Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Аутсорсинг в государственном управлении зарубежных стран и России

Алексей АНОХИН — аспирант кафедры менеджмента РАГС

Аутсорсинг — это передача на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими средствами и/или управленческими знаниями в какой-либо конкретной области (сфере компетенции) [1].

Практика применения аутсорсинга за рубежом получила активное развитие в 1980-90-х годах минувшего века. Во многом это связано с новой волной реформ в сфере государственного управления, в ходе которых различные государственные организации стали уделять больше внимания заимствованию эффективных технологий из частного сектора, а также с необходимостью инновационных решений для удовлетворения возрастающих общественных потребностей, желанием улучшить качество услуг, обеспечить контроль над издержками.

Согласно проведенным исследованиям (компания Accenture в 2002-2003 годах и Государственный университет — Высшая школа экономики по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации в 2007 г.) [2] в мировой практике в системе государственного управления наиболее развиты следующие виды аутсорсинга:

■    информационные технологии;

■    поддержание инфраструктуры;

■    повышение квалификации и обучение персонала;

■    предоставление отдельных услуг населению и управление взаимоотношениями с клиентами.

В рамках этих исследований были выделены три основные тенденции развития аутсорсинга в государственном секторе:

1.    Расширение практики применения аутсорсинга в государственных органах, что во многом связано с увеличением объемов привлечения негосударственных организаций к оказанию населению услуг, которые прежде оказывались государственными органами.
2.    Изменение причин обращения к аутсорсингу — от снижения затрат к повышению качества услуг.

3.    Развитие аутсорсинга в двух направлениях: трансформации и эффективности.

Основываясь на данных опроса госслужащих, компания Accenture сформулировала шесть ключевых факторов, необходимых для успешной реализации аутсорсинг-проектов в государственном секторе [3, p.20]:

■    выстраивание отношений с поставщиками в соответствии с текущей ситуацией;

■    результативное проведение переговоров и подписание контрактов;

■    эффективная мотивация персонала;

■    обеспечение взаимодействия в рамках деловых связей;

■    организационная гибкость и инновационность;

■    мониторинг выполнения контрактов.

Государственные органы различных стран используют технологию аутсорсинга с разной степенью интенсивности, что видно из следующего рисунка — схемы [3, р.14].

Рассмотрим несколько примеров. В 1992 году правительство Великобритании начало реализацию программы под названием «Тестирование рынком»» («Market Testing»), согласно которой затраты на осу-
ществление деятельности государственных органов сравнивались с затратами на привлечение внешних поставщиков услуг к реализации отдельных процессов и видов работ.

Основными направлениями программы стали: расширение сферы услуг, предоставляемых сторонними организациями, которые были выбраны на конкурсной основе; выявление перспективных направлений для подрядов; устранение факторов, препятствующих инициативе подрядчиков [4].

В этой же стране аутсорсинг широко применяется в социально-трудовой сфере, здесь в течение последних десятилетий действует система частных социальных учреждений, оказывающих услуги населению в рамках государственных социальных программ. Британские менеджеры высоко оценивают и экономическую и социальную эффективность этой системы. Так, например, компания Siemens Business Services подписала в 2006 году контракт с Департаментом труда и пенсий правительства Великобритании. Объем контракта составил 85 миллионов евро, предполагаемая дата завершения — 2010 год. В ходе проекта реализуется комплексная платежная система, которая автоматизирует такие процессы, как ведение бухгалтерского учета и расчет платежей. Объемы работы — 160 миллиардов евро для 17 миллионов граждан [5].

