Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Экологические факторы в управлении развитием регионального туризма

Фатима УРУСМАМБЕТОВА — аспирантка кафедры менеджмента РАГС

Кабардино-Балкарская Республика обладает уникальными природными условиями, благоприятными для создания мощного туристско-рекреационного, оздоровительного центра Российской Федерации. В настоящее время в регионах России, и в частности в Кабардино-Балкарии, туристская инфраструктура подвергается значительной реконструкции, расширению и модернизации в соответствии с требованиями времени. Динамика туристской индустрии в регионах обострила необходимость повышения экологических требований к развитию сферы туризма как значимой части региональной экономики. Само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем в результате причиненного вреда окружающей среде, а с другой — в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий. Раскрыть их природу — значит глубже обозначить органическую взаимосвязь туристского производства и окружающей среды.

Концепция устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса региона в равновесии с окружающей средой исходит из того, что туристское производство создает сильное давление на природу, ведущее к деградации, и лишь переход на режим ее устойчивого воспроизводственного развития обеспечит экономический рост в условиях рыночных отношений, расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов туризма. Практическое осуществление такой концепции требует адекватной системы управления. При этом экологическая эффективность инвестиционных программ развития туристской индустрии является непременным условием социально-экономического развития республики.

Система экологического менеджмента в туризме региона — это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей в условиях устойчивого развития общества и сохранения природы. Разработка механизмов, стимулирующих природоохранные мероприятия, необходима для обеспечения устойчивого развития регионального туризма.

Важнейшим элементом системы управления туристско-рекреационным комплексом региона является независимая профессиональная экологическая экспертиза состояния и результатов функционирования хозяйственного субъекта (безотносительно к формам собственности и масштабам деятельности) для установления степени его прямого или косвенного воздействия на окружающую природную среду.

Основное назначение независимой экологической экспертизы — осуществление контроля за оптимизацией уровня потребления туристско-рекреационных природно-сырьевых ресурсов, упорядочением ресурсопотребления и сокращением отходов туристского производства, разработкой научно обоснованных норм и нормативов сбросов в окружающую природную среду, предотвращением аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Первостепенное место в системе эффективного экологического управления занимает информационное обеспечение экологических процессов. Компьютерные системы позволяют автоматизировать значительную часть типовых операций, что дает возможность сократить время выполнения, увеличивать оперативность и скорость формирования данных для принятия решения. Кроме этого, с течением времени информационная составляющая увеличивает свой объем практически во всех сферах деятельности предприятий туризма, обеспечивает повышение эффективности системы управления, ее конкурентоспособности [1, 2].

Требование создавать экологические стандарты на предприятиях туризма актуально в связи с необходимостью дальнейшей интеграции регионального туристического рынка, располагающего соответствующими объектами мирового значения, в общемировой. Поэтому важен принцип построения экологического управления на предприятиях туристско-рекреационного комплекса региона по стандартам серии ИСО-14000. Этот международный стандарт содержит различные документы, но основной — ИСО 14001 — «Системы экологического менеджмента — Спецификация и руководство по применению». Стандарт является основообразующим для проверки окружающей среды (аудит, ИСО-14010-14-15), оценки ее показателей (ИСО-14020-14030) и жизненного цикла (ИСО-14040). Стандарты ИСО не заменяют законодательные нормы, они обеспечивают построение системы, позволяющей увидеть, какое влияние оказывает предприятие на окружающую среду и как выполняются требования законодательства [3].

На наш взгляд, несмотря на некую законодательную активность, предусмотренный региональным законодательством механизм охраны природы и природопользования Кабардино-Балкарской Республики остается крайне неэффективным. Не разработана региональная политика в сфере формирования экономических механизмов охраны окружающей среды. Не создана система административных мер рационального природопользования и охраны окружающей среды на базе принципа «загрязнитель платит». Нет законодательно закрепленного метода учета, оценки и распределения меры экономической ответственности за нанесенный экологический ущерб.

Оценка вреда окружающей среде продолжает оставаться одной из сложных, нерешенных проблем экономического и правового механизма его возмещения. Многие исследователи говорят о бессилии науки и практики в определении реального ущерба, наступающего при негативном воздействии на природу, невозможности предложить универсальную методику оценки нанесенного вреда.

Интересны разработанные некоторыми исследователями [4, 5] методологические основы построения эколого-экономической оценки траектории устойчивого развития территорий и их применение к туристско-рекреационному комплексу региона. Сформированная на этих основах программа социально-экономического развития территорий представляет долгосрочный сценарий освоения природно-ресурсной базы, главными составляющими которого являются инвестиционный проект создания совершенного туристско-рекреационного комплекса и набор компенсирующих экологических мероприятий. Программа должна быть сбалансирована на всем прогнозном горизонте по трудовым, материальным и финансовым ресурсам. При этом отслеживается экспертно задаваемая динамика индикаторов предельной экологической нагрузки и планируемых эталонных значений индикаторов уровня жизни населения территории. Динамика показателей нагрузки отражает экспертное представление об ассимиляционном потенциале природного ландшафта территории, а эталоны индикаторов уровня жизни — соответствующий требованиям времени уровень общественного благосостояния.

