Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Поддержка и сопровождение органов местного самоуправления

Елена КИРЕЕВА – кандидат юридических наук, доцент кафедры государст­венного управления, правового обеспечения государственной и муници­пальной службы

В Федеральной программе «Реформирование и разви­тие системы государственной службы Российской Фе­дерации (2009-2013 г оды)» обозначены мероприя­тия, которые необходимо реализовать в указанной сфере. К их числу относятся:

■ совершенствование системы подготовки кадров и дополнительного профессиональн ого образова­ния государственных служащих;

■ обеспечение соответствия государственных обра­зовательных стандартов высшего и среднего про­фессионального образования в области государ­ственного управления реальным потребностям го­сударственной службы;

■ разработка и внедрение в государственных орга­нах программ и индивидуальных планов професси­онального развития государственных служащих;

■ формирование программ дополнительног о про­фессионального образования государственных служащих с учетом программ государственных ор­ганов по профессиональному развитию государст­венных служащих, основанных на индивидуаль­ных планах профессионального развития государ­ственных служащих;

■ внедрение новых механизмов в систему профес­сиональной подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих, обеспечивающих эффективное исполь­зование имеющихся ресурсов и повышение каче­ства образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

В современных условиях острого дефицита квали­фицированных кадров государственных и муници­пальных служащих решение кадровой проблемы не­возможно без эффективной системы их обучения, под­готовки, переподготовки и повышения квалификации.

На момент принятия Федеральной программы «Ре­формирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» в стране уже был проведен ряд организационных мер, связанных с профессиональной подготовкой и пере­подготовкой служащих органов государственной влас­ти и местного самоуправления, хотя, как отметил коор­динатор рабочей группы по анализу правовых проблем муниципальной службы Н. М. Рязанов на заседании Общероссийского совета муниципальной службы (15 сентября 2008 г., Ульяновск), «на федеральном уровне не выработаны общие подходы к процессу подготовки государственных и муниципальных кадров».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г . № 744 «О внесении изменений в Постановление Правитель­ства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г № 1394 «О Федеральной целевой программе государ­ственной поддержки развития муниципальных обра­зований и создания условий для реализации конститу­ционных полномочий местного самоуправления»» по заказу Министерства регионального развития Россий­ской Федерации на базе Академии народного хозяйст­ва при Правительстве РФ была создана Система под­готовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления.

К настоящему времени она завершена, основная часть предусмотренных в программе мер реализована.

Для обеспечения подготовки кадров для органов местного самоуправления, предусмотренного указан­ной Федеральной целевой программой, Минрегион России совместно с Минобрнауки России на основа­нии предложений субъектов Российской Федерации отобрали 90 вузов в качестве учебно-методических центров Системы. В настоящее время сеть учебно-методических центров создана на базе высших учебных заведений, расположенных по одному в каждом субъ­екте Российской Федерации, где осуществляется обу­чение муниципальных служащих.

Министерством регионального развития был со­здан информационный портал Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления. Это особое информационное прост­ранство, аккумулирующее информационно-образова­тельные и учебно-методические ресурсы, а также опыт реальной практической деятельности в сфере станов­ления и развития местного самоуправления в России. Главной целью создания портала стало обеспечение информационной поддержки реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г . № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» и улучшения деятельности органов местного самоуправления.

В рамках Системы был разработан специализиро­ванный учебно-методический комплекс (УМК), учи­тывающий основные функциональные задачи, возло­женные на органы местного самоуправления, и позво­ляющий муниципальным служащим получить базо­вые профессиональные знания и навыки для принятия решений по направлениям деятельности органов мест­ного самоуправления.

Он включает две основные части:

1) федеральный модуль – единый для всей страны учебно-методический материал, отражающий феде­ральную нормативно-правовую базу;

2) дополнительные модули – учебно-методические материалы, отражающие особенности нормативной ба­зы, социально-экономического развития и структуры управления конкретного субъекта Российской Феде­рации.

Основой учебно-методического комплекса Системы стали созданные Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации 108-часо- вые среднесрочные программы повышения квалифи­кации [1]. Их реализация в процессе подготовки му­ниципальных служащих о существляется профессорско-преподавательским составом учебно-методических центров с привлечением специалистов админист­раций субъекта РФ и органов местного самоуправле­ния. Преподаватели прошли курсы повышения квали­фикации в ведущих вузах страны – Академии народ­ного хозяйства при Правительстве Российской Феде­рации, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансо­вой академии при Правительстве Российской Федера­ции, Санкт-Петербургском государственном универ- ситете.

