Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Социальная защита молодёжи

Социальная защита молодёжи должна базироваться на следующих принципах:

1. Всеобщность социальной защиты. Социальные, экономические и правовые гарантии должны охватывать всех без исключения молодых граждан России и касаться всех сфер их жизни: образования, здравоохранения, труда, творчества, отдыха, быта и др.

2. Дифференциация — различия в выборе целей, предмета, форм, методов и источников финансирования, механизмов социальной защиты в зависимости  от степени экономической самостоятельности молодого человека, уровня его трудоспособности и способов получения доходов. Для экономически активных групп населения предоставляются равные условия для повышения своего благосостояния за счёт личного трудового вклада, экономической самостоятельности и инициативы. Нетрудоспособные молодые члены общества должны иметь гарантированные преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат, снижения налогов, развития социального обслуживания.

3. Интеграция в единую систему гарантий социальной  защиты на всех уровнях — федеральном, региональном, а также «а уровне трудового коллектива с четким определением сфер и границ компетенции каждого из этих уровней, а также источников ресурсного обеспечения общих для всех уровней социальных программ. Программы общероссийского уровня должны сочетаться с мерами, принимаемыми на местном уровне. Это позволит объединить их усилия, бюджеты и ресурсные возможности для реализации крупных социальных программ (занятость, образование, медицина, культура и др.).

4. Надёжность ресурсной базы системы социальной защиты и поддержки населения. Следует окончательно отказаться от остаточного принципа выделения средств на решение социальных вопросов и активно применять в практике социально-экономического планирования, управления и распределения систему социальных нормативов. Она представляет собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека и учитывает специфику отдельных социально-демографических групп населения.

5. Гибкость системы социальных гарантий. Защита молодёжи должна строиться с учётом динамики социально-экономических процессов в условиях рынка и обеспечивать профилактику возможных причин социальной напряжённости, предупреждать социально негативные явления и тенденции. Конкретные размеры социальных гарантий и нормативов на всех уровнях должны регулироваться соглашениями и договорами между собственниками средств производства, включая государство в целом, с профессиональными союзами и другими органами самоуправления, представляющими молодёжь.

Меры защиты и поддержки должны быть упреждающими и целенаправленными.

Таким образом, социальная защита является неотъемлемым институтом — социальной политики. В последние годы требуется всё более активное вмешательство государства в разработку и реализацию программ социальной защиты. Это связано с ростом масштабов негативных социальных явлений, увеличением числа социально уязвимых категорий населения, Социальная защита направлена на обеспечение основных социальных прав человека компенсацию действия факторов социального риска, создание условий для  нормальной жизнедеятельности для нетрудоспособных граждан. Особенно важными являются защита и поддержка молодого поколения — демографического и кадрового потенциала страны.

В сентябре 2007 г. в Москве состоялся Всемирный форум социального обеспечения, собравший ведущих демографов и экспертов в области социальной политики. Он проведён в нашей стране не случайно — реализуемые в России национальные проекты и проводимая демографическая политика вызывают огромный интерес. В выступлениях подчёркивалось, что в последние годы обеспечивается стабильное увеличение расходов на социальную поддержку россиян. Так, в 200б г. социальные выплаты составили 8,3 процента ВВП, превысив 13 процентов всех денежных доходов населения.

Если сравнить с 2005 г., то объем социальных выплат увеличился на 16 процентов.

На форуме отмечено, что российские национальные проекты, как и социальная политика в целом, ориентированы на решение демографической проблемы, С 1 января 2007 г. в стране реализуются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Повысились размеры пособий в период ухода за ребенком в возрасте до полутора лет, а также при одновременном уходе за двумя и более детьми. Детей действительно стало рождаться больше. Свою роль здесь сыграл и материнский капитал. К сентябрю 2007 г. обладателями сертификатов, дающих право на получение 250 тысяч рублей, стали около 150 тысяч семей.

Также был затронут важный аспект демографической проблемы, связанный с тем, что население планеты стареет. Россия в этом смысле не исключение. Повышение возрастного порога может привести к серьезным социальным, экономическим и финансовым проблемам, ударить по уровню жизни людей. Именно поэтому так важно повышение пенсионного обеспечения. Проводимая в стране реформа пенсионной системы предусматривает рост расходов на выплату пенсий. Это будет достигнуто за счёт эффективного инвестирования средств пенсионных накоплений и использования механизма перераспределения средств на рынке капитала в пользу будущих пенсионеров. Задача ближайшего времени — ликвидация бедности среди пенсионеров. Государство будет предоставлять доплаты тем, кто по каким-либо причинам не смог сформировать средства для получения пенсий в минимальном размере. В 2007 г. социальные услуги получали более 16 миллионов пожилых и инвалидов, поэтому грамотная политика государства по отношению к такой значительной части населения очень важна.

Какие основные проблемы социального обеспечения в России вы можете выделить? Изучите сущность реформы пенсионной системы и попытайтесь сделать прогноз её возможных результатов.

Рекомендуемые для изучения статьи

Роланов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы  доступной среды и возможности занятости // Социологические  исследования. — 2005. — №2.- С. 44-55.

Невинная И. Деньги для мамы//Российская газета. — 2005.  3 декабря.  С. 1.

Данилкин А. Алеша на вынос//Труд. — 2006. 25 января.  С. 3.

Нестерова О. Мама — главный человек//Труд. — 2006. 7 марта. С. 1.

Головачев В. Чтобы завидовали пенсионерам//Труд. — 2007. 18 января. С.23.

Смольякова Т. Независимая старость//Российская газета. — 2007. 3 октября.  С. 10.

Written by admin

Ноябрь 22nd, 2011 | 10:46 дп