Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Методика расчета определения числен­ности государственных служащих

Александр ГОРШКОВ – ректор Севе­ро-Западной академии государствен­ной службы, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор

Александр МЯСНИКОВ – советник ректора Северо-Западной академии государственной службы

Николай ХОВАНОВ – доктор физико- математических наук, профессор Санкт-Петербургского государственно­го университета

Цели повышения эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизации чис­ленности и затрат на государствен­ных служащих были провозглаше­ны в Федеральной программе «Ре­формирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 нояб­ря 2002 г. № 1336. Среди целей и за­дач административной реформы, определенных «Концепцией адми­нистративной реформы в 2006-2010 годах», также названы: повышение эффективности деятельности орга­нов исполнительной власти, разра­ботка и внедрение стандартов госу­дарственных услуг и администра­тивных регламентов в органах ис­полнительной власти. При этом указано на необходимость постоян­но контролировать оптимальный состав функций и услуг органов ис­полнительной власти.

В настоящее время штатная численность исполнительных орга­нов государственной власти, как правило, обосновывается примене­нием отраслевых методик, используемых со времен СССР. При этом учитываются количественные показатели, характеризующие отрасль, государственное управление которой осуществляет исполнительной орган власти. Для органов социальной защиты, например, это численность социально незащищенных групп населения, количество подведомственных учрежде­ний и организаций и ряд других. Для органов управления образова­нием – количество обучающихся, подведомственных образователь­ных учреждений и т .д. Далее при расчете численности используются такие нормативы:

■ число подведомственных учреж­дений и организаций, приходя­щееся на одного государствен­ного служащего;

■ среднее время (трудозатраты), отводимое на обслуживание од­ного жителя управляемой тер­ритории;

■ норматив рабочего времени, ко­торым располагает работник для исполнения своих трудовых функций в течение определен­ного периода (как правило, ка­лендарного года) и др.

Таким образом, следует конста­тировать отсутствие не только еди­ной методики расчета, но и единого похода к определению численности государственных служащих испол­нительных органов власти.

В настоящей статье предлагается единый подход к определению чис­ленности государственных служа­щих исполнительных органов влас­ти. Он используется для построения конкретной методики расчета чис­ленности аппарата, учитывающей неизбежные флуктуации как трудо­затрат на выполнение государствен­ных функций и оказание государст­венных услуг, так и объема годового фонда рабочего времени государст­венных служащих. Предлагаемая методика расчета численности но­сит общий характер и может быть применена ко всем исполнительным органам государственной власти вне зависимости от профиля управлен­ческой деятельности (отраслевой принадлежность). В этом проявля­ются новизна и универсальный ха­рактер подхода и методики.

Уточним, прежде всего, ряд ис­пользуемых терминов. Каковой бы ни была отраслевая принадлежность исполнительных органов государст­венной власти, цель и содержание их деятельности заключается в выпол­нении государственных функций и оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам. Под государственной функцией мы будем понимать регулярно осуще­ствляемую органом исполнитель­ной власти деятельность по реализа­ции или обеспечению реализации властных полномочий. А под госу­дарственной у слугой – регулярно осуществляемую органом исполни­тельной власти деятельность по ис­полнению запроса граждан или ор­ганизаций о признании, установле­нии, изменении или прекращении прав, установлении юридических фактов, получении в случаях и по­рядке, предусмотренных законода­тельством, материальных и финан­совых средств, а также предоставле­нии документированной информа­ции (выдача документа). Понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в про­цессе проведения административной реформы, хотя во многих зару­бежных странах такие услуги – одна из основных форм отношений граж­данина, юридического лица и влас­ти, где государство рассматривается как «поставщик услуг».

Термин «государственные услу­ги» относительно нов и совсем не­давно стал входить в нашу жизнь и российское законодательство, кото­рое пока не содержит определения «государственных услуг». Тем не ме­нее в том смысле, который вклады­вается в это понятие, они существо­вали и раньше: в любом обществе формируются общественно значи­мые интересы, потребности, обеспе­чение удовлетворения которых бе­рет на себя государство.

Следует особо подчеркнуть, что государственные услуги соответст­вуют полномочиям органов испол­нительной власти, не относящимся к властно-распорядительным, в силу чего потенциально возможна переда­ча права оказания государственных услуг сторонним (аутсорсинговым) организациям. Такая возможность аутсорсинга, т.е. потенциальная воз­можность выведения определенных видов деятельности за рамки полно­мочий органов исполнительной вла­сти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на усло­виях конкурса, может быть положе­на в основу операционного опреде­ления государственной услуги.

Обозначив в качестве цели функ­ционирования исполнительного ор­гана власти выполнение государст­венных функций и оказание госу­дарственных услуг, сформулируем подход к определению его штатной численности.

Норматив штатной численности – это минимальное число государст­венных служащих исполнительного органа власти, обеспечивающих на­дежное и качественное исполнение государственных функций и оказа­ние государственных у слуг, кото­рые входят в полномочия данного государственного органа.

При таком подходе норматив штатной численности исполнитель­ного органа власти устанавливается для государственных служащих, не­посредственно занятых исполнени­ем государственных функций и оказанием государственных услуг. Остальные работники могут рассма­триваться как вспомогательный пер­сонал, способствующий деятельнос­ти государственных служащих, со­здающий определенные условия для исполнения государственных функ­ций и оказания государственных ус­луг. Численность же таких вспомо­гательных работников достаточно точно и подробно представлена в су­ществующих нормативах [1-8].

В основу разрабатываемой мето­дики заложим необходим ость до­стижения баланса суммарных тру­дозатрат исполнительного органа государственной власти по выпол­нению в течение года всех государ­ственных функций и оказанию всех государственных у слуг, относя­щихся к полномочиям этого орга­на, с одной стороны, и, с другой стороны, суммарного объема годо­вого фонда рабочего времени всех государственных служащих, нахо­дящихся в штате органа.

Для идентификации этой общей балансовой модели исследователь должен определить следующие ком­поненты: 1) список государственных функций и государственных услуг , входящих в полномочия исполни­тельного органа государственной власти; 2) оценку трудозатрат (в человеко-часах) осуществления госу­дарственных функций и оказания государственных услуг; 3) оценку среднего фонда рабочего в ремени одного государственного служащего исполнительного органа власти, не­посредственно участвующего в ис­полнении государственных функ­ций и/или оказании государствен­ных услуг. Опишем подробнее ис­ходные данные, необходимые для построения изложенной балансовой модели определения нормативной численности структурного подраз­деления, состоящего из работников одинаковой квалификации, способ­ных совершать все нужные для вы­полнения заданных госу дарствен­ных функций (оказания государст­венных услуг) действия.

Written by admin

Апрель 28th, 2016 | 2:43 пп