Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Самарская область: комфорт для инвестора

В первом номере «Государственной службы» мы рассказали читателям о том, что при Министерстве регионального развития Российской Федерации создан Экспертный совет по региональной инвестиционной политике. В конце февраля состоялось его первое заседание, где экспертам — представителям крупного и среднего отечественного и зарубежного бизнеса и банковской сферы — был представлен инвестиционный потенциал Самарской области.

Во вступительном слове министр регионального развития Виктор Басаргин отметил, что наличие презентационной площадки, находящейся под патронажем министерства, позволит сделать инвестиционную политику более открытой, прозрачной и ответственной как со стороны регионов, так и со стороны инвесторов. Состоявшееся представление инвестиционных проектов одного из лидеров российской экономики и последовавшее затем обсуждение презентации членами Экспертного совета подтвердило это утверждение. Вел презентацию губернатор Самарской области Владимир Артяков. Публикуя его выступление, мы предлагаем читателям обратить внимание на то, как областные органы управления сформировали привлекательные условия для потенциальных инвесторов, какие механизмы использовали, чтобы область стала конкурентоспособной на довольно тесном рынке инвестпроектов.
В начале несколько слов о том, что представляет собой Самарская область.

Это один из самых урбанизированных регионов России, в котором проживает 2,2% населения страны и создается 2,3% валового внутреннего продукта РФ. На нашей территории сформировалась уникальная двухъядерная Самарско-Тольяттинская агломерация — третья агломерация в стране по степени значимости (после Московской и Санкт-Петербургской) с центрами в городах Самара и Тольятти.

Геоэкономическое расположение региона во многом уникально — здесь пересекаются транспортные артерии Север-Юг (водные, железнодорожные, воздушные) и Запад-Восток (железнодорожные, автомобильные, воздушные), образуя Самарский транспортный узел.

Самарская область по уровню социально-экономического развития относится к группе развитых регионов Российской Федерации. На протяжении последнего десятилетия, за исключением 2009 года, здесь наблюдался экономический рост со среднегодовым темпом 103%. В экономическом развитии она уступает в основном лишь добывающим и столичным регионам. По объемным показателям внешнеторгового оборота и иностранных инвестиций Самарская область находится на второй позиции среди субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ.

В сфере потребления область лидирует в ПФО (по среднедушевым денежным доходам и обороту розничной торговли на душу населения), что говорит о достаточно высоком уровне жизни населения в регионе. По уровню поступления налогов, сборов и иных платежей на душу населения она опережает все регионы округа. По уровню развития трудового потенциала как составляющей инвестиционного потенциала область занимает 7-е место среди 83 субъектов РФ и обладает собственными трудовыми ресурсами, достаточными для стабильного и устойчивого развития региона.

Основу промышленного потенциала составляет высокотехнологичное машиностроение, которое представлено такими системообразующими отраслями, как автомобилестроение, производство авиационной и космической техники, двигателестроение. По технологической цепочке с ними интегрированы предприятия по производству электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, металлургии и научно-исследовательские институты.

Одним из основных направлений промышленной специализации Самарской области является химическая отрасль. Регион занимает ведущие позиции в России по производству синтетического аммиака, линолеума, синтетического каучука, синтетических смол, минеральных удобрений. Энергетическую основу промышленного потенциала составляют крупные энергогенерирующие компании (ОАО «Жигулевская ГЭС», ОАО «Волжская ТГК») и развитая распределительная сеть.

Важное значение для привлекательности области имеет тарифное регулирование услуг естественных монополий. Конечная цена на природный газ и электроэнергию для промышленных потребителей находится на среднем уровне по ПФО. А средний тариф по услуге водоснабжения значительно ниже, чем в соседних регионах. При этом следует отметить, что у нас достаточно энергомощностей для реализации новых проектов.

Основные преимущества подробно изложены в утвержденной Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

На фоне объективно существующих преимуществ имеются и риски развития экономики области. Особо я хотел бы остановиться на ситуации, которая сложилась в течение последних полутора лет в связи с экономическим кризисом.

Как и все регионы, в 2009 году мы имели спад производства. Особенно значительным он оказался в крупнейшем моногороде России — Тольятти. Удержать ситуацию под контролем удалось, прежде всего, благодаря созданной системе антикризисного управления. В постоянном режиме работает антикризисных штаб и другие органы «быстрого реагирования». Реализуется План действий правительства Самарской области по снижению негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие. Набор мер постоянно
уточняется и дополняется. При этом главнейшими приоритетами являются социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе через развитие малого бизнеса.

