Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Государственные задачи и планы Росреестра

В Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации прошло совещание Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на котором были подведены итоги работы в 2009 году и обсуждены задачи на 2010.

В его работе приняли участие министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии С.В. Васильев, его заместители, руководители территориальных управлений и ряда подведомственных предприятий и учреждений.

Как известно, Служба была создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», по которым три федеральных ведомства: Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию свели в одно — Росреестр. На него возложены функции создания и поддержания единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также формирования инфраструктуры пространственных данных России и ряд других в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти. То есть на Службу лег огромный пласт проблем, которые в современных условиях являются основополагающими для нормального развития экономики.

Выступивший с итоговым докладом С.В. Васильев подчеркнул, что за 2009 год был создан центральный аппарат ведомства и проведена реорганизация территориальных органов при практически полной сохранности кадров. К концу года в 33-х субъектах Федерации 1046 подразделений (всего их 4084) вели прием документов как по регистрации прав на объекты недвижимости, так и по кадастровому учету. Подобным же образом, но еще более энергично организована работа и в 2010 году, на втором этапе реорганизации, когда будут объединены органы Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии еще в 42-х субъектах Федерации. Затем — третий, в оставшихся шести субъектах Федерации. Кроме того, 20 территориальных органов Роскартографии будут присоединены к ранее созданным управлениям Росреестра.

Одновременно в рамках федеральной программы по внедрению электронного документооборота происходит перевод как Росреестра в целом, так и территориальных управлений на электронно-коммуникационные технологии. Собрана и систематизирована информация от всех территориальных органов Росреестра (до уровня обособленного территориального отдела) о местах, графиках приема и перечне оказываемых государственных услуг. Она размещена в сводном реестре. Организована работа по его постоянной актуализации. В 26-ти территориальных органах реализуется электронное взаимодействие с заявителями при записи на прием с использованием технологии «электронной очереди». В 2010 году 190 комплектов оборудования для организации такой очереди будут поставлены в 52 территориальных органа, а в 33-х заработает информационная система предварительной подготовки документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет.

Уже проведена апробация системы самостоятельного заполнения пользователем документов в рамках процедур предварительной подготовки учетно-регистрационных данных в четырех территориальных органах Росреестра.

В 2010 году запущен портал государственных услуг Россреестра. Начать решили с одного субъекта Федерации — Ростовской области. Там проводилась тестовая работа на базе данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Базы данных ЕГРП и ГКН Управления Росре-естра по Ростовской области развернуты на ИТ-инфра-структуре Интернет-портала в Москве. Были реализованы следующие сервисы, в которых заинтересованы и органы управления, и население:

■    предоставление информации по адресам офисов, нормативным документам, платежным реквизитам и способам получения услуг;

■    предоставление публичной кадастровой карты Ростовской области;

■    предоставление справочной информации об объектах недвижимости из ЕГРП и ГКН, расположенных в Ростовской области для определения частоты и регулярности обращений к платной информации;

■    бесплатное распространение программного обеспечения для последующего заполнения электронных заявлений о постановке на кадастровый учет.

К порталу уже подключились Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Нижегородская, Ростовская, Тверская области, республики Башкортостан, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края. При этом к имеющимся сервисам добавились:

■    предоставление возможности заявителям самостоятельно создавать и передавать в регистрирующий орган пакет электронных документов для постановки на государственный кадастровый учет с использованием каналов связи (причем в качестве опыта, с использованием электронной цифровой подписи);

■    предоставление в тестовом режиме возможности заполнения заявлений на предоставление сведений из ГКН и ЕГРП с совершением электронных платежей за оказанные услуги.

Вместе с тем С.В. Васильев отметил, что работа по внедрению электронного документооборота осложняется тем, что до сих пор не решены проблемы технического и юридического свойства по предоставлению сведений из ГКН и ЕГРП и взиманию за это платы. Требуется принятие ряда нормативных документов Минэкономразвития России и определение стоимости услуги в зависимости от способов получения информации. До принятия данных документов сервисы по выдаче информации будут работать в тестовом режиме, с эмуляцией оплаты, что
позволяет на этапе опытной эксплуатации провести тестирование и платежного компонента Интернет-портала.

