Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Становление института мировых судей в Чеченской республике

Джамбулат САЙДУМОВ — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории и права Чеченского государственного педагогического института

Современная общественно-политическая ситуация в Российской Федерации объективно подтверждает правильность выбранных приоритетов в Концепции судебной реформы, одобренной постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. Она провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления кризиса отечественной юстиции в широком понимании этого слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов. Основополагающие идеи были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. и ряде российских законов, принимавшихся в последующие годы [1].

Наиболее важными моментами судебной реформы в России, на мой взгляд, являются «отделение» суда от Министерства юстиции РФ и создание Судебного департамента; возрождение институтов суда присяжных и мировых судей. Следует особо отметить, что в связи с созданием Судебного департамента при Верховном суде РФ значительно укрепились самостоятельность и полная независимость судебных органов от исполнительной власти по вопросам материально-технического и кадрового обеспечения судов общей юрисдикции, так как они полностью бы-
ли переданы из ведения Министерства юстиции РФ в систему судебной власти. Но все же главным итогом «судебно-правовой реформы стало принятие третьей части Гражданского кодекса России, нового Трудового кодекса, а также Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов, обеспечивающих дополнительные гарантии прав человека» [2].

Большая надежда на развитие института мировых судов и судебной системы в Российской Федерации (в первую очередь в Чеченской Республике) возлагается на Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 [3]. Согласно данной программе, предусматривается подготовка предложений по оптимизации компетенции судов общей юрисдикции и мировых судей с учетом роста загруженности последних (114 дел в месяц на одного судью), а также проектов федеральных законов об упразднении и укрупнении ряда районных судов в связи с небольшим количеством дел, рассматриваемых федеральными судьями (16,4 дела в месяц на одного судью). Предлагается внесение изменений в процессуальное законодательство, определяющее подсудность дел мировым судьям и районным судам общей юрисдикции.

Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

В связи с вышеизложенным хотелось бы обратить внимание на судебную систему Чеченской Республики, которая является составной частью российской и переходит от этапа возрождения к интенсивному развитию.

Во время создания законодательной базы для становления и развития судебной власти в России (1991-2001 гг.) Чеченская Республика находилась вне правового пространства Российской Федерации и, соответственно, была лишена возможности применять на практике принятые нормативноправовые акты. Поэтому формирование института мировой юстиции началось только в 2008 г. Закон «О мировых судьях в Чеченской Республике» № 28-РЗ был принят 27 сентября 2006 г. и вступил в действие с 1 января 2007 г. Его структура в основном соответствует структуре аналогичного акта федерального уровня. По сравнению с другими регионами Российской Федерации корпус мировых судей в Чеченской Республике формировался в ускоренном режиме. В 2008 г. благодаря эффективной и успешной работе Службы обеспечения деятельности мировых судьей «удалось, по сути дела, с “нулевого цикла” подготовить все необходимые условия для начала работы 48 участков мировых судей» [4]. На должности мировых судей Квалификационной коллегией судей Чеченской Республики на тот период были рекомендованы 58 человек, из них Постановлением Парламента Чеченской Республики были назначены 48 человек.

Сегодня в республике функционируют 66 судебных участков и столько же мировых судей. В столице — г. Грозном, который территориально состоит из 4 районов, насчитывается 18 судебных участков. Наибольшее число судебных участков после столицы — по шесть — находится в Гудермесском и Грозненском районах. Наименьшее — по одному — в Ша-тойском, Шаройском, Итум-Калинском районах. Для сравнения: в 2002 г. в Омской области ни в одном из 97 судебных участков не было мирового судьи; в Москве — 384 судебных участка и 27 мировых судей; в Ленинградской области — 75 судебных участков и 9 мировых судей [5]. Приведенные цифры говорят о том, что институт мировых судов активно внедрен в регионе, который длительное время находился вне правового поля Российской Федерации.

Любопытны исторические аспекты становления мировой юстиции на Северном Кавказе. В середине XIX в. серьезным нарушением судебных уставов стал отход от принципа выборности мировых судей земскими собраниями. Избрание мировых судей предоставлялось на усмотрение наместника Кавказского с последующим утверждением Первым департаментом Правительствующего Сената. Несмотря на целый ряд правительственных мер и действий местных властей, судебная система Кавказа в значительной части сохранила многоступенчатость судебных органов, существовавших параллельно друг другу для разных групп населения. Как следует из отчетов мировых судей Кубанской области, многообразие судов, инстанций и порядка производства дел, созданное для постепенного введения общих судебных органов Российской империи в контексте проведения политики умиротворения на Кавказе, «не могло быть признано нормальным».

Можно представить, сколько людей было вынуждено страдать от затруднений в разрешении своих дел в местных судах! Реформа системы судоустройства и судопроизводства административно-территориальных образований Северного Кавказа дала возможность населению региона увидеть в действии эффективность нового судебного законодательства и позволила сделать шаг вперед по пути сближения горского и русского населения. Сам факт распространения действия Судебных уставов 1864 г. на Кубанскую и Терскую области, Ставропольскую губернию привел к целому ряду положительных результатов, среди которых самый значимый состоял в том, что Кавказский край вошел практически на равных в общероссийскую судебную систему Империи. Одновременно с этим формировалась новая правовая культура местного населения [6].

