Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

К построению модели информационнополитических отношений

Юлия КЛИМЕНТОВА — аспирантка кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС

Свободный доступ к информации, открытость, прозрачность органов власти на всех уровнях управления являются необходимым условием обеспечения гражданского контроля над властью. Однако важно не просто предоставить населению доступ к информации, но и разработать эффективную модель взаимодействия власти и общества на муниципальном и региональном уровнях, а также описать механизмы ее реализации. События в Калининграде в конце января этого года, когда тысячи людей вышли на площадь из-за накопившихся социальных проблем в регионе, показали, как важно для власти вовремя уловить социальные настроения и скорректировать управленческие действия для разрешения проблемной ситуации.

Взаимодействие органов власти и населения, на наш взгляд, необходимо выстраивать в первую очередь на муниципальном уровне, так как местное сообщество знает собственные нужды, проблемы своего муниципального образования, напрямую заинтересовано в их решении. К тому же местное самоуправление развивает в людях самодеятельность, наряду с частными интересами у граждан появляются общественные [1], формируется отношение к себе как к субъекту политической деятельности. Через участие в обсуждении и поиске путей развития своей территории в процессе социальной коммуникации человек становится субъектом информационно-политических отношений как производитель и потребитель политической информации, необходимой ему для вышеуказанной деятельности. В результате им осуществляется поиск и оценка политической информации не как объектом управления, а как его субъектом с установкой «что я могу сделать для того, чтобы улучшить жизнь своего населенного пункта».

Следовательно, одним из условий формирования системы субъект-субъектных информационно-политических отношений [2, 3, 4] региона является взаимодействие жителей со «своей» местной властью, ее информационная открытость, прозрачность, т.е. наличие реального местного самоуправления территорией [5]. Для этого необходимо наладить взаимодействие органов муниципального управления и местного сообщества, являющихся компонентами системы местного самоуправления. Под такой системой мы понимаем совокупность взаимодействующих и подконтрольных друг другу, посредством информационнокоммуникативных механизмов подсистемы региональных и местных СМИ, субъектов местного самоуправления — муниципальной власти, органов муниципального управления и местного сообщества.

Ведущий принцип, на основе которого должно осуществляться взаимодействие муниципальной власти, муниципальных служащих и местного населения, — это принцип информационной открытости как непременная предпосылка прозрачности органов местного самоуправления. Выделяют три сферы прозрачности: информационную (наличие возможности и механизмов доступа к информации о деятельности муниципальных органов и о развитии муниципального образования); представительскую (способность граждан участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся развития муниципального образования через своих представителей или напрямую); общественного влияния (активность населения в требовании отчетности должностных лиц) [6].

 

В результате возникает следующая взаимообусловленная зависимость: информационная открытость органов муниципального управления — субъективная мировоззренческая система граждан — интерес к политической информации — оценка ее объективности и достоверности — отношения доверия населения и местной власти -прозрачность местного самоуправления -отношения социального партнерства — эффективное решение проблем территории.

Для эффективного развития территории муниципального образования, на наш взгляд, необходимо формирование следующей информационно-коммуникативной системы взаимодействия (схема 1).

Необходимым условием формирования данной модели взаимодействия является информационно-коммуникативные воздействия на массовое сознание населения региона и специализированное сознание должностных лиц местных и региональных органов управления, а роль государства заключается в создании правовой базы (нормативные акты, закрепляющие за населением инструменты влияния на деятельность органов местного самоуправления; законы, обязывающие местную власть давать отчет о своей работе жителям муниципального образования и др.) социальных и политических условий для развития этих отношений.

Одним из механизмов организации приведенной системы отношений теоретически является подсистема региональных и местных СМИ как целеориентирующий проводник социальных действий субъектов местного самоуправления и регионального управления, обеспечивающий их устойчивые связи. Однако следует реально установить и поддерживать разнообразные социально значимые контакты в системе «население — СМИ — местное управление — СМИ — региональное управление», т.е. нужна практическая реализация данной модели взаимодействия.