В течение 2010 года к порталу будут постепенно подключаться территориальные органы Росреестра всех остальных субъектов Российской Федерации.

Поставлена задача добиться с помощью современных технологий обеспечения свободного доступа граждан к справочной информации, предоставления юридически значимой общедоступной информации из реестра прав и кадастра по заявлениям физических и юридических лиц, в том числе с использованием средств цифровой подписи. У руководителей Росреестра есть намерение внедрить информацию в сети Интернет о всех нюансах работы Службы, в том числе с демонстрацией видеоизображений мест приема, отслеживания прохождения документов, предоставляемых заявителем на государственную регистрацию или на кадастровый учет, в режиме on-line.

В настоящее время стоит задача сформировать инфраструктуру пространственных данных Российской Федерации, концепция создания и развития которой была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации еще в 2006 году. Но она до сих пор не реализована, поскольку для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо внесение существенных изменений в законодательство и в практику работы.

Вместе с тем новые коммуникативные возможности по использованию уже имеющейся инфраструктуры и картографического материала натолкнулись на необходимость решения ряда проблем, связанных с обеспечением развития соответствующих государственных услуг в сфере геодезии и картографии. При этом объединение в рамках одной системы полномочий в области геодезии и картографии и полномочий по ведению кадастра недвижимости открывает широкие возможности создания качественной и актуальной картографической основы кадастра.

Реорганизация позволила также значительно повысить исполнительскую дисциплину и государственный контроль в крайне важной и чувствительной сфере, так или иначе затрагивающей имущественные и иные интересы более ста миллионов граждан России и ключевые экономические интересы государства. А то что ситуация в этом вопросе при разобщенном ведении учета была запущенной, говорит, например, тот факт, что в ходе 68 ведомственных проверок прошлого года признана неудовлетворительной организационно-управленческая деятельность управлений Росрегистрации по Тульской области, Роснедвижимости по Агинскому Бурятскому автономному округу… В ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области установлено хищение бюджетных финансовых средств, возбуждено уголовное дело. Генеральная прокуратура Российской Федерации в Алтайском и Южном управлениях геодезии и картографии выявила нарушения федерального законодательства при проведении мероприятий по государственному геодезическому надзору, лицензированию и кадровой работе. Внеплановая проверка Управления Роснедвижимости по Ростовской области показала грубые нарушения требований Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Как результат: привлечены к дисциплинарной ответственности 44 работника Росреестра. 30 фактов нарушения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению стали поводом для 55 заседаний комиссий территориальных органов. В трех случаях установлена личная заинтересованность государственных гражданских служащих. Выявлены факты участия работников подведомственных учреждений в деятельности коммерческих структур.

Для постоянного контроля за работой управлений и подведомственных предприятий Росреестра предлагается организовать мониторинг обращений граждан и юридических лиц для выявления фактов коррупции, личной заинтересованности и дискредитации государственной службы.

Технически такой мониторинг реализуется благодаря использованию «телефонов доверия» и интернет-приемных. Планируется также установить во всех зданиях территориальных управлений, где ведется прием граждан, веб-камеры для трансляции в круглосуточном режиме в сети Интернет.

Значительно изменились юридические основания деятельности Службы. Заместитель руководителя Росреестра Г.Ю. Елизарова указала на три ключевых положения. Первое — в Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесены концептуально важные изменения. Так, для решения проблемы запроса и выдачи информации Минэкономразвития РФ разрабатывает новый правовой акт. Но прохождение всех инстанций для его принятия и согласования требует времени, что осложняет работу Росреестра. Поэтому решили старые акты отменять только в тех случаях, когда необходимо изменить процедуру или нормы. Это означает, что все акты Минюста РФ, определяющие работу Службы, включая ключевые «Правила ведения ГРП», «Порядок принятия на учет бесхозяинового имущества», действуют и после 1 марта с постепенным их выводом из пользования.

