Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Политические права человека и глобализация

К концу XX в. человечество окончательно пришло к пониманию того, что международное сотрудничество, международные договора — это не только инструменты отстаивания геополитических или экономических интересов национальных государств, но и средство защиты прав и сво­бод человека.

Роман ПЕТУХОВ — государственный советник Московской области 3 класса, заместитель начальника управления по вопросам организации местного самоуправления Министерства по делам территориальных образований Московской области

Как известно, процесс глобализации неразрывно связан с межгосудар­ственным сотрудничеством и международным правом. Речь идет прежде всего о Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ас­самблеей ООН 10 декабря 1948 г.), Конвенции о защите прав челове­ка и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об эконо­мических, социальных и культурных правах (от 19 декабря 1966 г.) и многих других международных декларациях, конвенциях, договорах и протоколах.

Эти документы установили международные стандарты прав человека. Именно под их воздействием формировалось «новое» законодательство в развивающихся и постсоветских странах. Примат естественных и неот­чуждаемых прав человека, стремление к гражданскому обществу в пол­ной мере отражены в действующей Конституции РФ. Так, в части 4 ста­тьи 15 Конституции закреплено неординарное для национальных кон­ституций, но при этом показательное положение о признании общеприз­нанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью российской право­вой системы. Более того, при возникновении противоречия между наци­ональным законодательством и международным договором действует по­следний. Данная норма служит ярким показателем влияния глобализа­ции и включенности современной России в ее процессы.

В области права глобализация проявляется в различных формах.

Су­ществование международного права со своими принципами, системой, отраслями, институтами и нормами уже никем не оспаривается. Принци­пы и нормы международного права имеют верховенство над закона­ми национальных государств, хотя, конечно, еще далеко не все госу­дарства это признают.

Также пока с большим трудом реализуются ценности прав человека на практике. Этому препятствуют деление человечества на «золотой милли­ард» и обслуживающую его серую массу, геополитическая однополярность международных отношений, деление стран и регионов на добывающе-сырьевые и производяще-потребительские, сопровождающееся ог­ромным разрывом в уровне жизни населения, и многое другое.

Естественно, что идеал прав человека, который распространялся в процессе глобализации вместе с английским языком, гамбургерами, поп-культурой и американскими военными базами, не мог не пострадать в гла­зах простых людей. Еще большая девальвация ценностей прав человека и гражданского общества произошла после агрессивных действий США по «защите» этих ценностей в Югославии и Ираке. Однако даже сейчас нельзя говорить о том, что глобализация исключительно отрицатель­но сказалась на правах человека. Есть и безусловные плюсы. Один из них — влияние процессов глобализации на отношения между чело­веком и государством, в котором он живет, имеет свой бизнес, соб­ственность или куда просто приезжает в туристическую поездку.

Как известно, человек выступает в нескольких социальных ролях: сы­на, отца, брата, работника, работодателя, военнослужащего, налогопла­тельщика и т.д. Наиболее значимым, с точки зрения права, является ста­тус гражданина, т.е. человека, находящегося в устойчивой правовой свя­зи с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязан­ностей человека и государства по отношению друг к другу. Исторически институт гражданства пришел на смену институту подданства, характер­ного для монархий и обусловленного связью человека (подданного) и персонифицированного главы государства (суверена). Институт граж­данства — это институт демократического, развивающегося по республи­канским законам государства.

Под воздействием глобализации институт гражданства видоизменяет­ся, приобретая все новое и новое наполнение. Так, изначально граждан­ство «привязывало» человека к конкретному государству, которое защи­щало его права и интересы (обычно за счет сужения прав и интересов других лиц). Но сейчас мы наблюдаем развитие института двойного гражданства, дающего возможность одному человеку состоять в право­вой связи с несколькими государствами одновременно. Кстати, Консти­туция РФ — один из немногих основных законов государств, закрепив­ших данный институт (ч. 1 ст. 62).

С развитием глобализации изменилось положение неграждан (ино­странных граждан и лиц без гражданства) в государстве, права кото­рых защищаются сейчас наравне с правами граждан. Более того, бла­годаря международным договорам в области прав человека объем прав граждан и неграждан практически сравнялся. Личные права, которые яв­ляются по сути естественными неотчуждаемыми правами человека, оди­наковы для всех людей на Земле, независимо от государственной принад­лежности, пола, расы, национальности, религии и т.д. Экономические и культурные права также в равной степени гарантируются как гражда­нам, так и всем людям. Это и понятно, ведь процессы глобализации за­трагивают прежде всего именно эти сферы жизнедеятельности человека.

