Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Образование и здоровье: новые нормативные акты для гражданской службы

В минувшем году в рамках реализации Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» проведена большая нормотворческая работа в области кадрового отбора, подготовки и дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Два важных документа вышли в декабре 2009 г. и вызвали большой интерес наших читателей. За комментариями редакция обратилась к начальнику департамента по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Александру Петровичу Лаптеву и начальнику департамента по вопросам реформирования и развития государственной службы, доктору юридических наук, заслуженному юристу Российской Федерации Валерию Степановичу Епанешникову.

На вопросы редакции отвечает Александр Петрович ЛАПТЕВ.

– Александр Петрович, в конце прошлого года Президентом Российской Федерации подписан Указ «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение». Расскажите, пожалуйста, чем была обусловлена необходимость издания этого нормативного правового акта?

– В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004  г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная подготовка кадров является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы. В этом Федеральном законе впервые заложен правовой механизм, обеспечивающий приток на государственную службу молодых, высококвалифицированных работников. Речь идет о норме статьи 61, согласно которой государственные органы получили возможность на конкурсной основе отбирать талантливых студентов и заключать с ними договоры на обучение с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы в течение определенного срока после получения образования. Для регламентации порядка заключения таких договоров между гражданами и федеральными государственными органами и был издан Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение». Реализация Указа направлена, в первую очередь, на привлечение лучших выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования на федеральную государственную гражданскую службу. Для повышения заинтересованности студентов и создания условий для их конкурсного отбора при заключении договоров на обучение установлено, что лицам, обучающимся по договорам, будет ежемесячно осуществляться дополнительная выплата за счет ассигнований федерального бюджета. Размер и порядок ее осуществления, а также форму типового договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы поручено утвердить Правительству Российской Федерации. В настоящее время работа над проектами этих документов завершается, и в ближайшее время они будут приняты. Также хочу напомнить, что в части 2 статьи 61 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закреплена норма об организации в государственных органах практики и стажировки студентов в рамках договоров на обучение. Таким образом, реализация Указа позволит существенно сократить период адаптации молодых специалистов на государственной службе, исключит необходимость расходования средств на их дополнительную подготовку к решению профессиональных задач по замещаемой должности. Немаловажно также отметить, что лицам, получившим образование по договорам с федеральными государственными органами, гарантируется трудоустройство. Думаю, плюсы такой гарантии как для выпускников высших и средних специальных учебных заведений, так и для государства очевидны.

– Александр Петрович, Вы сказали, что заключению договора будет предшествовать конкурсный отбор студентов. Кто может участвовать в таких конкурсах и как они будут организованы?

– Право на участие в конкурсе для заключения договора на обучение имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие высшее или среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, за счет средств федерального бюджета. Порядок отбора кандидатов для заключения договоров на обучение во многом совпадает с порядком проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Это обусловлено тем, что выпускник, прошедший обучение по договору, поступает на государственную гражданскую службу без конкурса на замещение вакантной должности.

Информация о планируемых конкурсах на заключение договоров на обучение будет размещаться в периодических печатных изданиях, а также на официальных сайтах федеральных государственных органов не позже чем за один месяц до даты их проведения. Граждане, изъявившие желание участвовать в таком конкурсе, должны представить в государственный орган личное заявление; анкету с приложением фотографии; копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии); копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность (за исключением случаев, когда трудовая (служебная) деятельность ранее не осуществлялась); заключение медицинского учреждения об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на федеральную гражданскую службу и ее прохождению; справку образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования, подтверждающую, что гражданин обучается в данном образовательном учреждении по очной форме за счет средств федерального бюджета. Конкурсная комиссия федерального государственного органа будет оценивать претендентов на основании этих документов, а также по результатам конкурсных процедур, которые могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, проведение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Согласно Указу методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяют федеральные государственные органы, заключающие договоры на обучение. О результатах конкурса граждане должны информироваться в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Установлено, что договор на обучение между федеральным государственным органом и победителем конкурса заключается в письменной форме не позднее чем через 45 дней со дня принятия решения по итогам конкурса.

