Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Закон поможет защитить детей

В Российской академии государственной службы состоялся «круглый стол», организованный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Высшей школы управления РАГС, посвященный вопросам защиты детей от информации, наносящей вред здоровью.
Поводом для его проведения послужило принятие Государственной Думой РФ во втором чтении (11 июня 2010 г.) проекта Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Напомним, что первое слушание состоялось в январе прошлого года по инициативе депутатов Государственной Думы О.В. Морозова, Е.Б. Мизулиной, Н.В. Герасимовой, А.К. Исаева, В.А. Васильева и других разработчиков законопроекта. К его обсуждению привлечены и те, кто будет непосредственно обеспечивать исполнение закона.

В работе «круглого стола» приняли участие представители практически всех региональных структур Роскомнадзора, специалисты в области защиты прав и здоровья детей, ученые.

Безусловно соглашаясь с необходимостью скорейшего введения Федерального закона в действие, присутствующие высказали немало критических суждений по отдельным статьям законопроекта. В частности, по содержанию ст.19, в которой нет исчерпывающих оснований и механизмов наделения органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления полномочиями по надзору и контролю. По мнению практиков в области СМИ, следует изменить формулировки, фиксирующие возможность передачи контрольных полномочий или наделение ими органов государственной власти субъектов Российской Федерации на более конкретные, обязательные.

Приглашенные на «круглый стол» «узкие» специалисты ответили на вопросы участников обсуждения. Приводим те из них, которые более всего интересовали присутствующих.

И Не приведет ли размытость полномочий по контролю в данной сфере к бездействию всех органов государственной власти, на которые возложены обязанности по его осуществлению? Может, целесообразнее создать единый федеральный орган с региональными представительствами?

Отвечает О.В. ПРИСТАНСКАЯ — заведующая отделом проблем прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и предупреждения правонарушений НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации; старший советник юстиции, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

— Такая позиция не находит поддержки в Правительстве РФ в силу затратности ее осуществления. Мы пытались провести много вариантов учреждения единого органа, но, увы, в отличие от Германии, где есть единое учреждение, наделенное полномочиями контроля, пока отстоять свою позицию не смогли.

Не кажется ли Вам, что если разместить нормы этого законопроекта в структурах других, уже принятых нормативно-правовых актов, регламентирующих смежные с данной области, то обозначенные задачи охраны прав детей можно решать более эффективно?

О.В. Пристанская: Это неверный путь. Поясню, почему. Есть множество видов информации и информационных продуктов, которые не регулируются законодательно. В частности, электронные компьютерные игры. Куда вносить изменения? Ведь компьютерные игры — не СМИ. Другой пример — публичные зрелищные мероприятия, которые также законом не регулируются.

Необходимо отметить, что, если разместить нормы этого проекта в разные регламенты, мы можем столкнуться с вольной трактовкой духа закона, а это явно не поспособствует изменению ситуации в лучшую сторону.

Для регионов очевидна проблема нехватки специалистов для проведения экспертиз, упоминающихся в проекте закона. Как будет вестись их подготовка, ведь сфера совершенно специфическая — детская психология и психиатрия?

Отвечает Е.В. МАКУШКИН — заместитель директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Главный детский специалист-психиатр Минздравсоцразвития России.

— Очень серьезный вопрос. Но норма этого закона не затрагивает непосредственно деятельность психиатров, специалистов, проводящих работу с психическими заболеваниями. В состав комиссии, осуществляющей экспертизу информационной продукции, не обязательно должен входить психиатр. Это больше касается психологов. А таких специалистов, даже возрастных, достаточно. Если психиатров по стране (именно детской направленности) около 1500 человек, то это не значит, что каждый из них будет привлекаться к экспертизе. Экспертиза будет назначаться прокурором, судом, если родители, общество решат, что, возможно, был нанесен вред здоровью, психологическая травма ребенку. Но в целом вопрос экспертизы относится больше к психологам, культурологам, общественным организациям, родителям, журналистам в конце концов. Закон не регулирует экспертное сообщество, но все будет зависеть от вида экспертизы, в соответствии с которым и будет решаться вопрос о ее составе.

Written by admin

Ноябрь 24th, 2016 | 2:33 пп