А вот в области политических прав объем прав человека (т.е. всех лю­дей вне зависимости от их государственной принадлежности) и объем прав гражданина не идентичен. Политические права непосредственно связаны с участием людей в управлении государством и фактически за­трагивают вопросы государственного суверенитета. Поэтому до послед­него времени государство гарантировало их только своим гражданам. Однако сейчас, под воздействием процессов глобализации и междуна­родного сотрудничества, государства добровольно ограничивают свой суверенитет, предоставляя многие политические права иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Одним из ярчайших показателей влияния глобализации на права че­ловека, ценности и институты гражданского общества в России являет­ся то, что Конституционный суд РФ при разрешении важнейших вопро­сов, входящих в его компетенцию, активно ссылается на принципы и нормы международного права и международные договора РФ.

Таким образом, Россия сделала серьезный шаг в сторону глобализиру­ющегося мира, следующим шагом должно быть использование принци­пов и норм международного права и международных договоров в судеб­ной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Естест­венно, речь идет не только о высших судах, но и об обычных, низовых.

Помимо национальной судебной системы граждане России получи­ли и другие способы защиты своих прав, в частности, возможность обращения в Европейский суд по правам человека. Эта общеевропей­ская надправительственная инстанция рассматривает жалобы граждан на свои государства, а также межгосударственные споры. С момента вхождения России в Совет Европы и распространения на нее юрисдикции Европейского суда в него обратились тысячи российских граждан.

Необходимо заметить, что в Европейский суд по правам человека об­ращаются граждане не только России, стран бывшего СССР и Восточной Европы, но и развитых стран, где ценности прав человека, демократии, гражданского общества давно уже являются нормой. Например, в деле «»Санди Тайме» (The Sunday Times) против Соединенного Королевства» (Судебное решение от 26 апреля 1979 г.) Европейский суд защитил свободу выражать свое мнение (статья 10 Конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод), в том числе права свободно получать и рас­пространять информацию. Британская газета «Санди Тайме» парал­лельно с судебным разбирательством опубликовала результаты журна­листского расследования по делу о причинении тяжкого вреда здоровью новорожденным детям вследствие употребления их матерями в период беременности определенных лекарственных препаратов. За эту публи­кацию газета была привлечена к ответственности за неуважение к суду, ей было запрещено продолжать публиковать материалы по этой теме до вынесения окончательного решения по делу. Европейский суд посчитал, что таким решением британское правосудие ограничивает право свобод­но получать и распространять информацию.

Это наглядно демонстрирует, что в Европе складывается единый для всех стран региона стандарт прав человека, их закрепления и защиты. Вот что пишет профессор В.А. Карташкин по поводу решений Европейского суда по правам человека: «Эти решения оказывают значи­тельное влияние на формирование и развитие европейского правового гуманитарного пространства, и ими в повседневной практике руководст­вуются судебные и иные органы государств — членов Совета Европы» [1 ]. Не менее важен тот факт, что решения Европейского суда являют­ся прецедентами, т.е. однажды вынесенное решение в отношения одно­го государства будет иметь юридические последствия для схожих ситуа­ций во всех странах-членах Совета Европы, в том числе и в России. Можно утверждать, что стремление нашей страны сотрудничать с таки­ми общеевропейскими организациями, как Совет Европы, Европейский союз, гарантирует дальнейшее внедрение прав и свобод человека в зако­нодательство, юридическую практику и повседневную жизнь россиян.

Показательно влияние процессов глобализации на свободу ассоциа­ций. Это право, закрепленное в статье 20 Всеобщей декларации прав че­ловека, статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статье 11 Конвенции о защите прав и основных свобод (Евро­пейской конвенции), занимает ведущее место в системе политических прав и свобод и является краеугольным камнем современного граждан­ского общества. Более того, многие исследователи склонны ставить знак равенства между гражданским обществом и ассоциациями граждан.

В России свобода ассоциаций гарантируется Конституцией, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Консти­туционная гарантия этого права в полной мере соответствует дефиници­ям, закрепленным в международных актах. В Российской Федерации право на свободу объединений предоставляется не только гражда­нам страны, но и иностранным гражданам, лицам без гражданства.

