Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

На законной основе

Борис Сафарович ЭБЗЕЕВ – Президент Карачаево-Черкесской Республики

Родился 25 февраля 1950 г. Окончил Саратовский юридический институт. Здесь же работал преподавателем, доцентом и профессором кафедры государственно­го (конституционного) права. Соавтор проекта Конституции России и Федерально­го конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации. В1991 г. V Съездом народных депутатов РСФСР избран судьей Конституционного суда Российской Федерации. В августе 2008 г. Народное собрание Карачаево-Черкесии по предложению Президента России Д.А.Медведева наделило Б.С. Эбзеева полномочиями Президента Республики.

Год – достаточное время, чтобы убедиться в правильности выбора даже такой крупной фигуры, как глава региона. А выбор делали ми­нимум три субъекта: Президент России, рекомендовавший Б. Эбзе­ева на должность; народ Карачаево-Черкесии, вверявший свою судьбу в руки уже третьего претендента на пост президента; сам кан­дидат – хоть и выросший на этой земле, и получивший здесь первое трудовое посвящение, но все же – человек от науки, а не от сохи, что по традиции более всего ценится в руководителях такого ранга.

Мотивы Президента России понятны и во многом объясняются судьбой, биографией и характером Эбзеева. Достаточно напомнить известные факты из его «судейских» будней. Например, в начале 90-х годов, по итогам рассмотрения в Конституционном суде «дела КПСС», судья Эбзеев высказал особое мнение о критериях признания партии неконституционной. Одним из важнейших критериев Эбзеев считал права человека. По его мнению, суд слишком поспешно принял реше­ние о признании конституционными указов президента России о пре­кращении деятельности компартии РСФСР В1995 г. Эбзеев выступил с особым мнением в связи с решением су да признать конституцион­ными указы Б.Н. Ельцина от 1993 и 1994 гг. «Об основных положени­ях военной доктрины РФ» и «О мероприятиях по восстановлению кон­ституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики». По мнению Эбзеева, цели указов не моли оправдать на­ступивших в результате их исполнения тяжких последствий.

В 2008 году, на момент смены главы Карачаево-Черкесской Ре­спублики, здесь тоже надлежало навести конституционный порядок. Еще в 2006 году Управление Министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу выявило 17 местных законов, которые не бы­ли приведены в соответствие с законодательством России. Кроме того, в Конституции КЧР содержались некоторые «формальные не­соответствия текстов региональных конституций Основному Закону России», как на то указывало замечание председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина. Так что начало правления но­вого президента республики оказалось как раз «по специальности». И кто бы сомневался, что ревизия местного законодательства будет определяться железной установкой Эбзеева-конституционалиста: положения Конституции РФ обладают безусловным приоритетом, и даже формальные противоречия терпимы быть не могут . При этом необходимые корректировки должны основываться и на решениях Конституционного суда РФ.

Своеобразным отчетом перед рекомендовавшим Б. Эбзеева на должность Президентом России можно считать и административно-правовые, финансово-экономические меры, предприня­тые государственным менеджментом республики в противодействие кризису. Антикризисный план реализуется параллельно с на­работкой перспектив для стратегического развития Карачаево-Чер- кесии. Приняты целевые программы «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года», «Организация и развитие мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республи­ке». Особое направление, выражающее уникальность субъекта и его конкурентное преимущество, – горные курорты Карачаево-Черкесии. Крупнейший инвестиционный проект – строительство всесезонного горнолыжного курорта «Архыз». У же в этом году планирует­ся заложить первый пусковой поселок «Романтик» на 10 тысяч отдыхающих. Есть программа строительства дороги Минеральные Воды – Черкесск – Сухум – Адлер. Движение по этому маршруту позволит со­единить курорты республики, Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарской Республики, Абхазии и Большого Сочи в единый комплекс горно-морских курортов с мировой привлекательностью.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику респуб­лики между Карачаево-Черкесией и Турцией подписан меморандум о намерениях по геологическому изучению и комплексному освое­нию Ахметовского участка известняков и Тамского участка серпен­тинитов. Сроки реализации проекта – 2010-2014 гг., объем капита­ловложений – 400 миллионов долларов США.

