Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Организация управления проектами ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Александр ВОРОТНИКОВ —  управляющий директор Центра государственно-частного партнерства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Внутри структурного подразделения администрации (правительства) региона, обеспечивающего деятельность комиссии (совета), создается (преобразуется) отдел, отвечающий за государственно-частное партнерство (ГЧП), который будет осуществлять повседневную деятельность комиссии (совета). Данный отдел является рабочим органом регионального центра ГЧП (далее — РО РЦГЧП).

Для оформления полномочий рабочего органа РЦГЧП должны быть внесены изменения в положение о соответствующем отделе (департаменте, управлении и т. д.).

Принятие решения об учреждении нового подразделения для выполнения функций рабочего органа РЦЧГП и одновременно решения вопроса о выделении бюджета на содержание такого подразделения относится к компетенции руководителя соответствующего органа исполнительной власти. При этом возможность создания/упраздне-ния соответствующего органа должна быть предусмотрена в положении о данном органе.

Таким образом, РО РЦГЧП -отдел или подразделение региональной или муниципальной администрации, уполномоченный на выполнение функций по организации ГЧП, включая организационно-техническую поддержку деятельности РЦГЧП. Он формируется ОГМУ самостоятельно (с учетом
Методических рекомендаций Центра ГЧП Внешэкономбанка по созданию региональных центров ГЧП в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации).

Деятельность РЦГЧП ОГМУ должна осуществляться по следующим принципам:

1.    РЦГЧП встроен в систему органов государственного (муниципального) управления, решающих задачи социально-экономического развития региона.

2.    Развитие ГЧП для решения задач публичного сектора, лежащих в плоскости социально-экономического развития региона, является формализованной обязанностью РЦГЧП.

3.    В своей деятельности РЦГЧП руководствуется приоритетами социально-экономического развития региона, утвержденными региональными властями.

4.    РЦГЧП уполномочен принимать решения по вопросам своей компетенции от имени региональных властей.

5.    РЦГЧП обладает компетенцией и бюджетом для ведения деятельности по организации проектов ГЧП.

6.    РЦГЧП регулярно взаимодействует с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов, обеспечивая тем самым качество решений ОГМУ о реализации проектов ГЧП.

7.    РЦГЧП работает по стандартизированному регламенту, обеспечивая легитимность и прозрачность процедур ГЧП, а также достижение результатов, пригодных для привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений.

8.    РЦГЧП обладает полномочиями для осуществления контроля за исполнением обязательств ОГ-МУ, принятых перед частным партнером и финансирующими организациями по контракту ГЧП.

9.    РЦГЧП формирует собственные кадры, потенциал которых достаточен для организации проектов ГЧП и оценки качества работы внешних специалистов (организаций), привлеченных для работы над проектами.

Процесс деятельности ОГМУ в лице РЦГЧП по организации проектов ГЧП включает пять этапов:

1.    Разработка программы проектов ГЧП.

2.    Принятие решения о подготовке проекта ГЧП.

3.    Подготовка проекта ГЧП до момента заключения контракта ГЧП.

4.    Подготовка проекта ГЧП до момента привлечения финансирования в проект ГЧП и вступления в силу контракта ГЧП.

5.    Мониторинг исполнения обязательств сторон по контракту ГЧП.

На первом этапе своей деятельности РЦГЧП формирует программу проектов ГЧП региона. Она формируется на среднесрочную перспективу и включает инвестиционные проекты регионального или муниципального значения, планируемые к запуску в течение следующих трех лет.

Последовательность действий ОГМУ на данном этапе включает следующие мероприятия.

Определение перечня проектных предложений федерального, регионального или муниципального значения, предполагаемых к реализации на территории ОГМУ, которые могут быть реализованы на условиях ГЧП. Анализ нормативной среды.

Для формирования перечня используется стандартный набор инструментов — анализ стратегий развития, сбор инвестиционных предложений ОГМУ, государственных и муниципальных предприятий и частного бизнеса, консультации с научными центрами, интервью с экспертами. Сбор информации организует РО РЦГЧП, при необходимости запрашивая сведения в других подразделениях ОГМУ и (или) проводя интервьюирование с должностными лицами таких подразделений.

