Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

О социальной цене модернизации в Китае

Прогнозы ведущих зарубежных центров по изучению Китая, включая экспертные оценки Всемирного банка и Международного валютного фонда, совпадают в том, что при сохранении нынешних темпов прирос­та ВВП к 2015-2020 годам Китай достигнет и превзойдет абсолютные показатели совокупной национальной мощи США и Японии по всем ос­новным современным видам производства. Однако и тогда Китай все еще будет серьезно отставать от высокоразвитых государств по уровню и качеству жизни, так как население Китая в 5 раз больше, чем в США, в 9 раз больше, чем в России, и в 10 раз больше, чем в Японии.

 

Галина КУБЫШИНА — кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений РАГС

Состоявшийся в октябре 2007 г. XVII съезд КПК вновь подтвердил, что одной из главных задач модер­низации в Китае является ликвида­ция бедности и нищеты, массовой неграмотности, преодоление резко­го разрыва в уровнях культуры между городом и деревней и в соци­ально-экономическом развитии приморских (восточных) районов страны и внутренних (западных) регионов, а также повышение уровня «сяокан» — средней зажи­точности.

Новое руководство поставило за­дачу превратить страну в богатую и мощную державу, сохранив полити­ческую систему, созданную и руко­водимую Коммунистической парти­ей Китая.

Достигнуты стабильные темпы экономического роста. С 1979 по 2007 гг. они были самыми высоки­ми в мире и составляли 10,1%. Зна­чительно выросла совокупная мощь Китая. ВВП страны по итогам 2006 г. впервые превысил 6 тыс. долл. В сопоставимых ценах ВВП увеличился почти в 7 раз. В 2006 г. ВВП Китая по валютному курсу превысил 1 трлн долларов, в резуль­тате Китай вышел на седьмое место в мире после США, Японии, Герма­нии, Франции, Англии, Италии. Бо­лее чем по 11 показателям основных традиционных видов промышлен­ной и сельскохозяйственной продук­ции (уголь, сталь, чугун, хлопчато­бумажные, шелковые, искусствен­ные ткани, цемент, производство телевизоров, средства связи, произ­водство зерна, хлопка, семян рапса, мяса) Китай занял лидирующие по­зиции в мире.

Однако в силу много­численности населения уровень среднедушевого потребления в Ки­тае по-прежнему самый низкий в группе развивающихся стран.

Внешнеторговый оборот в 2006 г. превысил 370 млрд долл. (в 1978 г. он составил всего 20,6 млрд). Объем товарооборота с Рос­сией — 28,64 млрд долл. США*. В 2006 г. было использовано 63 млрд долл. иностранных инвестиций, а за все годы реформ объем прямых ин­вестиций превысил 500 млрд долл., Китай вышел на первое место по ин­вестициям среди развивающихся стран и на второе место в мире, ус­тупая лишь США. Валютные запасы страны увеличились со 167 млн долл. в 1978 г. до 163 млрд долл. в 1999 г. Внешний долг Китая ста­бильно держится в пределах 151 млрд долл.

В ходе реформ сократилось число беднейших слоев населения. Обнов­лено более 90% промышленного оборудования. За счет научно-технического прогресса обеспечивается более 30% экономического роста.

Значительно укрепился между­народный престиж страны. Китай полностью нормализовал свои отно­шения со всеми крупнейшими дер­жавами мира: США, Японией, Рос­сией, Индией, Вьетнамом и другими соседними странами.

Стратегия модернизации Китая носит многоступенчатый характер.

2000 г. явился базовой ступенью в деле решения проблем продовольст­вия и одежды для 1,3 млрд человек. 500-долларовый рубеж повышения уровня благосостояния страны по среднестатистическим показателям Китаем давно превзойден. К 2010 г. предполагается создать комплекс­ную «рыночную систему социалис­тического характера», к 2050 г. — достичь нынешних среднедушевых показателей развитых государств. На конец XXI столетия намечается выравнивание уровня социально- экономического и культурного раз­вития Китая с наиболее передовыми странами мира.

Для достижения поставленных целей осуществляется непрерывная корректировка модели социально- экономического развития. Во-пер- вых, выдвинута задача перейти от экстенсивных к интенсивным фак­торам производства. Акцент пере­носится на качественные изменения в китайской экономике благодаря высоким темпам прироста, на на­укоемкое производство, реформи­рование банковско-финансовой си­стемы, коренную перестройку госу­дарственной промышленности. Ча­стному предпринимательству по конституции предоставляются рав­ные права с государственным.