Под набором компенсирующих экологических мероприятий подразумевается комплекс проектов, реализация которых позволит компенсировать населению потери от реализации инвестиционного проекта создания территориально-производственного комплекса и снизить нагрузку на окружающую природную среду. Следует согласиться с тем, что такая общая постановка фиксирует потенциальные возможности предлагаемого подхода, позволяющего в едином ключе решать проблемы экологии и трансформации природно-ресурсного потенциала в факторы возобновляемого роста.

Мы считаем, что этот подход позволяет построить для Кабардино-Балкарской Республики программу модернизации «старого» комплекса (уже имеющихся туристских производств со своей инфраструктурой) на основе крупных инвестиционных проектов, обеспечивающую гармоничное развитие экологической и социально-экономической сторон регионального туристско-рекреационного комплекса.

По регулируемому потенциалу предупреждения экологического и экогенного вреда с экологической экспертизой сравнима экологическая сертификация, или подтверждение соответствия, без чего, по нашему мнению, не может осуществлять деятельность ни одно предприятие туристскорекреационного комплекса региона. Суть оценки воздействия туристского производства на природный потенциал заключается в том, что любой субъект, инициирующий производство соответствующего продукта (услуги) в регионе, реализация которого может оказывать отрицательное воздействие на природу, обязан на стадии, предшествующей принятию решения о начале хозяйственной деятельности, провести всестороннюю оценку такого воздействия. А кроме того, выработать меры по охране природных ресурсов в соответствии с законодательством, которые позволят нейтрализовать возможные негативные последствия этих процессов. Следовательно, оценка воздействия на природную среду должна проводиться на стадии разработки проекта, до его передачи на рассмотрение в региональные органы экологической экспертизы, что далеко не всегда выполняется.

Для регионального органа экологической экспертизы, по нашему мнению, станет практически значимым показатель оценки экологической эффективности предприятий туристско-рекреационного комплекса. Традиционно она рассчитывалась как отношение суммарного объема экологических выбросов на величину выбросов по нормативу. Это выражалось в виде коэффициента, учитывающего соответствие экологических выбросов в атмосферу, водную среду, почву нормативным требованиям. Или это мог быть коэффициент, учитывающий темпы роста отходов, не подлежащих утилизации.

На наш взгляд, экологическая эффективность — это довольно редкий вид эффективности, который можно определить:

а)    как отношение затрат на восстановление экологических систем и возврат их в прежнее состояние, из которого они были выведены совершаемым загрязнением, к общей величине создаваемого продукта (дохода);

б)    как стоимостное отношение ущерба от загрязнения к выгодам, которые приобретает система в результате природоохранных мер.

Экологическая эффективность, по нашему мнению, может быть рассчитана следующим образом: дается оценка общего ущерба от загрязнения в результате туристского производства и оценка затрат на ме-
роприятия, которые приводят к снижению показателей загрязнения природных ресурсов, по каждому его виду и каждому мероприятию, предназначенному для данного вида загрязнения. Появлению новых технологий и улучшению показателей качества туристского продукта (услуги), а также созданию благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса региона способствуют экологические программы. Эффективность определяется как достижение необходимого результата при наименьших затратах.

Можно согласиться с предлагаемым в ряде источников подходом [6], в соответствии с которым социальная ценность экологической программы регионального туристского производства определяется по формуле:

Vs= (Ze- B) : Та,

где Vs — социальная ценность экологической программы (мероприятия, связанного с туристским производством);

Ze — общие затраты по программе (мероприятию);

B — общая выгода;

Та — время на реализацию программы (мероприятия).

По нашему мнению, к этому стоит добавить, что оценка выгод и затрат должна осуществляться с учетом дисконтирования.

Постоянные и последовательные усилия властей региона по управлению с использованием научных разработок, комплексных и отраслевых программ обеспечат высокие темпы расширенного туристского воспроизводства, которые будут способствовать одновременно и экономическому росту, и повышению благосостояния населения, и сохранению окружающей природной среды.

Литература

1.    Велиева Д.С. Экологическая информация: проблемы и дефиниции и дифференциации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 18. С.2-14.

2.    Дампилон Ж.В. Экономическая оценка затрат на информационное обеспечение в сфере экологии // Вестник Московского университета. 2008. № 4. С.64-71.

3.    Кусков А.С. Туристское ресурсоведение: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4.    Лавлинский С.М. Государственно-частное партнерство на сырьевой территории: экономические проблемы, модели и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С.99.

5.    Мисник ГА. Возмещение экологического вреда в российском праве: автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 2008. С.13.

6.    Сухарев О. К новой теории эффективности экономики // Инвестиции в России. 2008. № 12. С.19-25.

Written by admin

Декабрь 13th, 2016 | 2:50 пп