В настоящее время отрабатываются соглашения о том, чтобы поступающая от Росреестра информация была максимально совместима с принятым в Федеральной налоговой службе порядком оформления. Был проведен соответствующий пилотный проект, в ходе которого проанализирована информация из нескольких районов. Анализ показал наличие большого количества ошибок. К сожалению, многие такого свойства, что для их исправления необходимо судебное решение. Поэтому внесено положение о праве органа регистрации подавать в суд для исправления допущенной ошибки.

И наконец, в законе появился абсолютно новый институт: предоставление документов посредством почтового отправления. Учитывая существующее осторожное отношение к документам, можно не ожидать вала таких обращений, но вместе с тем требуется тщательно изучить новые нормы и организовать работу в полном соответствии с требованиями закона.

Заместитель руководителя Росреестра В.С. Кислов подчеркнул важность такой составляющей реформы Службы, как создание института сертифицированных кадастровых инженеров. На сегодняшний день их, по сути, нет. Требуется же, по самым скромным подсчетам, около 12 тысяч. Их надо, во-первых, подготовить, а во-вторых, сертифицировать. При учете того фактора, что далеко не все они смогут с первого раза сдать необходимые экзамены, нагрузка на учебные заведения и сертификационные комиссии ляжет чрезвычайная. И к ней Служба в настоящий момент готовится.

Помочь в решении задачи повышения качества и оперативности обслуживания заявителей может опыт Управления Росреестра по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, которым поделился его руководитель В.С. Бабушкин.

На первом этапе был организован прием документов в одном помещении по своей специфике: специалистами Роснедвижимости — для кадастрового учета, а специалистами Росрегистрации — для регистрации прав. Подобным образом было создано 27 пунктов приема документов, которые охватывают все муниципальные образования Хабаровского края и Еврейской АО.

Затем наступил черед более глубокой интеграции. Управление провело подготовку специалистов (около 80 человек) по единому порядку регистрации прав и кадастрового учета, благодаря чему появилась возможность каждому из них осуществлять следующие контрольнорегистрационные функции:

■    регистрация прав на ранее учтенные земельные участки в упрощенном порядке;

■    регистрация прекращения прав на земельные участки вследствие отказа прав собственности на него;

■    регистрация права собственности на земельные участки, образованные путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков, права на которые закреплены за одним лицом в Едином реестре прав;

■    регистрация прав на земельный участок в упрощенном порядке и одновременном внесении уточненных сведений об уточненном участке в ГКН, согласно межевому плану;

■    внесение изменений в ЕГРП, в связи с внесением изменений или уточнений в ГКН, на основании межевого плана или иных утверждающих характеристик земельного участка.

Это позволило избавить посетителей от целого ряда ставших ненужными процедур и значительно ускорить оформление всех документов. Например, была исключена необходимость обращения за изготовлением кадастрового паспорта земельного участка. Теперь он изготавливается по запросу государственного регистратора. Кроме того, сокращен до одного месяца срок оформления кадастрового паспорта для регистрации и проведения непосредственно самой регистрации.

Очень серьезную проблему взаимодействия с местными органами власти поднял руководитель Управления Росреестра по Липецкой области В.Л. Негробов. В прошлом году для организации более глубокого взаимодействия проведено 30 совместных оперативных совещаний и шесть заседаний коллегии Управления. Много внимания уделяется также и оповещению населения о новых органах федеральной власти, их задачах и целях. Для этого в СМИ было размещено 146 материалов.

Одной из основных задач Управления стала активизация муниципального контроля на территории области. Для этого проведены занятия и семинары с приглашением всех глав муниципальных образований. Специалисты Службы научили их оперативно реагировать на нарушения земельного законодательства при тесном взаимодействии с Росреестром. Такой работой охвачено 304 муниципальных образования из 336. Есть первые результаты: проверено 856 земельных актов, внесено 68 предложений о приведении их в соответствие с требованиями законодательства, 62 из них уже исполнены. Не обошлось и без обращений в органы прокуратуры.

