Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Методические материалы к активным формам занятий

(кейз-стади)

Заключительное занятие по курсу «Взаимосвязь и взаимозависимость  экономической и  социальной политики» проходит по теме «Прогнозирование тенденций развития социальных и экономических процессов» в форме кейз-стади.

Кейз-стади, говоря по-русски, — это обучение на примере ситуации. Описание ситуации задается исключительно для того, чтобы постановка вопросов и обсуждение проблем не ушли в рассуждения «вообще». Разбирая ситуацию, студенты применяют имеющиеся у них теоретические знания и практический опыт. Получается целенаправленное рассмотрение, более или менее конкретное (приближенное к конкретному) и в то же время, требующее мобилизации знаний и пополнение знаний. Ведь сами по себе знания – тяжелая ноша. Только когда мы их применяем, они становятся нужными, «своими». А своя ноша, как известно, не тянет.

Итак, кейз-стади — это способ усвоения в основном уже имеющихся знаний методом разбора предложенной ситуации.

Конкретная ситуация (или кейз) — это представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее студентов на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Кейзовые технологии бывают «полевые» и «кресельные». Первые пишутся с реальных событий, ситуаций. А кресельные технологии создаются автором курса. У каждого из видов существуют как плюсы, так и минусы. Полевые кейзы правдоподобны. Их представление можно сделать, используя различные технические средства. Однако работа с такими возможностями полевых кейзов требует больших затрат. Кресельные кейсз намного дешевле полевых, их создание не требует соблюдения некоторых формальностей и т.д.

Кейзы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда — оценка сложности решения. В проектных кейзах в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

Цель кейзов:

— развитие навыков анализа и критического мышления;

— выбор между различными направлениями деятельности;

— принятие решений;

— обращение с предположениями и заключениями;

— представление различных точек зрения;

— связывание теории с практикой.

Задачей «кейзов» является мобилизация и активизация обучающихся на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «кейз» имеет особенность.

Особенность представляет использование в качестве кейза актуальной для обучающихся проблемной ситуации. Этот прием способствует значительному повышению активности студентов, за счет увеличения мотивации.

Written by admin

Ноябрь 22nd, 2011 | 10:43 дп