Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Оплата труда госслужащих

Международная школа управления «Интенсив» РАГС организовала практический консультационный семинар для бухгалтеров бюджетных учреждений по поводу наиболее часто встречающихся проблем оплаты труда. На вопросы, касающиеся интересов служащих государственных и муниципальных органов власти, отвечает кандидат экономических наук, главный редактор журнала «Заработная плата» Игорь Викторович ГЕЙЦ.

Все федеральные учреждения, а равно и значительная часть муниципальных и учреждений субъектов РФ, перешли на новую систему оплаты труда. Теперь каждое учреждение вполне самостоятельно в установлении размеров окладов и прочих выплат. В результате получилась пестрая картина. Оплата труда формируется исключительно согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а система трудовых (служебных) правоотношений, предоставления гарантий и компенсаций как по этому закону, так и по Трудовому кодексу (принят 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ).

Как совместить требования Трудового кодекса о том, что заработная плата работника должна быть не меньше минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ) с ныне действующим порядком назначения размера оплаты труда?

— Профсоюзы добились от Верховного суда РФ вынесения постановления о том, что, действительно, не может быть основная заработная плата (вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера, а так же стимулирующие выплаты, т. е. доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. — ред.) из расчета оклада за полностью отработанный месяц ниже, чем МРОТ. То есть, на сегодня минимальный размер должностного оклада должен быть не меньше, чем 4 330 руб. для федеральных учреждений, а в тех, что финансируются бюджетами субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, не ниже МРОТ, принятого в этом субъекте РФ. Если в Москве он по соглашению между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей от 22 декабря 2009 г. составляет 10 100
руб., то соответствующими должны быть и минимальные оклады. Этот порядок до недавнего времени был описан в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.

Однако недавно Верховный суд РФ принял решение изъять соответствующее разъяснение из своего постановления, что по большому счету возвращает решение вопроса о порядке применения МРОТ к ранее выработанным правилам. А именно — размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как выплачивать компенсацию государственным гражданским служащим за часть отпуска, превышающую 28 дней?

— Для решения этого вопроса надо исходить из следующей логики. Так как в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вопросы выплаты компенсации за неиспользованный отпуск прописаны следующим образом: «При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска». О каких-либо компенсациях во всех других случаях в законе ничего не сказано. Значит, она не выплачивается.

Для обоснования данной позиции можно сослаться также на письмо Минздравсоцразвития России от 26.11.2008 г. № 3165-17, в котором указано следующее: «В соответствии с законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” государственным служащим выплачивается компенсация за неиспользованные отпуска в следующих случаях: при прекращении либо расторжении служебного контракта, при освобождении от замещаемой должности гражданской службы, при увольнении с гражданской службы». Иные основания для такой выплаты этим законом не предусмотрены, даже если сумма накопленных дней отпуска за время службы достигает внушительных величин.

Кроме того, надо исходить из того, что государственным гражданским служащим за период нахождения в отпусках или командировках, на повышении квалификации выплачивается не средняя заработная плата, а денежное содержание, рассчитанное по специальным правилам, в соответствии с Постановлением Правительства № 562.

В нашем учреждении многие работники совмещают обязанности по различным должностям. Можно ли рассматривать такое совмещение как способ экономии фонда заработной платы и как оплачивать труд совместителей?

— Прежде всего надо четко различать понятия «совмещение» и «совместительство». Это совершенно разные понятия и режимы оплаты труда. Совмещение профессий — это когда сотрудник за рабочее время успевает выполнить обязанности и по основной и по совмещаемой должности с соответствующим расширением круга обязанностей и зон ответственности. В этом случае заработная плата ему рассчитывается одной строкой в платежной ведомости, и табель тоже ведется одной строкой. Такому работнику выплачивается доплата за совмещение профессий. Как определятся ее размер?

Универсальный способ заключается в издании приказа по учреждению с указанием объема обязанностей, которые должен дополнительно выполнить работник, и приблизительно сравнить их с тем, что он делает по основной должности. Это сравнение показывает, каким должен быть размер доплаты за совмещение. Понятно, что оплата за совмещение очень редко бывает равна окладу по основной должности, и такой способ организации труда может при определенных условиях применяться для экономии фонда заработной платы.

Совместительство — более серьезная категория. С таким работником заключается еще один трудовой дого-
вор. То есть, у него на руках два трудовых договора. Расчет заработной платы раздельный и табель учета ведется по двум отдельным позициям. Соответственно устанавливается дополнительный оклад по совместительству, и все другие выплаты тоже производятся раздельно по двум строкам в платежной ведомости. Специально для этой категории работников Фонд социального страхования разослал письмо от 14 мая 2009 г. № 02-13/07-3733, в котором разъяснил, что пособие по нетрудоспособности совместителей должно рассчитываться суммарно следующим образом: заработная плата по основному месту работу за 12 месяцев плюс заработная плата по совместительству за весь указанный расчетный период делится на количество календарных дней, приходящихся на отработанное время.

Есть еще один нюанс работы совместителя. Его основное рабочее время — восемь часов. По совместительству он работает во внерабочее время. Поэтому, если в учреждении установлен режим выдачи ключей и опечатывания помещений, то в этом случае ни о каком совместительстве речь идти не может.

Если молодой госслужащий подлежит призыву на военную службу и по ТК ему предусмотрено выходное пособие в размере двухнедельного заработка, может оно выплачиваться или нет?

— Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» этот вопрос не регулируется. То есть в этом случае в полной мере применяются нормы ТК (ст.178), которые гласят: «Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 части первой ст. 83 ТК)». Другое дело, что оно должно высчитываться не по правилам ст. 139 ТК, а по Правилам расчета денежного содержания за период отпусков и командировок.

Written by admin

Ноябрь 24th, 2016 | 1:39 пп