Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Государственное регулирование обновления технологической базы

Константин ВАСИЛЬЕВ – аспирант кафедры экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства РАГС

Перед Россией стоит важнейшая задача ускорения процесса качественного обновления технологической базы, т.е. полного перевооружения промышленного производства, создания передовой национальной технологической базы. Причем ее обновление должно способствовать не столько росту выпуска отдельных видов товаров, сколько появлению передовых научно-технологических идей, быстрому переключению с одних технологий на другие, использованию научно-технических достижений компаньонов и конкурентов. Необходимость государственного регулирования и поддержки науки и технологий можно считать общепризнанной, но в вопросе выбора целей, методов, инструментов и ряда прочих характеристик этой деятельности подобной целостности до сих пор не наблюдается.

Это позволяет говорить о слабом руководстве государством сферой технологического развития. На совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал: «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. И это особенно очевидно в период глобального финансово-экономического кризиса. Пока не показали серьезных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особые экономические зоны. Все это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге»[1]. Многообразие форм и методов государственного регулирования сферы науки и технологий соединяется в три основных блока. К первому из них относятся методы и механизмы, обеспечивающие прямое участие государства в производстве знаний, которое реализуется через формирование государственных научных структур (например в форме государственных лабораторий, институтов и т.д.) и их прямое бюджетное финансирование. Сюда можно отнести и бюджетное финансирование государственного заказа (или части контракта), размещенного в частном секторе. Применение прямого бюджетного финансирования, как инструмента государственного регулирования сферы науки и технологий, часто ограничивается областью традиционной ответственности государства (оборона, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство). А полученные здесь знания и результаты (естественно, за исключением тех, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны и ее безопасности) доступны широкому кругу пользователей (правда, степень этой доступности в той или иной стране регламентируется национальным законодательством по интеллектуальной собственности).

Второй блок методов государственного регулирования сферы науки и технологий объединяет широкий спектр безвозмездных субсидий и грантов на проведение фундаментальных исследований, предоставляемых ученым, работающим как в государственных структурах, так и вне их (прежде всего в университетах). Одним из условий их предоставления является полная отчетность о ходе исследования, открытая публикация полученных результатов, хотя права исполнителя на интеллектуальную собственность в этом случае могут регламентироваться по-разному. Третий блок включает методы, направленные на формирование благоприятных условий для частных инвестиций в науку и технологии, стимулирование научных исследований и разработок в частном секторе, его инновационной активности. Ключевым элементом весьма богатого сегодня арсенала методов этого блока являются налоговые льготы. Наряду с этим к ним относятся и субсидии, предоставляемые государством частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и разработки [2]. Современный процесс обновления технологической базы подразумевает не наращивание масштабов экономической деятельности, а достижение равноправного положения по отношению к ключевым экономикам, которые служат импульсом технологических и социальных перемен в мире. Государство играет важную роль в модернизационных процессах (иногда большую, как в Германии и Японии, иногда меньшую, как в США и Великобритании).

Но особенность современной наукоемкой экономики в том, что она сопровождается созданием институтов свободного предпринимательства и частной собственности. Основой структурных сдвигов как источника обновления технологической базы и ее модернизации является инновационный потенциал государства. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится 75-80% валового внутреннего продукта (ВВП) [3]. В структуре экономики ведущая роль должна перейти к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля этих отраслей в ВВП должна составлять не менее 17-20% (в 2006 г. – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 23 процентных пунктов (2006 г. – 1,3). Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (в 2005 г. – 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2005 г. – 2,5%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 г. (в 2006 г. – 1% ВВП) [4]. В отличие от развитых стран, в течение почти двух десятилетий, прошедших после перехода от директивного планирования к рыночной экономике, системная государственная научно-техническая политика в России фактически отсутствует. Чтобы ее создать и правильно сориентировать, необходимо четкое понимание, с одной стороны, закономерностей современного экономического роста и, с другой – сравнительных национальных преимуществ, использование которых должно стать основой государственной политики развития. Сложная ситуация с технологической базой российской промышленности, сложившаяся по итогам 90-х гг., начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди них особое место занимала федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002 2006 годы. Она была непосредственно ориентирована на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. С содержательной точки зрения это своего рода «конверсионный» проект, направленный на максимальное использование научно-технического потенциала обороннопромышленного комплекса (ОПК) для нужд гражданских отраслей промышленности. Программа в основном выполнена, а новая, рассчитанная до 2011 г., сформирована как целенаправленное ее продолжение и развитие, призванное обеспечить создание базовых промышленных технологий, имеющих большое значение для национальной безопасности и социально-экономического развития страны. В новом документе приоритет отдан развитию критически важных технологий в гражданском секторе, предусмотрено резкое наращивание финансирования (в 3-4 раза) особо значимых разработок.