Неисчерпаемый ресурс КЧР – ее недра, источники минераль­ных, питьевых вод, а также экологически чистой ледниковой воды. Сегодня предприятия республики производят более 400 миллионов литров бутилированной воды – и это лишь полтора процента от воз­можного.

Видение перспектив не заслоняет от президента республики те­кущие финансово-экономические и социально-политические про­блемы, обусловленные не только мировым кризисом, но и нераде­нием управляющих структур. Для этого образована комиссия по мо­ниторингу ситуации в финансовом секторе и отраслях экономики, создана рабочая группа по поддержке системообразующих пред­приятий. Благодаря ее бдительности удалось предотвратить оста­новку работы крупнейшего градообразующего предприятия «Сахар­ный завод». Как писала «Российская газета», понадобились полити­ческая воля руководства республики и существенная финансовая помощь, чтобы засеять свекловичные поля и обеспечить ритмичное производство. В результате превентивных мер были обеспечены работой 700 человек, решены вопросы социального и инфраструк­турного развития поселка Эркин Шахар. Печально известная судьба Пикалева грозила работникам еще одного крупного предприятие – завод «Кавказцемент». В начале кризиса вместо четырех печей ра­ботала лишь одна, под сокращение подпадали около 500 работни­ков. Сейчас завод работает на полную мощность.

Для снятия социального напряжения в Зеленчукском районе, особенно остро переживающем проблему безработицы, админист­рация активно привлекает стоящих на учете в службе занятости к общественным работам. Есть хорошие новости и для тех, кто может заниматься предпринимательством. Благодаря тому, что правитель­ство Карачаево-Черкесии выиграло конкурс в Минэкономразвития России, начинающие бизнесмены смогут получить гранты на сумму 25 млн рублей, что позволит обеспечить поддержку 85 новых фирм и субсидирование инвестиционных проектов с привлечением кре­дитов на 12,5 млн рублей.

Вопреки кризису в республике удалось несколько увеличить со­бираемость налогов за первое полугодие этого года. Значит, собст­венные ресурсы-то есть, да грешит система сбора налогов. Поэтому глава республики требует конкретных результатов от чиновников всех уровней – от республиканского и муниципального.

Какие аргументы в пользу правильности выбора годичной давности получили за это время жители республики? Лучше всего это показала акция под названием «Общество и власть: мы вместе и мы едины», прошедшая в мае-июне этого года. В обсуждении насущ­ных проблем принимали участие жители населенных пунктов, духо­венство, представители государственных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных структур, общественных организаций и политических партий.

Президент потребовал от глав городов и районов отчетов о том, что сделано в муниципалитетах по исполнению критических замеча­ний и предложений граждан. И резуль таты не замедлили себя ждать. К примеру, в Малокарачаевском муниципальном районе от­крыли отделение налоговой инспекции (до этого ближайшее нахо­дилось за 60 км), организовано дополнительно 189 мест в детских садах, на что из бюджета района выделено 567 тысяч рублей. Жите­ли Прикубанского района жили без магистральной подачи воды и газа. И вот началось строительство газопровода от п. Октябрьский до п. Новый с бюджетом в 4 млн рублей. Ведутся работы по реконст­рукции Кавказского группового газопровода. Значительная сумма – 5 миллионов рублей – заложена в бюджете республики на ремонт внутренних сетей поселков Майский и Мичуринский…

Критических замечаний и предложений от жителей было выска­зано много. Устранение недоработок находится на личном контроле президента Карачаево-Черкесии.

Общий энтузиазм социальной активности рождает нетривиаль­ные решения казалось бы не решаемых вопросов. Например, пока нет средств для окончания строительства спортзала в Кызыл-Урупской средней школе. И тогда местным сходом с согласия местной же власти решают открыть мини-спортзал с борцовским ковром… в здании администрации аула!