При выборе проектных предложений РО РЦГЧП проводит консультации с Центром ГЧП Внешэкономбанка по отбору проектных предложений для формирования программы проектов ГЧП.

Необходимо обеспечить целевую установку по сбору проектных предложений, относящихся именно к сферам деятельности, в которых может использоваться инструмент ГЧП — объекты общественной инфраструктуры (системы энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, системы переработки твердых бытовых отходов, системы регионального транспорта, общественные здания и инфраструктура туризма).

Одновременно с подготовкой программы ГЧП РО РЦГЧП во взаимодействии с управлением юстиции проводит анализ действующей нормативной правовой базы региона (муниципалитета) с целью выявления нормативно-правовых ограничений и пробелов, препятствую-
щих организации проектов ГЧП. По результатам анализа подготавливаются предложения по развитию нормативной правовой базы. Выбор проектных предложений для реализации на условиях ГЧП РО РЦГЧП анализирует собранную информацию и группирует инвестиционные решения в три блока — по возможности реализации на условиях частного финансирования, только на условиях бюджетного финансирования (включая ДЦП), на условиях ГЧП.

В программу ГЧП включаются только те проекты, которые относятся к сфере ответственности ОГМУ: объекты общественной инфраструктуры (системы энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, системы переработки твердых бытовых отходов, системы регионального транспорта, общественные здания и инфраструктура туризма). Определение проектных предложений для реализации на условиях ГЧП в течение следующих трех лет РО РЦГЧП оценивает возмож-ность/целесообразность включения проекта в программу ГЧП. Отбираются проекты, которые целесообразно реализовать на условиях ГЧП и можно подготовить в среднесрочной перспективе (3 года). При этом проводятся консультации с Центром ГЧП Внешэкономбанка по отбору проектных предложений для формирования программы ГЧП.

В отношении каждого выбранного проектного предложения РО РЦГЧП формирует резюме проекта ГЧП (далее — резюме) на основании имеющихся данных. Оно определяет цели и задачи проекта, замысел реализации на условиях ГЧП. Резюме включает в себя записанные в свободном виде следующие предположения по проекту:

■ какие цели бюджетной эффективности, эффективности и/или качества публичных услуг, развития доступности и систем общественной инфраструктуры преследует проект;
■    кто (регион, муниципальное образование, государственное или муниципальное предприятие) выступает заказчиком проекта ГЧП;

■    какая роль отводится частному партнеру в деле повышения эффективности эксплуатации, улучшения управления, привлечения финансирования, принятия рисков проектирования, строительства, сбыта, регулирования и т. д.;

■    какая роль отводится публичному заказчику в деле повышения эффективности эксплуатации, улучшения управления, привлечения финансирования, принятия рисков проектирования, строительства, сбыта, регулирования и т. д.;

■    каким образом может быть привлечен частный партнер к достижению целей публичного заказчика (какие контрактные модели ГЧП могут быть использованы);

■    представление имеющихся объективных технических и экономических данных по проекту. После определения пула проектных предложений рабочий орган РЦГЧП формирует проект программы ГЧП на среднесрочный период.

Согласование проекта программы ГЧП

Проект программы ГЧП и резюме проектов ГЧП РО РЦГЧП направляет на согласование в структурные подразделения ОГМУ, входящие в состав РЦГЧП. РО РЦГЧП может направить подготовленные материалы (проект программы ГЧП и резюме проектов) в институты развития, в том числе в Центр ГЧП Внешэкономбанка или консультационные организации с тем, чтобы получить рекомендации по улучшению подготовленных материалов.

РО РЦГЧП готовит итоговую редакцию программы ГЧП с учетом полученных предложений ОГМУ и выносит ее на рассмотрение РЦГЧП в порядке, предусмотренном положением о деятельности РЦГЧП.

Одобрение программы ГЧП

Решение РЦГЧП об одобрении/от-клонении программы ГЧП оформляется протоколом заседания РЦГЧП. На основании этого решения принимается распорядительный акт высшего должностного лица региона об утверждении Программы.

Следующий этап предусматривает подготовку проекта ГЧП (с момента принятия решения об организации проекта ГЧП до момента заключения контракта ГЧП).

1.    Осуществляется работа с проектами, включенными в план ГЧП для организации и проведения конкурса на выбор частного оператора проекта ГЧП с целью заключения контракта, определяющего условия достижения заявленных ОГМУ целей.