Для существенного повышения качества обучения и приближения теории к практической деятельности депутатов, выборных должностных лиц, руководите­лей и служащих органов местного самоуправления в рамках Системы созданы дополнительные модули, от­ражающие особенности нормативной базы, социально- экономического развития и структуры управления конкретного субъекта Российской Федерации.

В двух субъектах – Тверской и Ивановской облас­тях, выбранных в качестве пилотных, была сформиро­вана сеть межмуниципальных методических центров, на базе которых осуществляется подготовка муници­пальных служащих. Так, в Тверской области на основа­нии трехстороннего договора между администрацией Тверской области, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Тверским филиалом Северо-Западной академии государст­венной службы о создании пилотной сети межмуници­пальных методических центров их было образовано 11. Это консультационные, информационные площадки, на которых по согласованию с заказчиком – админист­рацией субъекта Федерации – проводятся выездные занятия-консультации.

В Липецкой области действует областная програм­ма «Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государствен­ных и муниципальных служащих Липецкой области (2006-2010 годы)» [2]. Ее цель – оптимизация затрат на содержание государственных гражданских служа­щих и развитие ресурсного обеспечения государствен­ной гражданской и муниципальной службы, норматив­ной правовой базы подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации кадров органов власти облас­ти, совершенствование учебно-методического и ин­формационно-технического обеспечения системы уче­бы государственных и муниципальных служащих. Ис­точником финансирования программы являются сред­ства областного бюджета. Общий объем финансирова­ния ее мероприятий прогнозно составит 176 345,0 тыс. руб. (для сравнения: в 2006 г .выделено 32 145,0 тыс. руб.; в 2010 г. – 36 550,0 тыс. руб.).

Объемы расходов на выполнение мероприятий про­граммы определяются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Такой подход – хороший пример для других субъ­ектов. Так, на обеспечение областной целевой програм­мы развития муниципальной службы в Тульской обла­сти на 2008-2010 годы из бюджета Тульской области выделено 10 160 тыс. рублей, в том числе в 2008 году – 4250 тыс. рублей [3].

За 2000-2004 годы число муниципальных служа­щих Липецкой области, имеющих высшее образова­ние, увеличилось с 63% до 69%, однако проведенная в 2005 году во исполнение Федерального закона № 131- ФЗ реорганизация структуры муниципальных орга­нов привела к снижению уровня образования муници­пальных служащих на 3%. 44% глав сельских админис­траций и 34% муниципальных служащих области не имеют высшего образования.

Общая потребность в повышении квалификации кадров органов местного самоуправления – 3939 чело­век.

В процессе реформирования государственной и му­ниципальной службы предполагается к 2010 году уве­личить число муниципальных служащих с высшим об­разованием до 80%.

В Ивановской области перечень мероприятий по созданию единой системы непрерывного обучения го­сударственных гражданских и муниципальных служа­щих утвержден Законом «Об областной целевой про­грамме «Развитие государственной гражданской и му­ниципальной службы в Ивановской области на 2007- 2009 годы»» [4].

В Московской области действует государственный заказ на подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации государственных и муниципальных слу­жащих. Он формируется управлением государствен­ной и муниципальной службы областной администра­ции по заявкам органов государственной власти мест­ного самоуправления в Московской области.

Заказ рассчитывается на основе прогнозируемой численности государственных и муниципальных слу­жащих, нуждающихся в обучении, по должностным категориям, направлениям, видам, формам и срокам обучения; затрат на обучение государственных и муни­ципальных служащих в образовательных учреждени­ях; возмещения транспортных и командировочных расходов, расходов по найму жилья и др. Годовым пе­риодом расчета считается календарный год (с 1 января по 31 декабря расчетного года).

В первоочередном порядке в состав рекомендуемых на обучение включаются государственные и муници­пальные служащие, являющиеся кандидатами на должностные перемещения (замещение более высокой должности или должности иного профиля), и лица, впервые принятые на государственную или муници­пальную службу

На основании расчета потребности в переподготов­ке и повышении квалификации кадровые службы ор­ганов государственной власти формируют предложе­ния по объемам и структуре заказа, которые подписы­ваются руководителями этих органов и не позднее 30 июня представляются в управление.