В целом, по мнению исследователей, развитие системы аутсорсинга в государственном секторе Великобритании обусловлено следующими причинами [6, с.12]:

■    высокой текучестью кадров, трудностями при найме и удержании персонала;

■    необходимостью повышения эффективности расходования средств;

■    созданием специальных правительственных агентств, чья роль заключается в содействии развитию коммерческих принципов предоставления услуг;

■    конкуренцией со стороны компаний частного сектора, желающих принимать более активное участие в деятельности органов государственной власти;

■    возможностью использования новых технологий в рамках аутсорсинга. Правительство США также положительно относится к применению аутсорсинга, причем данная тенденция отмечается на самом высоком уровне. Ряд правительственных учреждений в США, например Администрация общих служб и Административно-бюджетное управление, наделены функцией контроля и разрабатывают специальные государственные программы в этой сфере, однако отдельные ведомства могут принимать самостоятельные решения о передаче процессов на аутсорсинг. Административно-бюджетное управление формирует реестры процессов и видов работ, которые рекомендуются для передачи частным компаниям или выполнения силами государственных органов.

В качестве примера широкого развития аутсорсинга в США можно привести контракт Агентства национальной безопасности США с корпорацией CSC, предметом которого стала модернизация информационной инфраструктуры службы [6, c.26]. В рамках данного контракта, заключенного на десять лет, корпорация будет осуществлять работы по технической поддержке, обеспечению безопасности и управлению компьютерными сетями.

В России серьезное внимание аутсорсингу стали уделять с 2005 года, когда президент В. Путин посетил Индию (Центр индустрии в г. Бангалор) и высказал пожелание использовать индийский опыт в области аутсорсинга. После этого Правительство РФ одобрило реализацию новой стратегии, направленной на повышение привлекательности России как исполнителя заказов, отданных на аутсорсинг. Внесены изменения в законодательство и выделены ассигнования на создание особых экономических зон в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Дубне (Московская область). Каждый из этих технопарков получает государственные ассигнования от 80 до 100 млн долларов.

Рисунок 1

Рисунок 1

 

Можно считать, что в России применительно к государственному управлению аутсорсинг приравнивается к понятию государственной контрактации, подразумевающей заключение контрактов с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых несет государственный сектор [7].

При этом в российском законодательстве «аутсорсинг» как правовой институт все еще четко не прописан. Применение этой экономической технологии попадает под действие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», хотя в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в качестве одного из направлений развития уже указано на «внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти».

В рамках этих документов можно рассматривать следующие сферы использования аутсорсинга [8]:

■    разработка и принятие нормативных правовых актов, методической базы для установления механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов;

■    использование механизмов аутсорсинга в административно-управленческих процессах;

■    внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти и на региональном уровне;

■    требования к созданию нормативной и методической базы.

Просматриваются интерес и востребованность ИТ-аутсорсинга со стороны органов государственной власти. В первую очередь это такие структуры, как Банк России, Минфин, ФНС России, ФТС России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное казначейство, Счетная палата, ЦИК России, Росстат.

В последние два года число госорганов, заинтересованных в ИТ-аутсорсинге, существенно увеличилось. Это связано с реализацией масштабных ИТ-проектов и федеральных целевых программ (ФЦП), в рамках которых финансировалось и финансируется ИТ-перевооружение органов государственной власти. В числе крупных ИТ-проектов можно назвать создание и развитие систем ГАС “Выборы”, ГАС “Правосудие”, а также ведомственных телекоммуникационных сетей и других органов государственной власти федерального уровня.

В результате исследований, проведенных в двадцати пяти российских ведомствах (Росстат, Росрезерв, Роснаука, Минтранс, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.), было установлено, в частности, что на аутсорсинг передаются следующие административно-управленческие процессы: [9]

■    разработка программного обеспечения;

■    техническое обслуживание оборудования;

■    сопровождение информационных систем, включая систему электронного документооборота, обслуживание сайтов;

■    обучение и организация учебного процесса, профессиональная переподготовка кадров;

■    обеспечение деятельности центрального аппарата;

■    проведение экспертизы научных проектов и программ, разработка концепции развития элементов инновационной инфраструктуры и региональных инновационных систем;

■    создание единой автоматизированной системы учета результатов научно-технической деятельности.

