Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Малое предпринимательство: тенденции и факторы развития

Иван ГАЛУШКО – аспирант кафедры экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства РАГС

Вопросы развития и поддержки предпринимательства России выдвинуты в центр государственной политики. Проблема развития малого и среднего предпринимательства рассматривается как масштабная государственная задача, требующая для решения использование комплексного подхода. Наиболее значимая роль при этом отводится адекватному нормативно-правовому регулированию, созданию прозрачных программ развития и стимулирования предпринимательства, совершенствованию финансовокредитной инфраструктуры, координации усилий государства, общественных объединений и крупных предпринимательских структур, повышению экономической и юридической грамотности взаимодействующих субъектов.

В странах с успешной экономикой на так называемый третий сектор приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть ВВП – до 85%, на малых предприятиях занято до 70% трудоспособного населения. В России ситуация иная: более половины ВВП создается крупными промышленными холдингами, а субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают серьезные трудности. Существенно не изменил ситуацию и тот факт, что за последние пять лет доля малого предпринимательства в ВВП выросла более чем в два раза – с 7% до 17%. По состоянию на 1 января 2008 года в Российской Федерации общее число малых предприятий составило 1137,4 тыс. (на 1 января 2007 года – 1032,8 тыс.); рабочих мест – 9,879 млн (на 1 января 2007 года – 9,239 млн); предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) – 3,5 млн (на 1 января 2007 года – 2,994 млн) [1, c.125]. Среднегодовые темпы роста оборота малых компаний равны 118-125%. Одной из основ формирования класса владельцев предприятий малого бизнеса, как и в экономически ведущих странах, так и в России, является слой индивидуальных предпринимателей. Наряду с представителями интеллектуальных профессий (врачи, учителя, работники науки, культуры и искусства, чиновники) эта часть наиболее экономически активных людей образует основу формирования и увеличения среднего класса.

Но для того, чтобы средний класс в России расширялся и укреплял свое экономически устойчивое положение, ему необходима помощь как исполнительной, так и законодательной власти. Небольшие кредиты – основа успешного и стабильного развития средних и малых предприятий. Свыше половины предпринимателей считают финансирование самой важной проблемой. Практически всегда при открытии своего дела в сфере малого бизнеса используются либо собственные накопления, либо обращаются за финансовой помощью в кредитно-финансовые учреждения. Исследование, проведенное Ассоциацией российских банков в 2007 году, показало, что малые предприятия составляют 83% клиентов банков, причем 62% кредитов взяты предприятиями торговли. Промышленность в структуре кредитного портфеля в отношении малых предприятий представляет 6,8%, строительство – 5,8%, ЖКХ, полиграфия, лизинг – 8,1%. Необходимо отметить, что 92,1% из числа обратившихся в банк за кредитом получают его. По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», более 50% предпринимателей, пришедших в банки за кредитами и не получивших их, в качестве основной причины отказа назвали недостаточность ликвидного обеспечения. Общая потребность малого бизнеса в банковском финансировании оценивается в 1 трлн рублей [2, c.176]. Одно из направлений решения этой проблемы – создание региональных фондов гарантий, в том числе на базе государственных и муниципальных фондов. Аналогичные механизмы действуют в большинстве европейских стран (Финляндия, Австрия, Германия) и в США. Программа содействия формированию гарантийных фондов реализуется Правительством Российской Федерации с декабря 2005 г. В 2007 г. регионы предоставили Минэкономразвития России информацию о механизмах гарантии освоения субсидий федерального бюджета. Трудности в осуществлении программы (в первую очередь отсутствие в большинстве регионов организаций, удовлетворяющих требованиям банков с точки зрения ликвидности обеспечения кредитов) обусловили создание гарантийно-залоговых фондов. К началу 2009 г. гарантийные фонды для малых предпринимателей существовали в большинстве субъектов Российской Федерации.

Самый крупный создан в Москве – его объем достиг 1 млрд рублей [3]. Средняя сумма запрашиваемых малыми предприятиями кредитов колеблется в районе одного миллиона рублей. По оценкам Российского микрофинансового центра, доля малого бизнеса (особенно микропредприятий), имеющего доступ к кредитным ресурсам, составляет 15-20%. Однако более чем в 3000 малых городах и 150 000 населенных пунктах такой возможности вообще нет [1, c.98]. Частично вопросы финансирования решаются за счет использования инфраструктуры микрофинансирования, которое в течение последних лет растет быстрыми темпами. Начиная с 2005 г., за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации кредитные потребительские кооперативы получают поддержку в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в коммерческих банках для целей предоставления займов своим членами – субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем отсутствие универсального законодательного регулирования кредитной кооперации на федеральном уровне не только сдерживает развитие кредитной кооперации, но и создает почву для возникновения финансовых пирамид и иных злоупотреблений. Необходима ускоренная доработка и принятие проекта Федерального закона № 70443-3 «О кредитной кооперации», определяющего правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных кооперативов, обеспечивающего защиту интересов их участников. В первом чтении он был принят Государственной думой еще в апреле 2002 г. По концепции это максимально универсальный, рамочный документ, предметом регулирования которого является сфера кредитной кооперации как целостной трехуровневой системы. Законопроект содержит общие нормы, относящиеся к деятельности кредитных потребительских кооперативов всех возможных видов, в том числе кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных, ипотечных и других. Предполагается, что в соотношении с законом «О кредитной кооперации» специальные федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов кредитных кооперативов, должны представлять собой нормативные акты с более высокой степенью детализации и регламентирования с учетом специфики отдельных видов кредитных потребительских кооперативов.