Для формирования вышеприведенной системы социально значимых взаимодействий СМИ необходимо:

■    объективное информирование о событиях и условиях жизни муниципального образования и деятельности органов муниципальной власти, информационное обеспечение программ социальноэкономического развития территории (необходимое условие обеспечения доверия читателя к СМИ и органам муниципальной власти);

■    координация разнонаправленной социальной активности населения данной территории путем акцентирования внимания общественности на проблемах муниципального образования, обеспечения площадок для обсуждения социально значимых проблем муниципального образования на страницах газет;

■    анализ и комментирование различных точек зрения по решению вынесенных на суд общественности вопросов;

■    выявление общественного мнения и реального отношения населения к деятельности муниципальной власти;

■    синтезирование региональными СМИ и органами управления субъекта Федерации социально значимой информации для муниципальных образований региона;

■    взаимодействие региональной и местной прессы, предоставление объективной информации региональными СМИ о деятельности органов региональной власти;

■    оценка региональными СМИ деятельности региональной власти, формирование общественного мнения.

Основные элементы вышеприведенной

системы взаимодействия:

1)    субъекты:

■    журналисты местных СМИ (являющиеся жителями муниципального образования, знающие его проблемы и заинтересованные в их решении), региональных СМИ (аналитики, профессионалы);

■    читатели, телезрители (жители муниципальных образований, имеющие потребность в получении информации о жизни муниципального образования и своего региона);

■    органы муниципальной власти и региональной власти (заинтересованные в развитии территории возглавляемого ими муниципального образования);

■    социально активное население муниципального образования (защищающее свои интересы и привлекающее всеобщее внимание к своим личным проблемам);

2)    объекты:

■    население муниципального образования (доверяющее или не доверяющее органам муниципальной власти, одобряющее или не одобряющее их деятельность), население региона;

■    муниципальные служащие;

3)    цель — создание отношений социального партнерства региональной, муниципальной власти и населения для эффективного развития территории региона;

4)    инструмент — местные и региональные СМИ [7], каналы межличностной и массовой коммуникации.

Структура информационно-политических отношений в системе взаимодействия «население — СМИ — местная власть — СМИ — региональная власть» выглядит следующим образом (схема 2).

Некоторые черты ее проявления можно наблюдать в Тамбове. Там по инициативе органов территориального общественного самоуправления, советов территорий и горожан проводится конкурс «Уютный двор», организатором которого является администрация города (S-S взаимодействие). Жители соревнуются за звание лучших в номинациях «Благоустроим свой дом», «Общественная инициатива на благо нашего двора» и «Благоустройство двора -дело молодых». Лауреаты конкурса награждаются подарками. Это один из способов решения проблемы благоустройства территорий. Муниципальная газета «Наш город Тамбов» осуществляет информационное сопровождение и координацию социальной активности населения, желающего принять участие в конкурсе. Таким образом, здесь есть условия для формирования данной модели взаимодействия.

Читатель выполняет функции отбора и распространения по каналам межличностной коммуникации значимой для населения информации. Для него необходим мотив для восприятия сообщения. Здесь имеет значение, насколько проблема затронула интересы читателя как жителя данного муниципального образования, насколько она будет важна для его близких, друзей, коллег по работе, их отношение к ней. Т.е. информация должна вызывать отклики у его близких. Соответствие приведенному критерию «запускает» не только механизм межличностной коммуникации, но и публичного обсуждения на страницах этой же газеты, в виде выражения мнений читателей. Органы муниципальной власти, учитывая пожелания граждан, принимают решения по обсуждаемой проблеме, ориентируясь на оценки этого решения на страницах местной прессы.

Если органами местного самоуправления не принимаются никакие меры по решению той или иной проблемы или ее решение не удовлетворяет население муниципального образования, информация поднимается на уровень субъекта РФ путем взаимодействия местных СМИ с региональными. Здесь к ней привлекается всеобщее внимание.

Таким образом, реализация описанной системы регионального и муниципального взаимодействия приведет к эффективному развитию местного самоуправления и формированию системы субъект-субъектных информационно-политических отношений власти и населения.

Литература

1.    Незнамова ЕА. Местное самоуправление: прошлое, настоящее будущее: М.: Изд-во РАГС, 2009.

2.    Воробьев В.В. Менеджмент в социальной информациологии. М.: РАГС, 2005.

3.    Попов ВД. Социальная информациоло-гия и журналистика. М.: РАГС, 2007.

4.    Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.

5.    Дзялошинский И.М. СМИ и органы местного самоуправления: взаимодействие во имя информационной открытости власти, М., 2002.

6.    Политическая открытость и роль средств массовой информации / Государственная служба за рубежом / Реферат. бюллетень РАГС. 2001. №3.

7.    Воронова АА. Инструментальная функция СМИ в согласовании интересов и потребностей государства и общества. Автореферат … дис. канд. полит. наук: 10.01.10. Москва, 2006.

Written by admin

Декабрь 13th, 2016 | 2:52 пп