Мероприятия сформированы с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование с другими программами технологической направленности. Разработка велась в тесной координации с ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», а также «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Общая стоимость программы составляет 99 млрд 458 млн руб. В том числе 49 млрд 549 млн руб. запланировано выделить из федерального бюджета (на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – 35 млрд 929 млн руб., на капитальные вложения – 13 млрд 620 млн руб.). Еще 49 млрд 909 млн руб. необходимо привлечь из внебюджетных источников. ФЦП содержит подпрограмму «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 гг. В качестве важнейших целевых индикаторов программы утверждены следующие: количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта – 215-246; количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в ходе выполнения программы, в том числе права РФ – 206-241; количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его – 195-233. Госзаказчиком – координатором программы определено Министерство промышленности и энергетики РФ. Координация применения всего имеющегося набора инструментов государственного регулирования в области модернизации и технологического развития экономики России – предмет деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утвержденной Указом Президента РФ от 20 мая 2009 г. № 579. Основными задачами Комиссии являются рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России, а также определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России. Это позволит обеспечить своевременность подготовки программ развития, обмена информацией, предложений по совершенствованию законодательной базы. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования сферы науки и технологий, формирования соответствующего методологического и методического ее обеспечения. Для формирования условий обновления технологической базы необходимо в полной мере внедрять приемы дальнесрочного прогнозирования, самостоятельного стратегического планирования политики и квалифицированного управления собственным научно-технологичным развитием.

Важным условием создания системы государственного регулирования является принятие комплекса нормативных и правовых актов, начиная с закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» с ясным определением критериев инновационной деятельности и инновационных предприятий и включая проекты законов «О долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании и национальном программировании социально-экономического развития Российской Федерации», «Об инновационной системе Российской Федерации», «О внесении изменений в 77 главу Гражданского кодекса» (О праве использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии), «О промышленной политике» и др. В связи с этим следует рассмотреть отдельные аспекты современной налоговой политики, связанные с идеей технологического обновления экономики на инновационной основе. Один из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий – дифференцированное снижение налогов, предоставление налоговых каникул, субсидирование процентных ставок на кредиты, используемые для приобретения новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования.

Необходимо разработать механизмы получения для инновационных компаний доступных и долгосрочных кредитов, выделить приоритеты в инновациях с целью эффективного расходования бюджетных средств на их поддержку, особо сосредоточив усилия на развитии наиболее конкурентоспособных отечественных макротехнологий (авиация, космические технологии, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия, энергетическое машиностроение). Кроме того, целесообразно осуществить комплекс мер, без которых модернизация технологической базы не будет успешной. 1. Создать механизмы коммерциализации научных инновационных разработок и их распространения в ключевых отраслях российской экономики до стадии практического применения и обеспечить за счет государственных гарантий снижение рисков инвестиций в инновационные разработки. 2. Разработать защитные меры по повышению роли государства в формировании отечественного рынка наукоемкой продукции с целью обеспечения ее стабильного выпуска, реализации на внутреннем и внешнем рынке. 3. С целью повышения рентабельности инвестиций в научно-технические исследования провести диверсификацию структуры используемых Россией каналов международного технологического обмена, что явится важным рычагом сохранения международной конкурентоспособности национальной экономики. 4. Для полноценного применения стандартизации как инструмента повышения конкурентоспособности принять национальные стандарты (в том числе гармонизированные с международными). Это позволит ускорить обновление фонда национальных стандартов, соответствующих передовым технологиям, превратить стандарты в инструмент развития. 5. Организовать научный центр по изучению проблем технологического обновления и создания инновационной экономики с выделением направления по преодолению негативных тенденций, в том числе и в финансовой сфере.

Без радикального реформирования банковской системы невозможно создать условия для финансирования экономики и перевода страны на инновационный путь развития. Выходом из положения могла бы стать практика заключения трехсторонних соглашений между государством, банком и заемщиком, где четко определялись бы бизнес-планы по использованию кредита и ответственность за риски. Это послужит мощнейшим стимулом модернизации производства без дополнительного административного бремени для предпринимательства и увеличения контрольно-надзорных функций государства. Учитывая нехватку молодых высококвалифицированных специалистов и ученых, необходимо путем создания трехсторонней комиссии из представителей государства, бизнеса и профсоюзов постоянно согласовывать и планировать основные экономические параметры: цены, заработную плату и инвестиции в высокотехнологичных отраслях экономики. Это повысит качество подготовки специалистов всех категорий, устранит диспропорцию между реальными потребностями рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов. Комплексный подход к технологической модернизации экономики на основе усилий государства и бизнес-сообщества позволит преодолеть существующие экономические и институциональные барьеры доступа отечественных товаропроизводителей к рынку перспективных технологий и технических ресурсов.

Литература

1. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Вступительное слово на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики. 15 мая 2009 года, Московская область, Горки // http:// archive.kremlin.ru/appears/2009/05/ 15/1701_type63378type82634_ 216352.sht ml
2. Китова Г.А., Черкасов В.В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения // Инновации, № 3. 2004.
3. Лобунец И., Лынев Р. Возможен ли инновационный прорыв? // Российская Федерация сегодня. 2004. № 5.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://www. government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archi ve/2008/11/17/2982752.htm.

Written by admin

Сентябрь 27th, 2016 | 1:29 пп