Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Научная периодика

Мы продолжаем знакомить читателей с содержанием научных журналов, издаваемых национальными академиями, вошедшими в Евразийскую ассоциацию стран-партнеров, осуществляющих подготовку управленческих кадров для систем государственной службы и муниципального управления.
Научно-практический журнал «Проблемы управления». № 4. Октябрь-декабрь, 2009 г.

Главной темой последнего в 2009 г. номера стал Год родной земли, объявленный Указом Президента Республики Беларусь. Его цель — объединить усилия государственных органов, общественных организаций и граждан для проведения мероприятий по благоустройству и наведению порядка на земле; сохранению и приумножению земельных, лесных, водных и иных природных ресурсов; благоустройству населенных пунктов; возрождению массовой краеведческой работы по изучению природных, исторических и культурных памятников, традиций и обычаев «малой родины»; природоохранного, экологического и историко-патриотического просвещения и воспитания населения.

Публикации, посвященные этой проблематике, занимают солидный первый раздел издания. Аспекты законодательной деятельности Палаты представителей Национального собрания РБ освещены в статье ее председателя В.П. Андрейченко; вопросы поступательного эволюционного развития страны, направленного на обеспечение достойной и благополучной жизни, наведение порядка на земле, совершенствование системы хозяйствования подняты председателями Минского и Гродненского областного исполнительного комитета Л.Ф. Крупец и B.  Е. Савченко, председателем Высшего хозяйственного суда республики В.С. Каменковым, министром сельского хозяйства Беларуси C.    Б. Шапиро, министром образования РБ А.М. Радьковым и другими управленцами высшего ранга.

Любопытные сведения содержатся в материалах исследования восприятия родной земли населением современной Беларуси, проведенного специалистами Института социологии Национальной академии наук Беларуси. В целях познания механизмов внутригосударственной идентификации жителей республики изучалась трансформация феномена «тутэйщасщ» — понятия, обозначающего глубинную связь, привязанность белорусов к своей земле, идентификацию с местностью и земляками. Ученых встревожила отстраненность почти половины опрошенных (городское и сельское население) от областных или республиканских объектов культурного наследия, исторических памятников, архитектурных сооружений.

«Невключенность в содержание образа родной земли, а также минимальная представленность о конкретных объектах, символах, являющихся природным, культурным, историческим достоянием, которыми белорусы могли бы гордиться, делает актуальной работу по продвижению и популяризации подобного рода информации в СМИ» — таков вывод и рекомендации ученых, обеспокоенных превалированием «пресловутой тутэйщасщ», что свидетельствует о своего рода атомарности общественного сознания.

Продолжает тему, но с позиций критики современного глобализирующегося мира, научное эссе заведующего кафедрой философии Гродненского госуниверситета им. Янки Купалы, профессора Ч.С. Кирвеля «Глобализирующийся человек: от «удобства управления» к антропологическому мегакризису». На обширном социокультурном, историческом, философском материале автор показывает действие механизма «развертывания потребностей» -источника «повышенной опасности и риска существования человеческой цивилизации, причины роста и углубления глобальных проблем и конфликтов». Сопоставление двух этих публикаций позволяет российскому читателю сделать правильный вывод о том, почему в заключительном разделе своего эссе профессор Кервель анализирует глобализационные трансформации российского общества, а не белорусского («Россия: от идеи формирования общества массового потребления к обществу всеобщего неблагополучия»). Однако досадно, что в ряде случаев коллега опирается на данные социологических исследований состояния общественного сознания россиян пяти-шестилетней давности, что, естественно, не соответствует реалиям сегодняшнего дня и не может служить оценкой усилий российского общества и государства по стабилизации социально-экономических процессов.

Различные формы оценки эффективности политики, используемые в Беларуси, анализирует в статье «Методология политического анализа эффективности государственного управления» доцент Белорусского госуниверситета НА. Антонович. К ним автор относит отчеты государственных руководителей, межведомственные заседания и консультации с заинтересованными сторонами, парламентские слушания, контрольные комиссии и инспекции, разработку и анализ бюджета, оценку со стороны профессиональных ассоциаций и СМИ, анализ социальных индикаторов и статистических данных, сравнительный анализ, проведение социологических исследований. Как видим, в российской практике некоторые инструменты контроля отсутствуют, но белорусский опыт показывает их эффективность (например обязательное и незамедлительное реагирование на критические выступления местных средств массовой информации).

