Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Основные направления совершенствования бюджетно-налоговых механизмов, обеспечивающих исполнение социальных обязательств государства

Дискуссия

План

1. Требования к механизмам социальной политики.

2. Правовое обеспечение социальной политики.

3. Финансовые и налоговые механизмы.

4. Административный ресурс в социальной политике.

5. Политические методы в социальной политике.

6. Способы разрешения противоречий между экономической и социальной политикой.

Вопросы и задания

1. Установление «плоской» шкалы подоходного налога (13 %) «уравняло» налоговую нагрузку на миллионера и бедняка. Каковы социальные последствия такого решения? Проанализируйте отрывок из статьи В. Щурова «Шкала с острыми углами» «… В России пять лет действует так называемая плоская шкала налога на доходы физических лиц. Получаете вы пять тысяч рублей или миллион долларов — все равно платите 13-процентный подоходный налог, Поборы с зарплаты не зависят от того, холост человек или женат, есть ли в семье дети и иждивенцы. Остается напомнить: когда шкала была прогрессивной, то на сумму до 100 тысяч рублей в год платился 12-процентньгй подоходный налог. Столько зарабатывали свыше 90 процентов наших граждан. Получается, именно для малоимущих налоговая нагрузка выросла.

Вводилась плоская шкала с целью избавиться от пресловутых «конвертов». Результат превзошел самые смелые ожидания. Многие богатые люди не просто вывели свою зарплату из «тени», но стали активно использовать плоскую шкалу для увеличения собственных доходов. Так, например, Счетная палата обнаружила, что глава «Норт-газа» за 2004 год выплатил себе свыше миллиарда рублей. В результате, как установили аудиторы, бюджет понес потери, так как на означенную сумму уменьшилась прибыль и соответственно сократились налоговые отчисления в бюджет…

Но это ещё не всё. Социальное неравенство, закрепленное плоской шкалой подоходного налога, усугубляет регрессивная шкала единого социального налога. Например, заработная плата в 10 тысяч рублей облагается 13-процентным подоходным налогом (платит работник) и 26-процентным ЕСН (платит предприятие). А при доходах свыше 600 тысяч рублей ЕСН снижается до 2 процентов. То есть начисляй себе большую зарплату, экономь на налогах — и спи спокойно. Именно так и поступают богатые люди».

2. Какова степень эффективности политических методов в социальной политике в России? Приведите примеры их использования.

3. Изучив статью «Правило вычитания», определите причины и социальные последствия так называемой «экономной» схемы повышения зарплат бюджетникам. Как оценивает профсоюз работников народного образования и науки возможность непосредственного, а не декларируемого улучшения материального положения учителей?

4. Малый и средний бизнес являются основой развитой рыночной экономики и, следовательно, залогом социально-экономического благополучия страны. В России зарегистрировано более миллиона предприятий малого и среднего сектора, более 2,5 миллионов частных предпринимателей. В этом секторе экономики работает четверть трудоспособного населения страны! Но доля производимых малыми предприятиями товаров и услуг в ВВП не превышает  14 %. Для сравнения, в странах с развитой экономикой эта доля — от 40 % и выше. Россия, к сожалению, занимает лишь 148-е место в мире по объёмам кредитования малого бизнеса. Механизм кредитования — это основной ресурс для его развития и, следовательно, важный механизм социальной политики.

Российские банки удовлетворяют не более 15% потребностей малого бизнеса а кредитах. И хотя объём потребительского кредитования уже превысил 1 трлн рублей и будет расти дальше, эксперты в несколько раз выше оценивают потенциал потребностей среднего и малого бизнеса. Процент просроченных ссуд у предпринимателей значительно ниже, чем у физических лиц.

Неудивительно, что банки уже стараются активнее работать с такими клиентами, и даже есть конкуренция.

В среднем по стране процентная ставка кредитования для малых предприятий неуклонно уменьшается: в 2002 г. она составляла 26,6%, в 2004-м — 19,3%, в 2006-м — 16,2%. Сбербанк и еще более двухсот банков страны заявили, что кредитование малого и среднего бизнеса стало для них приоритетным  направлением [34).

Западно-Уральский банк Сбербанка России открыл несколько центров роста малого бизнеса. До конца 2007 г. их будет больше 20. Здесь можно поучаствовать в обучающих семинарах, посетить бизнес-класс, получить помощь в оформлении документов. Сбербанк участвует в кредитовании малого бизнеса достаточно: с 1998 г. – в рамках совместной программы с ЕБРР, с 2003 г. – разработана собственная программа. По итогам 2006 г. объем кредитов Сбербанка среднему и малому бизнесу приблизился к 900 млрд рублей.

Сбербанк финансирует инвестиционные проекты на срок до семи лет. Выдавать небольшим предприятиям большие деньги мелким банкам сложнее, а обладающие такими ресурсами крупные банки далеко не всегда имеют такую же, как у Сбербанка, развитую филиальную сеть, да и не спешат ею обзаводиться. Поэтому предпринимаются попытки включить в процесс поддержки малого бизнеса все заинтересованные стороны: банковское сообщество, государство, общественные объединения предпринимателей, кредитно-потребительские кооперативы.

Written by admin

Ноябрь 22nd, 2011 | 10:47 дп