При принятии решения о привлечении внешних исполнителей к выполнению отдельных административно-управленческих процессов необходимо учитывать вспомогательный (обслуживающий) характер деятельности; наличие необходимой квалификации и специализации (организационнотехнические возможности поставщика); качество и цену предоставляемых услуг; возможность осуществления контроля за выполнением переданных на аутсорсинг процессов и функций; существование правовых основ и механизмов прекращения партнерских отношений в случае ненадлежащего исполнения привлекаемыми организациями принятых на себя обязательств.

Выбор исполнителей осуществлялся на конкурсной основе с заключением государственных контрактов, в которых определяются конкретные процедуры и механизмы контроля.

Вместе с тем специалисты при ответе на вопрос об эффективности аутсорсинга отмечают отсутствие законодательного определения понятия, критериев оценки его эффективности, а также рекомендаций по развитию, включая принципы и технологии.

Аутсорсинг может применяться не только федеральными, но и региональными органами власти. Так, механизм аутсорсинга административно-управленческих процессов внедряется в органах исполнительной власти Алтайского края. Управлением по печати и информации аутсорсерам передана функция по ведению сайтов края и органов исполнительной власти, а также сайта «Алтай Трансграничный», предусматривается пилотное внедрение данного механизма в структуры здравоохранения и фармацевтической деятельности, Управления по культуре [10]. Законодательные акты, регулирующие данный механизм, приняты в Республике Чувашия, Иркутской, Липецкой, Тамбовской и Томской областях.

На базе имеющихся публикаций и изученного опыта можно сделать определенные выводы.

Достаточно активно развивается практика аутсорсинга в органах государственной власти и управления современной России. Анализ информации показывает, что различные ведомства в том или ином виде привлекают частные компании для реализации отдельных услуг.

В основном передаются на аутсорсинг вспомогательные процессы, в том числе транспортное обслуживание, эксплуатация зданий, информационное обеспечение, техническое обслуживание оборудования, поддержка информационных систем, а также организация обучения и повышения квалификации персонала.

В органах государственной власти и управления в настоящее время отсутствуют разработанные процедуры и механизмы контроля передачи административно-управленческих процессов на аутсорсинг, в том числе методики и критерии оценки эффективности их выполнения

Развитие аутсорсинга сдерживается из-за отсутствия законодательно закрепленного определения понятия «аутсорсинг», стандартов его применения. Использование аутсорсинга носит несистемный характер. Аутсорсинг для органов государственной власти и управления зачастую является ограниченным, фрагментарным, весьма дифференцированным по регионам России, так как нет четко выбранного курса в отношении привлечения частных компаний и фирм.

Литература

1.    Козориз Т. Аутсорсинг: понятие, цели, практика использования в России / Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2006. № 12.

2.    Outsourcing in government is growing and getting more sophisticated, finds new research. http://ec.europa.eu /idabc/en/ document/1084/364 (30.01.07), Государственный контракт №    6524- АШ/Д05 от 2007 г. между Государственным университетом — Высшей школой экономики и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3.    Outsourcing in Government: Pathways to Value. Accenture, May 2003.

4.    Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардари-ки, 2005. С.258.

5.    Основные аспекты аутсорсинга государственного заказа на профессиональную переподготовку гражданских служащих // http://www.rconsult.ru/; Новый контракт на аутсорсинг с правительством Великобритании. http://www.siemens. ru/it-solutions.siemens.sbs?res = ru /press/news/n10072006 (11.03.07).

6.    Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг / Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.

7.    Специализированные организации как один из видов государственного аутсорсинга. http://www.cptc.ru/main/ news/publication2.aspx

8.    Петрыкина Н. Правовое регулирование договора аутсорсинга // Кадровый менеджмент. 2006. № 1. С.46; Аутсорсинг государственных функций и административных процессов. http://regadm. tambov.ru/adminref/autsorcing% 2081206. ppt.

9.    Шестоперов А.М. Аутсорсинг как способ оптимизации административноуправленческих процессов в органах государственной власти (на примере ФАС России). Москва, 2007.

10.    В Алтайском крае внедряется система аутсорсинга административно-управленческих процессов. www.regnum. ru/news/1183884.html 08.07.2009.

Written by admin

Декабрь 13th, 2016 | 2:40 пп