С 2004 г. финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в рамках государственной программы, реализуемой ОАО «Российский банк развития» (ОАО «РосБР»): предоставляются кредиты региональным банкам, а они направляют средства на кредитование субъектов малого предпринимательства. 22% предпринимателей малого бизнеса (по данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и «ОПОРЫ России») определили очень важным недискриминационный доступ к недвижимому имуществу и электросетям. Для предоставления определенных преференций малым предприятиям – арендаторам государственного и муниципального имущества 22 июля 2008 г. принят Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает исключительное право выкупа предприятиями малого бизнеса арендованного, а также возможность оплаты приобретаемого ими имущества в рассрочку – на срок до пяти лет. Однако основным способом имущественной поддержки малого бизнеса Минэкономразвития России считает формирование региональных и муниципальных перечней целевого имущества, предназначенных для предоставления в аренду исключительно субъектам малого предпринимательства. Для этого был разработан и принят 18 октября 2007 г. Федеральный закон № 230ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым внесены изменения в ряд законов, в том числе в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За органами государственной власти и местного самоуправления закреплена возможность создания имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства. Эти меры позволяют формировать имущественные комплексы для целей малого бизнеса на постоянной основе; стимулировать развитие видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, социально-ориентированные предприятия и др.), необходимых для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Но практическая реализация этих законов явно недостаточна, хотя многое уже сделано. Например начали работу бизнес-инкубаторы – специализированные структуры, предоставляющие отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок три года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний. Расширение доступа малых компаний к инфраструктурным объектам зависит от активности и поддержки крупных и малых предприятий. Это может быть размещение солидным бизнесом доли заказов на производство комплектующих изделий и оказание услуг среди малых предприятий, включение их в снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих крупных партнеров и т.д. [4, c.39]. Малые предприятия наиболее восприимчивы к новациям. Процесс выработки новых методов и технологий, внедрения их в широкую практику занимает здесь намного меньше времени. Опыт стран, для которых инновационная экономика уже состоявшийся факт, показывает, что, несмотря на сохраняющееся доминирование крупных компаний, основным источником инновационной активности являются малые предприятия, действующие в условиях жесткой конкуренции. Согласно экспертным оценкам, малые предприятия дали от 40 до 46% всех крупных научно-технических нововведений, освоенных американской промышленностью.

При этом на их долю приходится около 4% общих расходов на НИОКР [5, c.232]. В России далеко не все новые идеи находят применение, прежде всего из-за финансовых проблем. И здесь открывается дорога такой форме инвестирования, как венчурный капитал, создание и развитие венчурных фондов. Общество получает новые технологии, быстро внедряемые в жизнь; частные инвесторы – возможность многократного возврата вложенного капитала; работники интеллектуальных профессий – применения новаций в жизнь, а государство – рабочие места и снижение зависимости от конъюнктуры мирового рынка сырья. По инициативе Правительства Российской Федерации было принято решение о формировании региональных венчурных фондов в целях финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Оно обеспечивается из трех источников: средства региональных бюджетов – до 25%; средства федерального бюджета – до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов); средства частных инвесторов – не менее 50%. Управление фондами осуществляется отобранными на конкурсной основе профессиональными управляющими компаниями в течение семи лет. По окончании срока действия фонда государственные средства направляются на формирование следующего или в бюджет субъекта Российской Федерации. Учитывая то, что базисом реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс, основу которого составляют именно предприниматели, необходимо проработать механизмы их поддержки [6, c.7]. Для этих целей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.08.2006 г. № 476 создано открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий». Главное в его деятельности – отбор перспективных инновационных проектов, имеющих общегосударственное значение, которым будет предоставляться соответствующая государственная поддержка. Благодаря программе венчурных фондов у малых компаний есть возможность получить субсидию за счет средств федерального и региональных бюджетов для оплаты услуг по регистрации и (или) правовой охране за рубежом объектов интеллектуальной собственности. По итогам Всероссийского форума 2009 г. по малому и среднему предпринимательству Минфину, Минэкономразвития и Минюсту РФ поручено внести проект федерального закона, направленного на увеличение до 60 млн рублей предельного размера доходов, ограничивающего право перехода организации на упрощенную систему налогообложения. Вторая задача – подготовить и представить в правительство предложения по исключению из налоговой базы на прибыль организаций доходов, полученных в виде средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в рамках финансовой поддержки малого предпринимательства. Перед Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти также была поставлена задача провести инвентаризацию федерального имущества, неиспользуемого либо используемого в целях, не относящихся к основным видам деятельности государственных предприятий и учреждений. По итогам проведенной инвентаризации нужно подготовить и представить в правительство перечень такого имущества с предложениями о порядке его передачи по льготным ставкам во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства. Минфину и Минэкономразвития следует подготовить и представить в правительство предложения о дополнительном выделении 15 млрд рублей на капитализацию региональных гарантийных фондов. Таким образом, можно видеть, что намеченные мероприятия действительно лежат в русле объективно необходимых и прогнозируемых действий. Более того, практика их реализации показывает, что существует достаточно большая вероятность их успешного выполнения.

Литература

1. Россия в цифрах 2008. Краткий статистический сборник. Росстат. М., 2008.
2. Суслов И. Малые предприятия в экономике России: научно-популярный очерк. М. : Изд-во РАГС, 2009. С. 168176.
3. Сводный каталог Росстата. 2008. http:// www.gks.ru
4. Архангельский В.В. Дополнение к антикризисной программе // Экономист. 2009. № 5. С.44-52.
5. Кононов Н. Инвестиционная компонента государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства //Федерализм. 2008. № 3. С.228-235.
6. Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. 2009. № 3. С.3-11.

Written by admin

Сентябрь 27th, 2016 | 1:32 пп