Очень важно и то, что сотрудники Управления включены в состав межведомственной группы природоохранной инспекции, основной задачей которой является соблюдение природоохранного законодательства на территории прибрежных полос. Это один из наглядных показателей признания реальной способности Службы решать самые сложные задач по защите прав государства и граждан.

Генеральный директор ФГУП «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» С.Ф. Мазуров заявил, что в настоящее время отрасль находится в двусмысленном положении: будет проводиться акционирование предприятий картографии или нет? Пока что более десяти тысяч высококвалифицированных специалистов не видят своих перспектив. Кроме того, все они обучены грамотно создавать карты, а теперь вдруг от них требуют еще и «продвигать» их на рынок…

Подводя итоги совещания, министр экономического развития России Э.С. Набиуллина высказала замечания и предложения по улучшению деятельности Росреестра и обозначила перспективные задачи, стоящие перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Остановилась она и на «космических» проблемах. Дело в том, что в ближайшее время необходимо завершить передачу в Федеральный картографический и геодезический фонд всех топографических и навигационных карт, которые были созданы по заказу Роскартографии в рамках Федеральной целевой программы по ГЛОНАССу в предыдущие годы. Как это ни покажется странным, но до сих пор большой объем этой продукции не дошел до Федерального фонда. И хотя на ее создание были потрачены огромные деньги, она недоступна для использования специалистами. Важно также обеспечить высокое качество навигационных карт, которые будут создаваться в этом году по заказу Росреестра.

Эта задача обозначена как одна из ключевых в инновационном развитии России. От ее решения зависит, будем ли мы самостоятельным игроком на мировом рынке космической картографии и навигации или по-прежнему — в подчиненном положении. Государство на решение этой задачи средств не жалеет, космическая группировка практически доведена до необходимого количества. Остаются нерешенными земные проблемы, в том числе и цифровая картография: «К сожалению, надо признать, что качество картографического материала, созданного в прошлом и позапрошлом годах, оставляет желать лучшего».

Не менее важным вопросом, связанным с повышением качества услуг, является создание картографической основы кадастра. Информация о границах земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства должна предоставляться заявителям в графическом виде не на «чистых листах», а на специальной карте, на которую нанесены другие объекты местности. Без этого дальнейшее использование сведений кадастра недвижимости для каких-либо целей будет затруднено.

Ключевым остается требование ликвидации больших очередей и качественного улучшения предоставления услуг, особо подчеркивается, что без использования новейших технологий сделать это не представляется возможным. Министр одобрила проведенную большую работу по переводу всего массива регистрирующих документов в электронную форму. Данная работа лежит в русле требований Правительства РФ. Уже в этом году заявители должны получить возможность самостоятельно подавать электронные заявления о кадастровом учете, а также свободно, безо всяких очередей и волокиты запрашивать и получать документы по государственной регистрации прав на объекты недвижимости и кадастра и недвижимости.

Для заявителей намного упрощается работа со Службой, значительно сокращается число посетителей в офисах и прекращаются жалобы на нехватку площадей.

Министр также одобрила меры по наведению служебной дисциплины в территориальных управлениях и указала, что регулярно проводимые проверки будут вестись и дальше, в том числе и потому, что репутация Службы в вопросах взаимодействия с гражданами и бизнесом оставляет желать лучшего: «Нам нужно в 2010 году сделать всё, чтобы мы не ассоциировались с разного рода формальными и неформальными большими платежами, с разного рода посредниками…»

В целом Э.С. Набиуллина выразила убеждение, что 2010 год станет годом повышения качества предоставления государственных услуг, пообещав со стороны министерства любую помощь для налаживания нормальной работы, особенно в тех вопросах, которые касаются необходимых изменений в правовой базе Службы.

Подготовил Валерий ПЕРЕВАЛОВ

Written by admin

Декабрь 12th, 2016 | 1:38 пп