Дальнейшее законодательное развитие это право получило в Феде­ральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединени­ях», где говорится: «Право граждан на объединение включает в себя пра­во создавать на добровольной основе общественные объединения для за­щиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в су­ществующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общест­венных объединений». Как видно из текста закона, свобода объединений в Российской Федерации на нормативном уровне закреплена в полном со­ответствии с международными стандартами прав человека. Не менее ва­жен тот факт, что упомянутый закон не содержит запрета на участие в работе российских общественных объединений иностранных граждан. Причем они могут выступать также и их учредителями. Благодаря тако­му подходу в России возникло большое количество общественных органи­заций и фондов, являющихся представительствами иностранных и меж­дународных правозащитных, гуманитарных, благотворительных органи­заций. Их деятельность не всегда однозначно оценивается российскими властями и общественным мнением. Но само присутствие в России и легализованность со стороны закона свободы деятельности подобных объе­динений, безусловно, положительное явление.

Единственное общественное объединение, учреждать и состоять в котором не может иностранный гражданин или лицо без гражданст­ва, — политическая партия.

В отличие от других общественных объеди­нений политические партии являются объединениями только граждан Российской Федерации. Об этом говорится в пункте 2 статьи 23 Феде­рального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ <0 политических партиях», где закреплено следующее: «Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не впра­ве быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства».

Ограничение круга субъектов права на объединение в партию, на пер­вый взгляд, может показаться противоречащим Конституции РФ, в ко­торой право на объединение гарантировано каждому. Однако нельзя не согласиться с профессором В.В. Лапаевой: «Правовые основания для ограничения круга субъектов права на объединение в политические пар­тии дает часть 2 статьи 32 Конституции РФ, где право избирать и быть избранными предоставляется только гражданам Российской Федерации. Поэтому именно обязательное участие партии в выборах позволяет зако­нодателю трактовать право на объединение в политические партии как право гражданина, а не как право человека» [2 ]. Кроме того, из части 3 статьи 55 Конституции следует, что ограничение права иностранных граждан и лиц без гражданства на объединение в партии осуществляет­ся, во-первых, на основании федерального закона, а во-вторых, в целях обеспечения обороноспособности и безопасности российского государства, так как члены партий, становясь, например, депутатами Государст­венной думы, получают доступ к государственной тайне или иной закры­той информации, разглашение которой может нанести вред обороноспо­собности или безопасности страны. Ограничение политических прав иностранцев оправданно и с точки зрения международного права, в ча­стности Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Другим важным политическим правом, на которое оказала влияние глобализация, стало право избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти и местного самоуправления.

Это право исконно счита­лось прерогативой граждан государства, в выборах органов власти не могли участвовать иностранцы. Более того, еще не так давно существо­вали жесткие цензы, ограничивавшие право избирать и быть избранным и среди граждан государства. Однако международное сотрудничество в области развития и защиты прав человека сделало возможным форму­лирование международных избирательных стандартов, активное ис­пользование института международных наблюдателей и даже допу­щение к участию в выборах муниципальных органов иностранцев и лиц без гражданства.

Формирование международных избирательных стандартов прав на­чалось с принятия Всеобщей декларации прав человека, в статье 21 ко­торой говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно из­бранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в перио­дических и нефальсифицированных выборах, которые должны про­водиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тай­ного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Это право закреплено π во многих международных документах, например в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Конвенции о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин от 18 декабря 1979 г., в Протоколе № 1 к Конвенции о защите прав и основных свобод (Европейской конвенции) и др.

Конституция РФ, закрепляя в качестве основ конституционного строя демократический, правовой, республиканский характер россий­ской государственности, не могла обойтись без закрепления права изби­рать и быть избранным. В части 3 статьи 3 Конституции говорится, что высшим непосредственным выражением власти народа являются рефе­рендум и свободные выборы. В нашей Конституции нет прямого заимст­вования норм международных договоров, однако в различных статьях они нашли свое закрепление.