Основные критерии оценки работы руководящих кадров Беларуси утверждены постановлением Совета министров Республики Беларусь и сводятся к следующим совокупностям: основные целевые показатели параметров прогноза социально-экономического развития страны, ежегодно утверждаемые в установленном порядке; общие показатели эффективности работы республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ; требований, предъявляемых к деловым и личностным качествам руководящих кадров.

Тема качества государственного управления продолжена в статье профессора кафедры экономической теории факультета управления Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь А.С. Головачева «Повышение конкурентоспособности региона — главная задача государственных и местных органов исполнительной власти». Он представляет факторы, критерии и показатели конкурентоспособности региона, методические подходы к ее определению, основы анализа и основные направления повышения этого свойства административноэкономической территории. В заключение автор развивает мысль о том, что «определяющим в системе повышения конкурентоспособности всех объектов и на всех уровнях управления является обеспечение конкурентоспособности человеческого капитала, отечественного образования, всех работников и, прежде всего, конкурентоспособности руководителей и специалистов».

О том, как управленцам обрести нужные качества, рассказывается в статье ученых-психологов С.В. Ов-дей, А.А. Трусь и ЮА. Трусь «Современные взгляды на карьеру руководителя». Авторы рассматривают карьерные модели, отвечающие динамическим изменениям в социальноэкономической сфере общества, показывают действие механизмов карьерных якорей, способствующих повышению успешности деятельности руководителя и его карьерному росту.

Еще один материал, который хотелось бы выделить как имеющий весьма важное значение для совершенствования пространства деятельности органов государственного управления, — это статья старшего научного сотрудника отдела правовых исследований и экспертизы Центра исследований государственного управления НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Е.В. Михеевой «Информационные права через призму деятельности государственных органов».

Автор анализирует ряд недавно принятых республиканских законов, определяющих государственную информационную политику, и дает квалифицированные рекомендации для повышения эффективности их реализации. В частности, Закон РБ «Об информации, информатизации и защите информации», определивший порядок распространения и предоставления информации, правовой режим информационных ресурсов, закрепивший правовой статус субъектов информационных отношений и порядок организации защиты информации, «не урегулировал в полной мере информационные права граждан, государственных органов, органов местного самоуправления». Предлагается внести изменения в закон, предусмотрев норму, позволяющую физическим и юридическим лицам знакомиться с информацией о деятельности не только государственных органов, но и органов местного самоуправления.

Изменению и дополнениям подлежат, по мнению автора, и другие статьи закона, с чем посвященный в тему российский читатель будет согласен, тем более что наш опыт законотворчества в области информационного права показывает, что для обеспечения условий открытости и прозрачности деятельности органов государственного и муниципального управления в целях их подконтрольности обществу они необходимы.

Конструктивные предложения о взаимодействии в процессе регулирования в информационной сфере высказаны автором статьи и в адрес республиканских Министерства связи и информатизации и Министерства информации.

В постоянных разделах журнала «Философия и социология», «Экономика и инновации», «Геополитика и национальная безопасность», «Наука, образование и педагогика», «Право» читатели познакомятся с исследованиями ученых и практиков Беларуси по обозначенным направлениям, сверят научные позиции, найдут пищу для дискуссий. Отрадно отметить, что в ряде публикаций авторы ссылаются на труды ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Публикуя обзоры родственного издания, журнал «Государственная служба» надеется на расширение научных обменов в виде статей, совместных заочных «круглых столов» и иных печатных форм.

В текущем году в центре внимания наших коллег из журнала «Проблемы управления» — вопросы освещения личности современного управленца, реализация государственных программ, инновационных проектов, наращивание экспортного потенциала на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции и другие. Российских ученых приглашают к сотрудничеству -нам есть чем обогатить друг друга!

Written by admin

Декабрь 13th, 2016 | 1:40 пп