Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Правовые аспекты эксплуатации рыбных ресурсов Астраханской области

Николай ФРАНОВ — аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС

Актуальной проблемой и стратегической задачей современной России в области экологии является обеспечение сохранности и воспроизводства запасов водных биологических ресурсов. Правительством Астраханской области готовится перечень рыбопромысловых участков для организации спортивного и любительского рыболовства на акватории региона. В этой связи концептуальное значение имеет определение принципов формирования таких участков, а также установление круга должностных лиц государства и органов местного самоуправления, призванных обеспечить решение этой стратегической задачи.

В соответствии с федеральным законодательством [1, ст.18] основой формирования рыбопромысловых участков служат отрезки водотока, где будет интенсивно осуществляться любительское и спортивное рыболовство. Но с точки зрения биологических особенностей жизненного цикла ихтиофауны Астраханской области такой подход может быть разрушительным для уникальных природных комплексов Волго-Ахтубин-ской поймы и дельты реки Волга и отразится на богатстве их водного биоразнообразия.

Предусмотренный законом способ использования рыбопромыслового участка приемлем для добычи водных биоресурсов морской зоны, где нецелесообразно проводить какие-либо мероприятия по мелиорации для воспроизводства рыбной массы. В условиях поймы и дельты реки Волга такой подход порождает чрезмерно потребительское отношение и может привести к снижению ихтиоресурсов Астраханской области. Он не учитывает, что насыщение рыбой основных водотоков происходит за счет авандельты (подводной части дельты), култучной (переходная полоса от надводной дельты к авандельте) и ильменной (мелководное озеро, образовавшееся из рукава реки или старого русла) зон, заливных лугов (полои), множества стариц (участков прежнего русла реки), мелких проток и ериков (узких проток, соединительных каналов) дельты и поймы реки Волга. Также следует отметить, что при применении таких принципов проблемы могут возникнуть у контролирующих органов, поскольку не предусмотрены правовые основания для привлечения к ответственности пользователей за невыполнение мероприятий по сохранению и воспроизводству водных биоресурсов.

Выделение минимизированных участков приведет к тому, что в течение 10-25 лет [1, ст.33.3] будет осуществляться только вылов рыбных ресурсов. При этом нет правовой регламентации эффективного контроля государственных органов, осуществляющих надзор в данной сфере, отсутствует реальная возможность влиять на этот процесс со стороны исполнительной власти Астраханской области. Налицо противоречия между основными принципами законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, закрепленных в федеральном законе [1, ст.2], и установленными в нем критериями определения акваторий для любительского и спортивного рыболовства во внутренних водах (водотоках) Российской Федерации. В этой связи необходимо внести изменения в Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью преодоления указанных противоречий и приведения к единообразию всех норм этого правового акта.

Представляется важным при формировании рыбопромысловых участков прежде всего учитывать принципы, установленные в ст.2 вышеупомянутого закона.

С целью привлечения инвестиций для сохранения и восстановления биоразнообразия и богатства рыбного мира следует исходить из следующих основных критериев и правил.

Во-первых, необходимо учитывать единство природного комплекса акватории Волги в Астраханской области. В этой связи целесообразно формировать рыбопромысловые участки, включая в их состав основные и смежные мелкие водотоки и ерики от истока до устья, прилежащие ильменя, култуки и зоны авандельты, с привязкой к муниципальным районам или крупным сельским поселениям. При этом южной границей должна быть верхняя зона акватории Каспийского взморья.

В таком случае можно будет регулировать повидовую добычу (вылов) водных биоресурсов на территории поселения [2, п.12.3; п.13] и осуществлять дифференцированный подход к оплате за пользование рыбными ресурсами для жителей Астраханской области, остальных граждан Российской Федерации и других государств [1, ст.2].

Во-вторых, для ограничения объемов добычи допустимо введение условия возвращения добытых (выловленных) ресурсов в среду их обитания. Кроме того, целесообразно выделить зоны, закрытые для рыболовства в каждом административном районе, которые находятся в Волжском запретном предустьевом пространстве [2, п. 30.14.1], или ввести ограничения на не входящих в него акваториях [1, ст.26]. Это позволит обеспечить определенную целостность природного комплекса в границах межселенной территории нескольких сельских поселений в рамках муниципального района, возможность проведения научно обоснованных, системных мероприятий по мелиорации, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира. Будут созданы условия для эффективного государственного управления и регулирования в области природопользования (рыболовства) с учетом положительного экономического результата.