2.    Последовательность действий определяется графиком и планом финансирования работ по подготовке проекта, включающими, как правило, следующие мероприятия. Проводятся конкурсы либо заключаются контракты на выполнение работ вне конкурсной основы (в зависимости от источника финансирования работ). В случае финансирования мероприятий по подготовке проекта за счет бюджетных средств ответственные ОГМУ проводят конкурсы на размещение заказа на выполнение работ (оказание услуг) консультационными компаниями в соответствии с разработанными техническими заданиями и заключают государственные контракты. В случае изыскания иных источников финансирования (в частности, средств унитарных предприятий и т. д.) ОГМУ передают полномочия распорядителю соответствующего бюджета на заключение контрактов согласно разработанным техническим заданиям. Могут проводиться тендерные процедуры выбора консультационных компаний. Выполняются работы по подготовке конкурса (как правило, выбранными на конкурсной основе консультационными компаниями):

■ юридическая подготовка проекта (анализ прав на имущество и оформление правоустанавлива-
ющих документов, анализ вопросов развития локальных нормативных актов, юридическая структура отношений участников проекта, подготовка проекта контракта, подготовка разделов конкурсной документации (проект контракта, правоустанавливающие документы для решения по конкурсу, процедура проведения конкурса);.

■    техническая подготовка проекта (техническая диагностика, определение целевых показателей качества и эффективности проекта, выработка принципиальных технических решений по их достижению, оценка стоимости по аналогам, анализ вопросов подготовки земельного участка (включая получение прав на участок, освобождение от застройки, перенос коммуникаций), анализ вопросов получения разрешений и согласований на реализацию проекта, оценка затрат на подготовку проекта (подготовка земли, проектирование, получение согласований и разрешений), подготовка разделов конкурсной документации (data room, порядок оценки технических предложений));.

■    экономическая подготовка проекта (анализ спроса и предложения по организации входящих финансовых потоков проекта, обоснование тарифов (цен), необходимых бюджетных субсидий или госзакупок услуг, бюджетной эффективности реализации проекта на условиях ГЧП, подготовка финансовой модели, сдача бизнес-плана проекта, подготовленного в соответствии с требованиями финансовых организаций, подготовка разделов конкурсной документации (бизнес-план, data room, критерии оценки предложений, порядок оценки финансовых предложений). Подготовка бизнес-плана и финансовой модели проекта осуществляется в соответствии с требованиями институтов развития, в том числе и Внешэкономбанка.
Подготавливается проектная команда ОГМУ, участвующая в организации проекта, на специализированных семинарах и курсах.

По каждому проекту РЦГЧП назначает куратора, который организует отбор и обучение (переподготовку) специалистов ОГМУ, включаемых в состав проектной команды. Для обеспечения качественной проработки проекта и мониторинга его реализации в проектную команду от администрации субъекта РФ включаются специалисты департаментов (управлений или министерств):

■    по общему назначению — экономического развития, финансов, инвестиций, тарифного регулирования, имущественных отношений, государственных закупок;

■    по отраслевой принадлежности проекта — специалисты подразделений топлива и энергетики, дорожного хозяйства, ЖКХ, здравоохранения, образования, внутренних дел и т. д.;

■    по территориальной принадлежности — подразделения территориального развития и взаимодействия с органами местного самоуправления. По предложениям органов муниципального управления, на территории которых реализуется проект, в проектные команды включаются также специалисты органов местного самоуправления.

Для обучения и переподготовки специалистов проектных команд РЦГЧП организует семинары и специализированные курсы с итоговой аттестацией их квалификации.

Проводятся публичные процедуры

Процедуры могут включать в себя сходы граждан, общественные и экспертные консультации, слушания в законодательных органах, распространение существенных сведений о проекте через средства массовой информации. Публичные процедуры организовываются рабочим органом РЦГЧП при участии профильных подразделений ОГМУ и консультантов.

Результаты работ рассматриваются РЦГЧП. По результатам рассмотрения принимается решение о продолже-нии/приостановлении подготовки проекта.

