделений аппарата с законодательными органами субъектов. В нем учтены рекомендации законодательных органов власти субъектов Федерации, прозвучавшие на заседаниях Координационного совета и его президиума. Активно функционирует специальная рабочая группа Аппарата палаты.

Хочу особо отметить большую законотворческую работу парламентских ассоциаций субъектов. В этой связи представляется целесообразным организовывать более тесное взаимодействие с этими региональными структурами. Сегодня и Совет Федерации, и Государственная Дума проводят с ними совместные мероприятия, направляют своих представителей для участия в их работе, приглашают к себе. Важно, чтобы ассоциации заблаговременно информировали нас о своих планах, предлагали и принимали совместные экспертные разработки. Палаты Федерального Собрания заинтересованы в таком сотрудничестве.

Объединению усилий аппаратов способствует также налаживание их взаимодействия и в рамках организации тематических встреч работников профильных аппаратных структур. Так, например, регулярно проводятся совещания правовых служб, пресс-служб. В целях совершенствования координации аналитического обеспечения законодательной деятельности в прошлом году в нашей палате, а на днях в Государственной Думе проведены семинары-совещания с сотрудниками аналитических служб законодательных собраний. На них обсуждались вопросы повышения эффективности работы в законодательной сфере. Мы поддерживаем предложение Аппарата Государственной Думы о необходимости создания единой аналитической базы по сопровождению региональных инициатив. Планируем организовать регулярное проведение таких семинаров.

Для обеспечения полноценного обмена опытом аналитических, правовых и экспертных служб считаю также целесообразным вернуться к вопросу о создании парламентского учебно-методического центра.

В современных условиях особое значение приобретает налаживание оперативного информационного взаимодействия с регионами. Такая работа эффективна только на основе современных технологий. В решении этой задачи активно задействованы ресурсы обеих палат.

В рамках официального интернет-сайта Совета Федерации эксплуатируется информационная подсистема «Виртуальные ячейки». Еще большие возможности может дать нам «Парламентский портал» как система, объединяющая ресурсы не только палат Федерального Собрания, но главное — законодательных собраний субъектов. На это же нацелена активно проводимая сейчас нашими коллегами из Государственной Думы работа по созданию аналитической информационной системы «Законотворчество».

В этой связи стоило бы обсудить вопрос объединения ресурсных и технических возможностей. Тем более что серьезный опыт работы с порталом уже накоплен в законодательных органах Самарской, Курганской, Новгородской областей, в Думе Ханты-Мансийского автономного округа.

Следует активнее использовать информационные технологии для проведения видеотрансляций и видеоконференций с участием региональных законодателей. Такой «телемост» с Законодательным Собранием Ульяновской области прошел недавно на одном из наших аппаратных совещаний. Мы будем внедрять эту новую форму не только с законодательными собраниями, но и с парламентскими ассоциациями. Планируем также организовывать эффективное информационное сопровождение в СМИ и сети Интернет наиболее значимых региональных законопроектов.

В продвижении региональных инициатив мы все являемся партнерами и рассчитываем на взаимопонимание и тесное сотрудничество со всеми субъектами законодательного процесса. Активными участниками формирования позиции по законопроектам, в том числе до внесения их на рассмотрение Государственной Думы, являются Главное правовое управление Администрации Президента, Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности, Правовой департамент Аппарата Правительства РФ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Большую работу в палатах ведут полномочные представители Президента и Правительства. Полагаю, более заинтересованному и эффективному участию субъектов в федеральном законодательном процессе способствовало бы систематическое информирование и приглашение на заседания указанной правительственной комиссии представителей субъектов, инициировавших законопроекты, в том числе совместно с Советом Федерации. Убежден, что наша совместная работа создаст необходимые условия для повышения эффективности законотворческой работы. Выполняя поручение Президента, мы решаем общую задачу, открывая дорогу законодательным инициативам регионов.

Written by admin

Январь 9th, 2017 | 1:23 пп