Так, в статье 32 речь идет о праве изби­рать и быть избранными в органы государственной власти и местного са­моуправления, а в статье 81 — о том, что выборы президента России проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании и должны проходить каждые четыре года. Наиболее полно избирательные права граждан закреплены в рамочном Федераль­ном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В статье 3 закреплены принципы проведения выборов в Российской Федерации. Они в полной мере соответствуют принци­пам, составляющим основу международного избирательного стан­дарта, ориентируясь на который мировое сообщество принимает реше­ния о своем отношении к результатам выборов в конкретных государст­вах. Кроме того, в законе раскрываются важнейшие из этих принципов: всеобщее (ст. 4), равное (ст. 5), прямое избирательное право (ст. 6).

За соблюдением закрепленных в Конституции и избирательных зако­нах принципов, а фактически международных избирательных стандар­тов, следят иностранные наблюдатели. Данный институт предусмотрен статьей 31 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ <0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьей 24 Федерального закона от 10.01.2003 № 19- ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Иностранные на­блюдатели приглашаются в страну президентом России, палатами Феде­рального собрания или Центральной избирательной комиссией РФ. Кро­ме того, указанными федеральными законами предусматривается, что с предложением о направлении приглашений могут выступить уполномо­ченный по правам человека в Российской Федерации, международные и национальные правительственные и неправительственные организации, а также частные лица, имеющие признанный авторитет в области защи­ты прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность иностранных наблюдателей носит ярко выраженный правозащитный характер и направлена на контроль за соблюдением международных избирательных стандартов и прав человека с момен­та официального опубликования решения о назначении выборов и до мо­мента объявления их результатов. Во многом именно на основании заяв­лений иностранных наблюдателей складывается мнение международно­го сообщества о демократичности и легитимности прошедших в стране выборов.

При этом точка зрения наблюдателей, в отличие от заявлений официальных лиц, основывается не только на статистических данных о количестве выявленных нарушений, отстраненных от выборов кандида­тов и т.д. — они оценивают всю кампанию в целом, если можно так ска­зать, ее «дух». Естественно, что высказывания иностранных наблюдате­лей часто вызывают неоднозначную реакцию у властей. Тем не менее в целом это один из ценнейших институтов, сформировавшихся под воз­действием процессов глобализации и международного сотрудничества, который позволяет контролировать демократичность формирования го­сударственной власти в национальных государствах и защищать права человека.

Наконец, другим показательным влиянием глобализации на полити­ческие права является предоставление избирательных прав иностран­ным гражданам и лицам без гражданства. Так, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» предусматривает, что «на основа­нии международных договоров Российской Федерации и в порядке, ус­тановленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации». Данная норма остается пока во мно­гом декларативной. Тем не менее это уже следующий уровень во взаимо­отношениях человек — государство и гражданин — государство. Его нель­зя рассматривать в отрыве от происходящих в мире процессов регио­нального сотрудничества и интеграции, которые, по крайней мере, на территории Европы, уже привели к созданию Европейского союза — над­национального объединения государств, основанного на общем рынке, отсутствии внутренних границ, единой валюте.

Кроме того, в рамках Европейского союза параллельно с национальными законодательными органами действует общеевропейский парламент, разрабатывающий и принимающий союзное законодательство, обязательное и единое для всех стран, входящих в Европейский союз.

Представляется, что развитие прав человека в целом и политичес­ких прав в частности будет идти под воздействием процессов интег­рации государств в региональные наднациональные структуры и уни­фикации их законодательства. Скорее всего, эти процессы будут связа­ны с ограничением государственного суверенитета, дальнейшим ростом авторитета прав человека, расширением юрисдикции международных судов и организаций сотрудничества. Международное сотрудничество, интеграция и унификация, являющиеся частью глобализации, в на­стоящий момент вышли на новый качественный уровень, перейдя от экономическо-финансовой, торговой, производственной глобализа­ции, с которой связаны основные отрицательные моменты этого про­цесса, к культурной, правозащитной и правовой глобализации, кото­рая несет человечеству многие блага. Если национальные государства будут ответственно относиться ко всем процессам глобализации, то в дальнейшем удастся сгладить их отрицательные стороны и развить поло­жительные тенденции. Разумеется, это вовсе не исключает необходимо­сти развития и укоренения в ткань общественной жизни естественных и неотчуждаемых прав человека и ценностей гражданского общества в рамках национального права, в том числе и российского.

Литература

1.   В. А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и становления правового государства в России. Права человека и политическое реформи­рование. М, 1997. С.44.

2. Лanaeea B.B. Политическая партия: понятие и цели. // Журнал российского права. 2002. № 1.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:48 пп