В случае продолжения определяются сроки проведения конкурса, утверждаются график и план финансирования работ ОГ-МУ по подготовке проекта и выполнению обязательств, принимаемых в составе контракта ГЧП, включая:

■    вопросы разработки проектной документации (в необходимых объемах, определяемых по результатам работы технического консультанта);

■    вопросы подготовки территории (в необходимых объемах, определяемых по результатам работы технического консультанта);

■    вопросы разрешений и согласований;

■    вопросы доработки правоустанавливающих документов и развития локальной нормативной базы (в необходимых объемах, определяемых по результатам работы юридического консультанта);

■    вопросы выработки необходимых тарифных и иных решений, относящихся к экономическому регулированию, бюджетным субсидиям в проект, финансовому обеспечению работ ОГМУ по подготовке проекта (в необходимых объемах, определяемых по результатам работы экономического консультанта).

Уполномоченным органом ОГМУ осуществляется подготовка и проведение конкурса в соответствии с документацией, разработанной на предшествующем этапе.

Заключается контракт ГЧП с победителем конкурса. Осуществляется уполномоченным органом ОГМУ. Производится передача правоустанавливающих документов, выполнение иных отлагательных условий. Переговорный процесс и исполнение обязательств ОГМУ по оформлению контракта организовываются рабочим органом
РЦГЧП, при необходимости документы согласовываются на заседании РЦГЧП.

На следующем этапе определяются источники финансирования проекта, т. е. подготовка проекта ГЧП (с момента заключения контракта ГЧП до момента привлечения финансирования в проект и введения контракта ГЧП в силу):

1.    Привлекаются частные инвесторы внебюджетного финансирования в проект на условиях заключенного контракта ГЧП.

2.    Последовательность действий определяется графиком переговоров частного инвестора с финансирующими организациями, но не может превышать установленный в конкурсной документации срок для введения контракта в силу.

РЦГЧП участвует в переговорах и презентациях частного инвестора с финансирующими организациями, разъясняет условия контракта, порядок деятельности ОГМУ по выполнению своих обязательств, механизмы обеспечения обязательств ОГМУ перед частным инвестором, принятых в рамках контракта. При необходимости предоставляется дополнительная информация финансирующим организациям по проекту и деятельности ОГМУ.

РЦГЧП рассматривает предложения финансирующих налаживания по коррекции контракта ГЧП в части, касающейся условий получения частным инвестором финансирования, и налаживания взаимодействия ОГМУ с финансирующими организациями по реализации проекта. Результаты работы докладываются РЦГЧП. По результатам рассмотрения на РЦГЧП принимается решение о коррекции отдельных условий контракта, не являющихся существенными, а также о заключении дополнительных соглашений с финансирующими организациями и частным инвестором по вопросам взаимодействия при реализации проекта.

РЦГЧП контролирует заключение частным инвестором необходимых финансовых соглашений и при получении документальных подтверждений согласовывает вступление в силу контракта ГЧП.

Вступление в силу контракта ГЧП удостоверяется уполномоченным органом ОГМУ, подписавшим контракт ГЧП.

Следующий этап предусматривает мониторинг исполнения обязательств по проектам, вступившим в стадию реализации:

1.    Осуществляется работа по мониторингу исполнения обязательств частных инвесторов и профильных подразделений ОГМУ, принятых в рамках контракта ГЧП.

2.    Последовательность действий определяется следующим образом: РЦГЧП разрабатывает рабочий план-график контроля исполнения контрактных обязательств частного инвестора и профильных подразделений ОГМУ по каждому проекту. В соответствии с планом-графиком стороны опрашиваются относительно взаимного исполнения обязательств. При наличии проблем организовывается переговорный процесс (совещание). По результатам совещания намечаются мероприятия, за которые отвечает ОГ-МУ, определяются вопросы корректировки контрактной и нормативной документации по проекту ГЧП. Результаты мониторинга и предложения по решению проблем реализации проектов докладываются РЦГЧП. По результатам рассмотрения подразделениями ОГМУ предпринимается исполнение принятых решений. Финансирующие организации информируются РО РЦГЧП о результатах опроса и принятых мерах по решению проблем в соответствии с условиями соглашений о взаимодействии по реализации проекта.

Такой подход, как представляется, позволит в достаточно сжатые сроки провести институциональные преобразования в регионе и создаст возможность качественной реализации региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства.

Written by admin

Ноябрь 22nd, 2016 | 1:37 пп