Во-вторых, политика открытости ориентируется не просто на расши­рение внешних связей, а на интег­рацию Китая в региональную и ми­ровую экономику. Вынашивается идея создания новой экономической группировки — Восточно-Азиатский форум (Китай — Япония — Южная Корея).

Реализации стратегии Китая на экономический прорыв благоприят­ствует целый рад внутренних и внешних факторов. К первым отно­сятся: высокий процент накопле­ния (40 %) в условиях сравнительно низкого уровня потребления; при­верженность населения конфуциан­ской этике коллективизма, трудо­любия и долга; огромное количество дешевой рабочей силы (в настоящее время в Китае свыше 700 млн рабо­тоспособного населения); благопри­ятный внутренний инвестиционный климат и высокое доверие жителей к государственным финансовым ин­ститутам, что позволяет привлекать не только крупные внутренние, но и огромные внешние инвестиции; на­личие крупного потенциала науки и техники; эффективная система за­имствования опыта управления промышленностью и менеджментом и использования иностранных инве­стиций в специальных экономичес­ких зонах, зонах научно-технического развития и открытых зонах; большие валютные запасы, стабиль­ность китайской валюты и доверие к ней внешних инвесторов; сбаланси­рованность внешнего долга и валют­ных запасов страны. Большую роль в экономическом развитии Китая играет благоприятная внешняя об­становка, прежде всего отсутствие непосредственных военных угроз, ограниченное участие в гонке во­оружений, а также наличие емких внешних рынков для китайских то­варов, умение поддерживать благо­приятные взаимовыгодные отно­шения с крупнейшими валютно- финансовыми международными организациями, которые охотно предоставляют Китаю кредиты на весьма льготных условиях.

* По данным Федеральной таможенной службы России, в 2006 г. экспорт товарооборота в Россию составил 15,75 млрд долл. США, импорт — 12,89 млрд долл.

Используя весь потенциал, Ки­тай постепенно и уверенно продви­гается по пути превращения не только в крупнейшую региональ­ную, но и мировую державу. Одна­ко при достижении тех высоких це­лей, которые Китай перед собой по­ставил, он сталкивается с целым ря­дом серьезнейших вызовов, многие из которых являются своеобразной платой за ускоренную модерниза­цию. До сих пор существует пробле­ма огромной излишней рабочей си­лы. В стране, по оценкам китайских аналитиков, в настоящее время ко­личество безработных и полубезра­ботных колеблется от 153 до 180 млн человек. Государство расходует громадные средства на поддержа­ние их существования, но пока эта проблема не решена, что угрожает политической и экономической ста­бильности в стране.

Кроме того, в Китае недостаточ­ная по мировым критериям эффек­тивность промышленного производ­ства, низкое качество рабочей силы и низкая производительность труда. Экономический рост достигается прежде всего за счет громадных вло­жений капиталов и живого труда. Велики энерго- и ресурсозатраты, т.е. по-прежнему доминирует экс­тенсивный метод хозяйствования. Низка эффективность капитальных вложений, медленно продвигается научно-технический прогресс. Не­смотря на все усилия властей, не уменьшается разрыв между городом и деревней и обостряется имущест­венная дифференциация.

В 2003 г. была утверждена про­грамма социально-экономического развития страны до 2020 г., наце­ленная на создание базы, обеспечи­вающей к 2050 г. коренную модер­низацию экономики Китая, превра­щение его в богатое, демократичес­кое и цивилизованное государство. К 2010 г., по сравнению с 2001 г., предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня на основе совер­шенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффек­тивности поставлена задача к 2020 г. увеличить уровень ВВП, по сравнению с 2000 г., в 4 раза и зна­чительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность про­дукции.

Новый период индустриализации в Китае должен стать поворотом от ресурсоемкого к высокотехнологич­ному и наукоемкому ресурсосбере­гающему способу производства при существенном улучшении экологи­ческой ситуации в стране.

К 2020 г. удельный вес индуст­рии услуг в общем объеме ВВП дол­жен возрасти с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн и ежегодный до­ход на душу населения планируется довести примерно до $3 тыс., что будет соответствовать уровню госу­дарств со средним показателем до­ходов населения.