– На какие должности могут претендовать выпускники учебных заведений, прошедшие обучение по договорам с федеральными государственными органами?

– Согласно Указу от 21 декабря 2009 г. № 1456 договоры на обучение могут быть заключены с последующим замещением выпускниками должностей федеральной государственной гражданской службы, относящихся к старшей и младшей группам категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

– А каким образом будет организован конкурсный отбор граждан для заключения договоров на обучение с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации?

– Согласно статье 61 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок заключения договоров на обучение с государственными органами субъектов Российской Федерации определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

На вопросы отвечает Валерий Степанович ЕПАНЕШНИКОВ.

– Валерий Степанович, 29 декабря прошлого года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минздравсоцразвития, регламентирующий порядок прохождения диспансеризации государственными служащими и перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу. Прокомментируйте, пожалуйста, основные положения этого нормативного правового акта.

– Прежде всего необходимо отметить, что прежняя редакция пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) определяла, что порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского учреждения (о наличии либо отсутствии таких заболеваний) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичным образом бланкетная норма определялась и в пункте 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ). В этой связи на первоначальной стадии нормотворческой работы Минздравсоцразвития России разрабатывался проект постановления Правительства Российской Федерации, призванный регулировать указанные отношения. Однако после принятия Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 160-ФЗ) редакция названных выше правовых норм претерпела изменения, в результате которых порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу или ее прохождению, и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Федеральным законом № 160-ФЗ Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 29 декабря 2008 г. № 1052 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» наделило такими полномочиями Минздравсоцразвития России. На этом основании министерством был подготовлен и 14 декабря 2009 г. издан приказ № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».

Этим приказом утверждены:

■ Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее — Порядок), которым определяются правила прохождения диспансеризации, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению;
■ перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению;
■ учетная форма № 001-ГС/у «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению».

– Какова процедура установления медицинских заключений? Это обычная диспансеризация или нечто специализированное?

– Применительно к комментируемому приказу под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению гражданской службы и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее – государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее – орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Диспансеризация проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием необходимых лабораторных и функциональных исследований в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). За два месяца до начала диспансеризации представителем нанимателя (работодателя) в соответствующее медицинское учреждение направляется поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих, на основании которого медицинским учреждением совместно с представителем нанимателя (работодателя) утверждается календарный план проведения диспансеризации.

Результаты лабораторных и функциональных исследований и обследований врачей-специалистов заносятся в амбулаторную карту и карту учета диспансеризации, после чего обобщаются в отделении медицинской профилактики и передаются врачу-терапевту, ответственному за проведение диспансеризации. В случае выявления признаков заболевания у гражданского служащего или муниципального служащего врач-терапевт направляет его на дополнительные обследования и консультацию к врачам специалистам. При этом дополнительные консультации, обследования и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях не входят в объем диспансеризации. В случае отсутствия в медицинском учреждении, проводящем диспансеризацию, врачей-специалистов, лабораторного и диагностического оборудования, необходимых для проведения дополнительных консультаций и обследований, врач-терапевт направляет пациента в другое медицинское учреждение. Лицам, прошедшим диспансеризацию, по результатам лабораторных и функциональных исследований определяется соответствующая группа здоровья (I – IV), в зависимости от принадлежности к которой назначается индивидуальная программа профилактических мероприятий, за исключением I группы (практически здоровые, не нуждающиеся в дальнейшем диспансерном наблюдении). По окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт заполняет так называемый паспорт здоровья (приложение № 1 к Порядку), в котором отмечаются результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта. Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению (далее – Заключение). В случае обнаружения по результатам диспансеризации у гражданского служащего или муниципального служащего заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы, копия Заключения в 10дневный срок направляется в государственный орган (орган муниципального образования) по месту прохождения службы, а затем приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего. Как уже было отмечено ранее, приказом утвержден перечень заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению (приложение № 2 к приказу), который включает в себя:

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу и муниципальную службу

Written by admin

Сентябрь 25th, 2016 | 2:39 пп