Вообще, акция «Общество и власть: мы вместе и мы едины» не только вызвала много инициатив, но и возродила традиционные для малых поселений формы коллективного решения проблем. Так, в Абазинском районе вновь формируется совет старейшин, жен­ский совет, объединение молодежи, экономический совет при главе района. И это ли не лучший показатель того, что народ сделал пра­вильный выбор!

Ну а что же сам президент республики, оправдались ли его чая­ния накануне вступления в должность? В том числе – и об этом мы беседовали с Б. С. Эбзеевым во время семинара для руководителей субъектов Федерации.

— Борис Сафарович, что помогло Вам быстро адаптировать­ся к должности первого лица – научное знание федеративных отношений, принципов реализации федерализма?

— Не совсем. Да, я жил и работал и в Москве, и в Санкт-Петербур­ге, и в Саратове, но всегда ощущал свою малую родину. Я твердо знал, что два моих последних квадратных метра здесь, в Карачаево- Черкесии. А что касается знания федеративных отношений и того круга общения, который сложился у меня в течение многих лет и в Са­ратове, и в Москве, и в Петербурге, конечно, все это очень помогает.

— Пребывание в должности требует большого мужества в противостоянии клановым настроениям. Что воспитало в Вас эту стойкость?

— Ни то, ни другое, а может наоборот – и то, и другое, но как сфе­ра проявления изначального. Ощущение независимости, самостоятельности либо заложено от природы, либо нет И никакими гаранти­ями правовыми, материальными сформировать эти ощущения не­возможно.

Но это очень интересная работа, которая меня полностью удов­летворяет. И я бы хотел работать на пользу людей, которые с довери­ем относятся к тем начинаниям, которые сегодня реализует новая команда. Эти люди, а в данной ситуации я имею в виду и самого себя, пришли не ради славы и не ради денег. Нас привели сюда совершен­но иные чувства. Это ответственность перед народом и Президентом Российской Федерации, рекомендовавшим меня на эту должность.

— Борис Сафарович, в общественном сознании сложилось клише: есть республики с изначально с ложными межнациональными отношениями. Но зачастую борьбу кланов принима­ют за межнациональное противостояние, что вредит уже цело­стности государства. Так ли это на самом деле и в Карачаево- Черкесии в частности?

— Я с вами солидарен. Речь совсем не идет о больших этнонациональных группировках. Прежде всего, нужно говорить об экономи­ческих интересах, нередко принимающих форму своекорыстия. Именно борьбу этих интересов часто принимают за межнациональ­ное противостояние. В действительности, на мой взгляд, в Карачаево-Черкесии межнациональных противостояний нет.

Межнациональные конфликты начинаются с одного постулата, который утверждается в сознании этноса: «Мой народ может быть счастлив за счет несчастий другого народа». Слава Богу, народы Ка­рачаево-Черкесии всегда жили в согласии, и именно поэтому подоб­ная психология не может иметь место у нас. Я в этом убежден.

— Конфликтогенный вопрос квотирование руководящих должностей. На самом ли деле он стержневой в современной внутренней национальной политике?

— Сфера межнациональных отношений – это особенно деликат­ная сфера, поэтому она требует использования деликатных подхо­дов. Самый главный для меня критерий подбора руководящих кад­ров в системе исполнительной власти – высокий профессионализм и элементарные честность и порядочность. Для нашей республики характерен высокий уровень коррупциогенности. А борьба с кор­рупцией не зависит от этнонациональной принадлежности того или иного должностного лица.

Разумеется, необходимо учитывать сложившиеся традиции в эт­нонациональной организации власти. И я их учитываю. Однако су­ществует опасность, что под лозунгом пропорционального квотиро­вания может сложиться этнократическая система правления. Поэто­му необходимо соблюдать эту тонкую грань.