Представляется необходимым активизировать роль органов местного самоуправления в контроле над рациональным использованием рыбных ресурсов. В целях объединения финансовых, материальных и иных средств для решения вопросов местного значения сельским поселениям в границах рыбопромыслового участка следует создать межмуниципальные хозяйственные общества (предприятия или автономные учреждения) [3, ст.8; ст.17]. В уставах муниципальных хозяйствующих субъектов нужно предусмотреть пункты о деятельности, направленной на сохранение, воспроизводство и рациональное использование животного мира, проведение мелиоративных, противопожарных, охранных и других мероприятий, организацию спортивного и любительского рыболовства и оказание услуг в этой области.

В-третьих, в конкурсную документацию по рыбопромысловым участкам важно внести положения, согласно которым в конкурсе будут участвовать хозяйствующие субъекты от сельских поселений. В типовом договоре должны быть указаны подробные и необходимые для воспроизводства рыбных ресурсов условия, определенные комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб* [1, ст.29.1, ст.33.3].

* Анадромные виды рыб — воспроизводящиеся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающие затем миграции в море для нагула и возвращающиеся для нереста в места своего воспроизведения.

Расширение контрольных полномочий органов местного самоуправления обеспечит получение финансовых средств в бюджеты поселений от использования рыбных ресурсов. Одновременно это повысит ответственность органов местного самоуправления. В этой связи представляется целесообразным передать ряд полномочий от государственных органов на муниципальный уровень, тем более что такая возможность и механизмы предусмотрены в федеральном законодательстве [3, ст.19-20; 4, ст.8; 5, ст.7; 6, ст.9].

В муниципальном районе необходимо создать службу по охране природы и межведомственную группу с привлечением должностных лиц органов власти сельских поселений, инспекторов подразделений федеральных служб и других ведомств в административных районах. Эти группы под организационным началом инспектора по охране природы должны постоянно находиться на акватории и осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории административного района.

К компетенции государственного органа власти субъекта РФ следует отнести административный контроль за полнотой исполнения переданных полномочий и эффективностью проводимых мероприятий. Это может положительно отразиться на состоянии рыбных запасов в административном районе и наполняемости бюджета поселений.

Привлечение к организации мероприятий по контролю за добычей (выловом) рыбных ресурсов и исполнением мелиоративных работ хозяйствующими субъектами глав поселений имеет ряд преимуществ. С одной стороны, это позволит пополнить бюджет, а с другой — выявить частные домовладения, занимающиеся предоставлением услуг по организации любительского рыболовства. Этому также будет способствовать включение в состав рыбопромысловых участков акватории рек, находящихся в пределах границ поселений. Правоохранительные органы на основе информации, предоставленной органами местного самоуправления, смогут вести эффективную борьбу и привлекать к ответственности нелегальных организаторов предоставления услуг в сфере рыболовства, что, в свою очередь, снизит антропогенную нагрузку на акваторию Астраханской области.

Большое значение в охране природных ресурсов имеют институты гражданского общества, экологические общественные организации и движения, а также привлечение общественности и местного населения к контролю за использованием водных биоресурсов. Эффективным представляется также вовлечение бизнес-структур и их денежных средств в процесс воспроизводства и мелиорации с наделением права контроля за результатами проводимых или оплачиваемых мероприятий. Такие действия повысят эффективное и целевое использование рыбных ресурсов, снизят коррупционную составляющую и формальность выполнения обязательств.

Данный подход обеспечит создание особого правового режима и использование разнообразных методов управления водными биоресурсами, в том числе на экономической основе. Это дает основания рассчитывать на сохранение биологического разнообразия, увеличение объемов рыбных ресурсов и их устойчивого использования в Астраханской области.

Источники

1. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федер. закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2004. 27 декабря. № 52 (часть 1). Ст. 5270.

2. Правила рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна: приказ Федерального агентства по рыболовству от 13 января 2009 г. № 1 // Российская газета. 2009. 25 марта.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2003. 6 октября. № 40. Ст. 3822.

4. О животном мире: Федер. закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. 24 апреля. № 17. Ст. 1462.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федер. закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. 2006. 2 января. № 1. Ст. 10.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. 2007. 1 января. № 1 (1 ч.). Ст. 21.

Written by admin

Ноябрь 25th, 2016 | 2:36 пп