Правительством области совместно с федеральными органами исполнительной власти разработан Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти на 2010-2020 годы. Его реализация позволит диверсифицировать и модернизировать экономику города, создать более 42 тысяч постоянных высокотехнологичных и конкурентоспособных рабочих мест, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

В целом нам удалось пройти наиболее острую фазу кризиса с наименьшими потерями и сохранить стабильную ситуацию в регионе. Было сделано все необходимое для сохранения устойчивости региональной экономики и выполнения социальных обязательств перед населением. Самарская область осталась в числе регионов-доноров, является одним из конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. О доверии инвесторов свидетельствуют высокие кредитные рейтинги прединвестиционного уровня, присвоенные региону ведущими международными агентствами.

Правительство Самарской области в отношении инвесторов стремится выполнять не столько регулирующие, сколько поддерживающие функции. Хотелось бы пояснить, какой смысл мы вкладываем в это понятие.

Нами проводится последовательная целенаправленная политика по созданию максимально комфортной региональной инвестиционной среды. Региональное инвестиционное законодательство гарантирует равные условия для всех инвесторов, способствует устранению административных барьеров, устанавливает благоприятный налоговый режим и преференции.

Мы назначаем инвестору куратора инвестиционного проекта, который оказывает содействие в подборе земельных участков, в прохождении всех согласительных и разрешительных процедур — как с региональными органами власти, так и с федеральными, включая взаимодействие с налоговыми органами.

С целью адаптации иностранных инвесторов на территории области и помощи им в решении возникающих проблем уже несколько лет успешно работает Совет по иностранным инвестициям. Кроме того, создан Интернет-портал, на котором размещена информация, необходимая инвестору для осуществления хозяйственной деятельности. Выпускается различная справочная литература, мультимедийная продукция.

В регионе активно развивается система государственно-частного партнерства. В ближайшее время будет принят региональный закон «О государственно-частном партнерстве». В 2008 году образовано ОАО «Корпорация развития Самарской области», учредителями которого выступили Самарская область и Внешэкономбанк. Ее основные направления — прямое участие в осуществлении инвестиционных проектов, создание общих структур с инвесторами, реализующими инвестиционные проекты в ряде секторов экономики.

Инвесторы, пришедшие в наш регион, получают налоговые льготы на региональном уровне и могут воспользоваться всем спектром государственной поддержки, определенным инвестиционным законодательством. Помимо налоговых преференций оно включает предоставление государственных гарантий и субсидий на компенсационной основе: на развитие коммунальной инфраструктуры, обучение и переобучение персонала производственным специальностям, компенсацию части процентной ставки по кредитам, полученным в финансовых и кредитных учреждениях.

Планируется также освобождение от арендной платы земельных участков, на которых будут реализованы инвестиционные проекты, предусматривающие создание не менее 100 новых рабочих мест. Инвесторы могут воспользоваться такой поддержкой на всех стадиях жизненного цикла инвестиционной программы. Кроме того, компании, которые будут размещаться в особой экономической зоне (ОЭЗ) и технопарках, получат дополнительный набор льгот и преференций.

В регионе принята и успешно реализуется программа по поддержке и развитию предпринимательства. Инфраструктура поддержки включает в себя муниципальные центры, специализированные фонды, бизнес-инкубаторы, информационно-консалтинговое агентство, общественные объединения предпринимателей. Все они связаны в общую систему и объединяют усилия муниципального и регионального уровней.

Основные объемы инвестиций направляются на развитие таких приоритетных отраслей, как обрабатывающие производства, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также транспорт и связь, сельское хозяйство.

Инвестиции в обрабатывающие производства сосредоточены преимущественно в нефтепереработке, химическом производстве и автомобилестроении. Так, ОАО «Балтика» построило завод на «зеленой площадке» в рекордные сроки — 14 месяцев. Не менее успешными можно назвать проекты по строительству завода «Росскат», предприятия по производству нетканых материалов ООО «Технолайн», крупномасштабной реконструкции компанией «АЛКОА» Самарского металлургического завода.

Область представляет интерес не только для российских инвесторов, но и для иностранных. Мы сотрудничаем более чем со 100 странами мира.

Будущее Самарской области мы связываем с реализацией важнейшего инвестиционного проекта — созданием особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский. Правительство почти полтора года активно работает с федеральными ведомствами по обоснованию этого проекта. В настоящее время он находится в высокой степени готовности. К участию привлечены отечественные и зарубежные инвесторы, крупнейшие из которых — госкорпорация «Ростехнологии», компания «Пирелли», ЗАО «Группа Химэкс», ЗАО «Ренфорс — Новые Технологии» и другие.

Областным правительством заключены соответствующие соглашения с потенциальными резидентами о реализации инвестиционных проектов на территории ОЭЗ. Общий объем инвестиций на реализацию проекта создания ОЭЗ ориентировочно составит 55,2 млрд рублей. В результате реализации проекта планируется создать 16,5 тысячи постоянных высокотехнологичных рабочих мест. Мы продолжаем поиск потенциальных резидентов ОЭЗ.