В настоящее время одной из важнейших для меня проблем яв­ляется формирование кадрового резерва. Очень много молодых людей уезжают из Карачаево-Черкесии, получают хорошее образо­вание и затем оседают в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Ста­врополе. Они не ощущают себя востребованными в республике ввиду ее небольшой площади и преимущественно сельскохозяйст­венной направленности. Это положение будем изменять. Но здесь проблема этнической принадлежности стоит далеко не на первом месте и имеет не столь важное значение, которое иногда ей прида­ют. В создаваемый нами кадровый резерв входят и абазины, и гре­ки, и русские, и черкесы, и карачаевцы, и ногайцы, и осетины, и представители других этносов. Я делаю ставку именно на молодых людей, которые сформировались в новой системе экономических и социальных отношений и хорошо ее чувствуют.

К большому сожалению, в течение многих лет перетасовыва­лась «засаленная колода» карт одних и тех же чиновников, в чьем сознании остается понимание управления социальной и эконо­мической сферой еще в старом, советском смысле этого слова. Проблема заключается в том, что новая система отношений требу­ет новых подходов и новых людей, которые хорошо понимают при­роду этих отношений, готовых работать в условиях пусть пока не до конца сложившихся рынка и рыночных отношений. Я намеренно пригласил в правительство ряд руководителей, которые изначаль­но не были жителями Карачаево-Черкесской Республики. Но это большие профессионалы в своих сферах деятельности. И каждому из них я представил несколько молодых специалистов разных на­циональностей – пусть учатся уму – разуму.

— Но Вам придется заниматься ротацией кадров, а это зна­чит – разрывать годами сформированные связи…

— Разумеется, именно поэтому я полагаю, что сейчас необходимо обновление кадров, но без революций и потрясений, начиная от по­селений до более крупных муниципальных образований, в том числе и на республиканском уровне. Моя основная задача – создать усло­вия для специалистов и по горизонтали и по вертикали. Однако нужно сказать и об очень высоком уровне бюрократизации органов муници­пальной и республиканской власти. А она должна быть достаточно компактной. Учитывая скудость нашего бюджета (всего 8 млрд руб­лей), необходимо сокращать затраты на ее содержание. Мы не можем позволить себе иметь большие команды управленцев, тем более что коэффициент полезного действия нынешней бюрократии невысок.

— Есть ли какие-то неформальные критерии – не койко-дни и не квадратные метры, – по которым Вы измеряете персональный вклад руководителя?

— Я спрашиваю о его личном управленческом вкладе. Напри­мер, в области сельского хозяйства меня не интересуют цифры, сколько гектаров пашни засеяно и т.д., а интересует та сумма денег, которая извлекается с одного гектара пашни, а также личный вклад чиновника в получение данной суммы. Что он, как управленец, сде­лал для того, чтобы зерна стало больше. Результат – приемлемая для населения Карачаево-Черкесии стоимость буханки хлеба.

— Атмосфера понимания между властью и народом, к вто­рая складывается у вас, характерна для других республик Се­верного Кавказа?

— Я бы не стал оценивать ситуацию в других республиках Север­ного Кавказа – там свои руководители, своя специфика управле­ния. Но мне достаточно много пришлось поездить по миру и по Рос­сии, и нигде я не встречал людей более открытых, симпатичных, до­брожелательных (прямо скажем, и не без лукавинки), но удивитель­но чутких, чем народ в Карачаево-Черкесии. Когда я говорю «на­род», я имею в виду все этнические группы, нации, этносы, потому что, несмотря на различия в языке, верованиях и т д., по ментальности и природе наши народы удивительно похожи. Это действитель­но сложившийся, реально существующий многонациональный на­род Республики. А те, кто самостоятельно приняли на себя роль вы­разителей интересов того или иного этноса, – просто самовольные ребята. На самом деле, все население живет совершенно одинако­выми заботами. И они такие же, как и у любого человека в России. И даже в этом я ощущаю особую природу народа КЧР. Ведь в отли­чие от многих других субъектов в Карачаево-Черкесии говорят не «Навеки с Россией», а «Навеки в России».

Written by admin

Апрель 28th, 2016 | 2:41 пп