Китайские власти считают ма­лые и средние предприятия важней­шим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расшире­ния возможностей трудоустройства. Правительство постоянно предпри­нимает различные меры по созда­нию более благоприятных условий для дальнейшего развития таких предприятий, совершенствования правовой системы регулирования их деятельности и оказания услуг это­му сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государ­ственных фондов развития малых и средних предприятий и способов уп­равления кредитными гарантиями для них.

К 2007 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повыси­лась его прибыльность, в стране на­считывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работало свыше 75% заня­того городского населения. Это со­ставило 99,6% от общего количест­ва предприятий в стране, на кото­рые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости про­мышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизне­са принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его до­лю приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 100 человек от­носятся почти 99% предприятий и только 0,6% — к средним предприя­тиям с количеством занятых — более ста человек.

Основной проводник государст­венной экономической политики в стране — Национальная комиссия по развитию и реформированию (the National Development and Reform Commission — NDRC). Од­ним из важнейших направлений ее деятельности является формирова­ние условий для динамичного разви­тия малого и среднего бизнеса. Для этого в составе NDRC создан Депар­тамент малого и среднего предпри­нимательства и образован Китай­ский центр координации и коопера­ции бизнеса (The China Center for Business Cooperation & Coordination — CCBCC). CCBCC — специальное агентство по обслуживанию малого предпринимательства, одновремен­но оно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубеж­ными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Необходимо отметить те аспекты китайского опыта реформ и модер­низации, которые могут представ­лять интерес для России.

•   Китайская политика реформ и модернизации строится с учетом национальных особенностей, ге­ополитического положения стра­ны. Именно поэтому рыночные преобразования начались в де­ревне с передачи земли в пользо­вание крестьянам на длительное время на условиях семейного подряда, подъема хозяйств фер­мерского типа и четко установ­ленных прав и обязанностей го­сударства и крестьян.

•   Политика реформ предусматри­вала постепенное и плавное вхождение в рынок различных отраслей экономики города и де­ревни, формирование новых не­государственных и частных форм собственности, помимо су­ществовавших государственных, причем не вместо них, а вместе с ними. При этом отношения меж­ду ними четко регулируются тща­тельно разработанным законода­тельством.

•   Китайское руководство жестко увязывает темпы и меры по осу­ществлению реформ с поддержа­нием политической стабильности и порядка в стране.

•   Разработаны гибкие и льготные таможенная и налоговая систе­мы. Созданы разветвленная банковско-финансовая инфраструк­тура и коммуникационная систе­ма. Это позволяет привлечь ог­ромные средства населения, а также внешних источников, сред­ства, инвестируемые в различные отрасли народного хозяйства.

Одним из важнейших факторов преобразований является разра­ботка финансово-экономического законодательства, в котором со­четаются государственные инте­ресы, интересы китайского биз­неса и иностранных инвесторов.

•   Вопреки прежней традиции по­литики самоизоляции провозгла­шена политика открытости. Она получила свое выражение в том, что в Китае созданы специальные экономические зоны. Политика открытости тесно сочетается с опорой на собственные силы, т.е. она проводится таким образом, чтобы Китай не попал в зависи­мость от внешних сил.

•    Стратегия реформ неразрывно связана со стратегией подъема науки и образования. Китай на деле пытается реализовать тезис о том, что наука и техника явля­ются первой производительной силой. Не случайно 30% эконо­мического роста страны в послед­ние годы достигается за счет реа­лизации передовых технологий. Что касается перспективы рос­сийско-китайских отношений, то очевидно, что близость или совпаде­ние стратегических интересов безо­пасности и развития в рамках АТР делают стратегическое партнерство России и Китая оптимальным для обеспечения интересов двух стран. Различия в оценке ряда проблем ми­ровой политики свидетельствуют об отсутствии идентичности подходов к международным вопросам, которые могут быть решены политическими средствами на взаимоприемлемой основе.

Реальная политика нынешнего китайского руководства основыва­ется на уважении интересов России и признании за ней статуса великой мировой державы. Состоявшийся в октябре 2007 г. XVII съезд КПК подтвердил курс на развитие отно­шений с Россией на основе стратеги­ческого партнерства и взаимодейст­вия между двумя странами.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:52 пп