Реализация проекта «Организация высокотехнологичных видов химической продукции» предполагает строительство очистных сооружений Северо-Западного промышленного узла го-
родского округа Тольятти. Это позволит преодолеть технологическое отставание отечественной химической отрасли региона от мировых производителей, увеличить импортозамещение для отечественных производителей, а также снизить концентрацию вредных веществ в промышленных стоках и улучшить экологическую ситуацию водного бассейна реки Волги. В качестве источников финансирования планируется использовать средства инвестора и Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В области создается сеть технопарков разной направленности. В Самаре реализуется проект строительства инновационного технопарка, важнейшими направлениями деятельности которого станут разработки в области информационных, авиационно-космических технологий, автомобилестроения, химии и нефтехимии. Инвесторам предлагается участие в проекте на условиях государственно-частного партнерства, льготная аренда земли, содействие на всех этапах в строительстве новых объектов, льготное налогообложение.

В Тольятти создается технопарк в сфере информационных технологий, который по праву можно назвать проектом национального значения. Он даст возможность в течение 2-3 лет превратить город в один из национальных центров развития инновационной экономики, сформировать около 3 тысяч новых высококвалифицированных рабочих мест.

В области реализуется стратегия создания нового высокотехнологичного кластера экономики, связанного с формированием современной системы обращения отходов, развитием производств по их переработке и выпуску продукции из вторсырья. Для этого утверждена областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на период до 2020 года». Реализация программы позволит создать уникальные условия для инвесторов, заинтересованных в осуществлении проектов в данной сфере.

Кроме того, планируется строительство современных комплексов по переработке отходов и выпуску продукции из вторичного сырья, усовершенствованных полигонов с участками сортировки и переработки отходов и ряда других объектов. Инвестору мы готовы предложить организационное содействие в реализации проектов данной направленности.

Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область обладает высоким транзитным потенциалом, способным обеспечить устойчивое транспортное сообщение во всех направлениях. Международный аэропорт «Ку-румоч» входит в национальную опорную аэродромно-аэропортовую сеть России. С 2007 года начаты работы по модернизации и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры федеральной собственности. Создается новый аэровокзальный комплекс. Планируется реконструкция сопутствующей аэропортовой инфраструктуры, включая строительство нового грузового терминала и центра технического обслуживания воздушных судов.

В 2010 году правительство Самарской области и Международный аэропорт «Курумоч» создадут авиакомпанию, которая позволит осуществлять авиаперевозки, в том числе отечественными самолетами АН-148-100Е по ценам, максимально приближенным к стоимости проезда на железнодорожном транспорте. Инвесторы приглашаются к реализации этих проектов на условиях государственно-частного партнерства.

Инициируемый государственной корпорацией «Ростехнологии» инвестиционный проект «Строительство завода по производству готовых лекарственных средств» (ФАРМАСИТИ) предполагает осуществить на территории Самарской области строительство предприятия мощностью до 200 млн таблеток в год.

Особое место в региональной инвестиционной политике отводится агрокомплексу, и прежде всего развитию животноводства.

Я остановился лишь на некоторых инвестиционных проектах. Правительство области готово предложить потенциальным инвесторам инвестиционные площадки. В нашей информационной базе есть данные более чем по 100 из них. Обработанные с использованием геоинформационных технологий данные могут быть доступны инвестору на сайте Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в виде интерактивной карты региона.

Внимание инвесторов хотелось бы обратить на то, что в случае возникшего интереса к представленным инвестиционным проектам вы можете обращаться напрямую к губернатору. А в целях перевода наших взаимоотношений в практическую плоскость — напрямую к руководителям конкретных министерств Самарской области.

И еще несколько замечаний более общего характера. Для обеспечения эффективной реализации инвестиционных проектов необходимо внести некоторые изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, предлагаем установить законодательное ограничение форм вхождения иностранного капитала на территорию России в сфере производства автокомпонентов — исключительно через создание совместных предприятий с российскими компаниями (возможно, на условиях равных долей владения с российскими компаниями). Положительный опыт подобной практики имеется в Китае.

По результатам работы с муниципалитетами и деловыми структурами выяснилось, что в настоящее время отсутствуют крупные капиталоемкие инвестиционные проекты, которые могли бы быть реализованы путем софинансирования из средств Инвестфонда. Думаю, что такая ситуация характерна не только для Самарской области, но и для других субъектов РФ.

С целью использования такого значимого финансового инструмента, как Инвестиционный фонд, для поддержки моногородов предлагаем внести изменения в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ и уменьшить планку стоимости региональных инвестиционных проектов до 250 млн рублей.

Written by admin

Декабрь 12th, 2016 | 1:22 пп