Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Проблемы функционирования политической оппозиции

От того, насколько конструктивный характер носит диалог правящей и оппозиционной партий, во многом зависит политический климат в об­ществе. Наличие полноценной политической оппозиции — мощный сти­мул для поддержания тонуса правящих кругов.

Виктор КОЗОДОЙ — ректор НОУ ВПО Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт), депутат городского Совета г. Новосибирска, кандидат исторических наук

В современной истории России институт политической оппозиции возник от­носительно недавно. Политическая либерализация, начатая М. Горбачевым, стимулировала развитие нового мышления, появление политических клубов, групп людей, объединенных оппозиционными устремлениями. Подъем ради­кального демократизма в крупных городах поражал наблюдателей тем, что спонтанный и даже «случайный процесс» их объединения произошел очень бы­стро. Ныне разноликая оппозиция стала составной частью российской полити­ческой жизни.

Для эффективного функционирования системы власти необходим механизм обратной связи. Эту роль в значительной мере выполняет институт политичес­кой оппозиции, функции которой многообразны. Будучи основным каналом вы­ражения социального недовольства существующим порядком вещей, критикуя правительственный курс, принимая участие в законотворческом процессе, оп­позиция добивается принципиальных уступок от находящейся у власти админи­страции и корректирует ее политику, придает необходимую динамику развитию страны. Ее присутствие ограничивает злоупотребления властью, нарушения гражданских свобод. Она служит своеобразным барьером, который препятст­вует смещению курса правительства слишком далеко влево или вправо от по­литического центра, гарантируя тем самым поддержание социальной стабиль­ности. Но политические верхи не всегда осознают, что для нормализации по­литического климата в обществе целесообразна интеграция оппозиции в поли­тическую систему.

Основными механизмами интеграции можно считать специфические механизмы, формирующие у индивидов и групп мотивацию соответствия ценност­ным предпосылкам данной общественной системы. Необходима интеграция мотиваций, которая осуществляется путем включения всех акторов политиче­ского поля в единое пространство, в рамках которого действия реализуются по правилам, общим для всех участников политического процесса.

Важной функцией оппозиции является сигнально-нормативная функция. По­литическая оппозиция помогает самовыражению социальных групп и слоев, ко­торые не вписываются в мировоззренческие, политико-культурные структуры, сигнализирует о существующем неблагополучии в той или иной сфере, что поз­воляет властям получать адекватную информацию о жизни общества и коррек­тировать свои политические решения. Чтобы увеличить легитимность власти, необходимо допустить к выработке решений и к участию в их принятии те груп­пы и слои населения, которые обнажают социальные проблемы, т.е. оппози­цию. Все это способствует становлению социального партнерства, направлен­ного на разрешение проблем, требующих принятия политических решений. Роль политической оппозиции состоит и в том, что она способствует разрядке политической напряженности и канализирует социальное недовольство, позво­ляя ему приобретать легальные формы выражения.

Постоянной является функция давления на властные структуры с целью принятия решений, учитывающих потребности определенных социальных групп, □на может осуществляться различными способами, начиная с критики прави­тельства и заканчивая протестной активностью. Противодействуя политике господствующего субъекта, оппозиция выступает основным критиком властных институтов и одним из действенных инструментов демократии. При этом она сможет подтвердить свою позитивную роль в политической системе только в том случае, если критика властей конструктивна, т.е. вслед за обозначением недостатков в действиях правительства или неверных решений будут предло­жены меры по изменению ситуации, в реализации которых она может принять самое активное участие.

Нередко на первый план выходят функции корректировки политического курса. На каждом этапе общественного развития определенный социальный слой является выразителем общественных интересов. Эта господствующая группа существует всегда и держит в руках рычаги управления государством через партию, которая, в свою очередь, служит инструментом для выражения ее интересов. Корректировка политического курса будет состоять в социаль­ном контроле оппозиционной партии [особенно это характерно для двухпартий­ных политических систем) над теми, кто находится у власти. При этом важны способность правительства учитывать социальный контроль «снизу», со сторо­ны оппозиционных сил, а также умение приходить к той или иной форме обще­ственного согласия и снимать чрезвычайную напряженность в обществе. Под­держка оппозиции, в том числе и финансовая, может осуществляться прави­тельством для оздоровления правящей партии.

Многоплановой является функция стимулирования социальных инноваций. Оппозиция, не согласная с действиями властей или методами их осуществле­ния, представляет собой альтернативу тем, кто находится у власти. Правитель­ство вынуждено искать все новые способы удовлетворения общественных по­требностей, а также давать оппозиции меньше поводов для критики. Власти не должны забывать, что их высшей целью является сохранение и развитие, адаптация всей общественной системы и что эффективность политического управления оценивается именно по этим критериям. Развитие общества выра­жается в том числе в повышении качества и уровня жизни. Власти также оце­ниваются по представляемой ими возможности самореализации для каждого, по расширению поля идентичности. Эта оценка проявляется в степени доверия или недоверия властям, высказываемой во время выборов.

Оппозиция — важная часть «иммунной» системы общественного организма. Так называемое политическое участие — претензия быть услышанным в процес­се принятия важнейших социальных решений — становится реальным лишь в условиях существования оппозиции. Тотальная власть нуждается в искусствен­ной, ложной картине бесконфликтности. Но тогда обостряются латентные, не­замечаемые, а потому нерешаемые, социальные проблемы, что может привес­ти к подрыву всей системы.

Трагедия неограниченной власти в том, что она за­мечает болезни общества, когда они безнадежно запущены. Чтобы решить какую-либо социальную проблему, нужно знать о ее существовании, а если власть стремится усмирять всех своих оппонентов, она «забрасывает» пробле­мы, утрачивает механизмы обратной связи, с помощью которых система про­тивостоит хаосу.

Показателем того, что легальная оппозиция эффективно выполняет свои общественно необходимые функции, служат стабильность и преемственность политической системы. Способность последней к постоянной обновляемости и политической преемственности — фактор поддержания социального, политиче­ского и идеологического баланса. Политическая преемственность в данном случае рассматривается как способ замещения или передачи политической власти от одного индивидуума, правительства или режима другому. Процедура передачи власти должна быть тщательно отрегулирована в правовом отноше­нии. Политическая преемственность способствует не только стабилизации, но и адаптации политических систем и режимов к условиям изменяющейся поли­тической среды. Под стабильностью понимается некое устойчивое динамичное состояние, постоянство элементов, частей целого, их связей между собой и внешним окружением. Общество достигает стабильности, когда постоянно на­рушается и восстанавливается равновесие между системообразующими и системоразрушающими факторами. Индикатором политической стабильности вы­ступает способность политической системы через определенный период осу­ществлять последовательную и контролируемую передачу власти. В условиях стабильности конфликт интересов смягчается «соглашением» о правилах иг­ры, признанием прав групп меньшинства на несогласие с политическим курсом и выступление за его изменение конституционным путем.

На уровне межличностного взаимодействия проблема стабильности полити­ческой системы тесно связана с конкурентоспособностью политических лиде­ров. Излишняя концентрация полномочий в руках одного лица и блокирование политической конкуренции опасны для системы. Здесь действует аксиома бес­силия всесилия: чем больше полномочий у лидера, тем больше он вынужден делиться с собственным окружением, а чем больше он ими делится, тем сла­бее становится.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:48 пп