На 2008 г. систему федеральных судов общей юрисдикции составляют 85 судов областного звена, 2431 суд районного звена, 12 окружных (флотских) и 119 гарнизонных
военных судов [7]. На 2009 г. (по сравнению с 1990 г.) число ежегодно рассматриваемых уголовных дел увеличилось с 0,5 млн до 1,1 млн, гражданских дел — с 1,4 млн до 13,4 млн, дел об административных правонарушениях — с 1,1 млн до 5,7 млн [8]. Суды общей юрисдикции стали важным социальным фактором, поскольку их решения в той или иной степени ежегодно затрагивают интересы огромного числа людей. Именно они способствуют обеспечению политических и экономических свобод граждан, защите их интересов от произвола чиновников и администраторов, противостоянию нарастающему правовому нигилизму [3].

Закон дал мировым судьям статус судей общей юрисдикции. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, поручения и другие обращения обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат строгому исполнению на всей территории Российской Федерации. Организация проведения судопроизводства по гражданским и уголовным делам у мирового судьи в целом не отличается от порядка, которым руководствуется судья федеральных судов общей юрисдикции. Все это свидетельствует о том, что мировая юстиция является составной и необходимой частью единой судебной системы Российской Федерации. Наделение мировых судей статусом, эквивалентным статусам судей других уровней системы судов общей юрисдикции, говорит о важности возлагаемых на них задач по поддержанию законности на территории РФ.

Возникновение и успешное функционирование мировых судов как в Чеченской Республике, так и в целом по стране — существенный фактор в судебной реформе. С появлением мировой юстиции на территории Чеченской Республики уменьшилась загруженность федеральных районных судов, что позволило сосредоточить внимание последних на рассмотрении дел значительной сложности, имеющих повышенное общественное значение. Только за 2009 г. общее число дел, рассмотренных мировыми судьями Чеченской Республики, составило около 35 000, уголовных — 415, гражданских — почти 26 000, административных — более 8000. Если сравнить результаты деятельности мировых судей и районных судов, то на первых приходится свыше 70% гражданских, около 60% уголовных и почти 90% дел об административных нарушениях [9]. Для сведения: в Российской Федерации в 2009 г. мировые судьи рассмотрели около 496 000 уголовных и 10 221 000 гражданских дел, что составляет 76% от общего их числа, рассмотренных судами общей юрисдикции всех уровней (в 2001 г. на мировые суды приходилось всего
24% гражданских дел) [3]. Значительный рост числа обращений граждан в мировые суды -объективный показатель растущего доверия населения к судебной власти.

С начала функционирования института мировых судей в Чеченской Республике улучшилась работа всей судебной системы. Повысилось качество принимаемых судами решений, судебные расследования проводятся более тщательно, исключая возможность привлечения к ответственности невинных лиц или принятия неверных решений [10]. Население республики видит в данном судебном институте эффективный орган отправления правосудия. Не случайно от жителей этого субъекта РФ в органы Уполномоченного по правам человека практически не поступает жалоб на неправомерность и предвзятость решений, выносимых мировыми судами.

С назначением мировых судей в Чеченской Республике институт мировой юстиции начал действовать на всей территории Российской Федерации. Его введение имеет огромное значение, способствуя укреплению, с одной стороны, законности и правопорядка в самой республике, а с другой — единой судебной системы России.

Литература

1.  Концепция судебной реформы в России (тезисы). Итоги судебной реформы / С А. Пашин, Т.Г. Морщакова, В.И. Миронов. URL: http://sutyajnik.ru/rus/cases/etc /koncepcia_sud_reformi.htm

2. Радченко В.И. Судебная реформа. Современный этап // Право и безопасность. 2004. № 3(12). Октябрь.

3. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 // Российская газета — Федеральный выпуск. 2006. № 4211. 1 ноября.

4. Вести Республики. 2008. 26 августа.

5. Степанов В. Проблемы реализации Федерального закона о мировых судьях и пути их решения // Российская юстиция. 2002. № 7. С.42.

6. Зозуля И. Страницы истории становления и развития «мировой юстиции» Северного Кавказа в дореволюционной России // Мировая юстиция России: проблемы теории и практики: Материалы всероссийской научно-практической конференции (20-21 ноября 2008 г.). Ставрополь, 2008.

7.  Отчет Генерального директора Судебного департамента А.В. Гусева VII Всероссийскому съезду судей о деятельности Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в 2005-2008 годах. URL: Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. http://www.cdep.ru/index.php?id=49&item=148

8. Оперативные статистические сведения о работе судов общей юрисдикции за 12 месяцев 2009 г. URL: Официальный
сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. http://www.cdep.ru/mdex.php?id=5& item=233

9. Службе мировых судей Чеченской Республики исполнился год. Информационное агентство «Грозный-Информ». URL: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=15428

10. Халидова Т В Чечне определены 66 мировых судей. URL: http://www.chechen-republic.com

Written by admin

Ноябрь 25th, 2016 | 2:33 пп