Средства на переподготовку и повышение квали­фикации в соответствии с заказом предусматриваются в областном бюджете целевым назначением: учебному центру «Нахабино» (на обучение и проживание госу­дарственных и муниципальных служащих); управле­нию государственной и муниципальной службы адми­нистрации Московской области для размещения зака­за в других образовательных учреждениях, осуществ­ляющих переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, и на разработку новых учебных программ. Средства на размещение заказа в других образовательных учреждениях учитываются при формировании местных бюджетов.

Следует отметить, что не только в субъектах Рос­сийской Федерации, но и в муниципальных образова­ниях, хотя и в очень немногих, приняты программы развития муниципальной службы. Так, в г. Шахты Рос­товской области большинство муниципальных служа­щих – 370 человек – имеют высшее образование, что составляет 89% от общего числа. Шесть человек – кан­дидаты наук, пятеро из них – работники администра­ции города. На момент анализа 47 специалистов учат­ся в высших учебных заведениях, 23 из них получают второе высшее образование.

Однако одной из центральных проблем, связан­ных с профессиональной подготовкой, переподготов­кой и повышением квалификации муниципальных служащих, является недостаточное финансирование статьи повышения квалификации, что обуславливает крайне низкий процент служащих (в г. Шахты – 16% от их общего числа), прошедших соответствующие курсы.

Для примера приведем некоторые данные по фи­нансированию профессиональной подготовки и повы­шения квалификации из бюджетов муниципальных образований. Так, в Калининградской области по ряду муниципальных образований ситуация сложилась сле­дующая: в бюджете муниципального образования «Черняховский городской округ» в 2007 г. на эти цели выделено 150 000 рублей; в бюджете Балтийского го­родского округа – 115 000 рублей.

Что же касается потребностей финансирования, то, по расчетам, сделанным Академией народного хозяй­ства еще в 2005 г., средняя стоимость обучения специа­листа в рамках 108-часового курса, проводимого в ре­гиональном центре обучения, составляет: для руководителей и финансовых работников -17 тысяч рублей, для служащих других специальностей – 13 тысяч. Об­щие расходы на подготовку руководителей и финансо­вых работников в течение одного года – 850 миллио­нов рублей, а для подготовки 150 тысяч служащих му­ниципальных образований по другим специальностям в течение двух лет требуется около 2 млрд рублей с учетом стоимости проведения курсов и окупаемости затрат на развертывание соответствующей сети регио­нальных центров обучения.

При условии что подобные центры уже созданы, за­траты несколько уменьшатся, но с учетом ежегодного обновления состава органов местного самоуправле­ния, роста цен на образовательные услуги приведен­ные выше суммы по финансированию мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров будут только увеличиваться.

В связи с тем, что финансирование Федеральной целевой программы государственной поддержки раз­вития муниципальных образований и создания усло­вий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления прекращено, основная на­грузка по подготовке кадров для муниципальных об­разований ляжет на региональные и муниципальные бюджеты. И если в городских округах или муници­пальных районах на эти цели выделяются средства, хотя и небольшие, то поселения практически не мо­гут финансировать такую деятельность, а именно они испытывают недостаток квалифицированных кадров.

Что касается принятой программы «Реформирова­ние и развитие системы государственной службы Рос­сийской Федерации (2009-2013 годы)», то она на пер­вом этапе (2009-2010 годы) предусматривает необхо­димость организации методической помощи субъек­там Федерации и муниципальным образованиям в раз­витии государственной гражданской службы субъек­тов Федерации и муниципальной службы, а также ре­комендации органам государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органам местного само­управления в пределах своих бюджетных средств раз­работать и утвердить программы развития государст­венной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы. В отношении финансирования программой установлены общие по­казатели: объем финансирования реализации програм­мы составляет 691 млн рублей, в том числе объем фи­нансирования I этапа ее реализации – 258,6 млн руб­лей, II этапа – 432,4 млн рублей. При этом не определе­но, сколько средств будет выделено на профессиональ­ную подготовку и переподготовку служащих. Нет чет­кого указания и на то, будет ли финансироваться обу­чение только федеральных служащих или часть средств пойдет на подготовку гражданских и муници­пальных служащих субъектов Федерации, то есть бу­дет ли оказываться государственная помощь уже со­зданной Системе управления.

Литература

1. http: //www. fzl31.minregion.ru /lmc/main

2. Липецкая газета. 2006. № 66-67. 7 апреля.

3. Тульские известия. 2008. № 68. 10 апреля.

4. Собрание законода тельства Ивановской области. 2006. № 38 (320).

Written by admin

Апрель 28th, 2016 | 2:42 пп