Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Сравнительный анализ опыта лоббистской деятельности в России и США

Рассматривая постперестроечную вертикаль власти в России, можно прийти к выводу, что прототипом ее в определенной степени является соответствующая американская система. Однако стоит отметить, что в США в период становления гражданского общества не было столько проблем, сколько мы до сих пор имеем в России.

 

Софья ЧЕРНОГОРЦЕВА — аспирантка кафедры национальных, федеративных и международных отношений РАГС

Анализ поведения «групп интере­сов» проводится в разных странах, однако исследования процесса лоб­бирования пока еще относительно редки и почти всегда сосредоточе­ны на Америке. Последнее обстоя­тельство, по-видимому, объясняет­ся тем, что в Соединенных Штатах больше всего особых политических деятелей, играющих роль лоббис­тов на профессиональной основе. На наш взгляд, в нынешних нелег­ких условиях становления в России правового государства и граждан­ского общества нам следовало бы позаимствовать определенные элементы американской политиче­ской системы, в частности, внима­тельнее присмотреться к практике лоббирования и использовать поло­жительный опыт, накопленный в США в этой сфере.

В России нет постоянной об­ратной связи народа и власти. Российские избиратели путают две вещи — личную ответствен­ность политика и устройство об­щественных институтов.

В США общественные органи­зации и группы интересов следят за всеми тонкостями законода­тельного процесса, а когда могут — получают документы о действи­ях исполнительной власти [1]. Они и есть действенная четвертая власть, а пресса — это только один небольшой ее сегмент.

Несмотря на то, что в Америке термин «лоббирование» прижился еще в 1864 г. и означал покупку голосов в коридорах конгресса США, подобная практика счита­лась предосудительной и лоббизм как явление получил правовое

обоснование много позже. В Рос­сии на протяжении многих веков государева служба считалась мес­том чиновничьего кормления и лоббизм процветал, как ни в од­ной стране мира. Не был исклю­чением и советский период: и в аппарате ЦК, и в Совмине лобби­ровались интересы министерств и ведомств, отраслей, региональ­ных элит и других корпоративных объединений.

В Америке главная мишень лоббиста — конгрессмен, в России

—   обычный чиновник.

Американский лоббист работа­ет преимущественно с конгрес­сменами и сенаторами. Его задача

—   изменить законодательство для той или иной «группы интересов». Самые мощные лоббистские груп­пировки в США — медицинская и табачная — «пробивают» больше всего выгодных им законов. У российского лоббиста задача сложнее.

Он должен не столько создать новые правила, проведя через Думу и Совет Федерации новый закон, сколько обеспечить соблюдение действующих правил в отношении корпорации, интере­сы которой отстаивает. В идеаль­ном варианте его клиент должен получить льготы или как мини­мум хорошее отношение к нему власти. Именно поэтому объекты российского лоббиста — чиновни­ки президентской администра­ции, правительства, московской мэрии и лишь затем депутаты.

В Америке конгрессмен идет к лоббисту, в России лоббист от­правляется к чиновнику или депу­тату.

В Америке лоббизм прозрачен, в России находится в тени. Аме­риканская избирательная система открыта для частных пожертвова­ний. Система финансирования выборов не имеет «потолка», и конгрессмен или сенатор могут привлекать деньги в любых раз­мерах. Главное, чтобы поступле­ния были легальными и прозрач­ными для налоговых органов. В России «потолок» весьма низок, и его приходится «пробивать» прак­тически всем депутатам. Поэтому большая часть поступлений от бизнеса в кассу избирательной кампании — теневая.

В США профессиональному лоббисту нужна лицензия и лоб­бизм вообще регулируется специ­альным законодательством, а в России для лоббирования нужны желание и связи. Именно поэтому за океаном лоббист скован прави­лами игры, законом и финансо­выми отчетами, а в России — только собственной совестью. Крупнейшие лоббистские фирмы Америки хорошо известны, об их российских коллегах чаще всего ходят туманные слухи.

В Америке лоббизм — это от­ветственность, в России лоббисты практически ни за что не отвеча­ют. Ответственность американ­ского лоббиста, обозначенная в четком договоре с нанимателем, подкрепляется ответственностью конгрессмена, с которым он рабо­тает. В нашей стране лобби в пол­ной мере зависит от социальных условий.

В российском правоведении лоббизм определяется как систе­ма приемов и практика реализа­ции интересов различных групп граждан путем воздействия на ор­ганы государственной власти. Под лоббированием подразумева­ется высококвалифицированная

деятельность, имеющая полити­ческий смысл и правовое обосно­вание и являющаяся интеграль­ным элементом демократической системы [2].

Примечательно, что россий­ские источники зачастую толкуют лоббизм сугубо отрицательно. Прежде всего это связано с тем, что из политического явления он все больше превращается в по­пытку легализации элементарной коррупции.

К сожалению, в современной России лоббизм пока не имеет действительной правовой основы, хотя он реально существует, при­чем в гораздо более широком ва­рианте, чем парламентский лоб­бизм. Кстати, во всем мире этот термин связан именно с давлени­ем на процесс принятия законода­тельных решений. В российских условиях от исполнительной влас­ти нередко зависят как доступ бизнес-структур к необходимым ресурсам, так и ситуация в других корпоративных группах.

Тем не менее ряд авторов пола­гают, что на настоящем этапе об­щественно-политического разви­тия России данная тенденция на­чинает изменяться с появлением «позитивных моментов» [3 ] в осу­ществлении лоббизма и постепен­ным развитием его правового зна­чения.

Таким образом, в Соединенных Штатах лоббизм — это почти об­раз жизни, а в России — пока лишь способ влияния корпораций на власть, часто обходящий за­кон. Конечно, не всякий лоббизм в Америке делается профессио­нально, но почти любое отстаива­ние интересов происходит в виде лоббистского влияния на конгрес­сменов и сенаторов. Культура гражданского общества США та­кова, что лоббизм — неотъемле­мая часть политической жизни. Американцы воздействуют на власть по самым разным поводам: от борьбы за чистоту окружающей среды до отстаивания политкор­ректности в отношении тех или иных меньшинств. Российский лоббизм, к сожалению, пока представляет собой малозамет­ную активность нескольких оли­гархических и других корпора­тивных групп, что требует несо­мненного пересмотра. Мировой опыт убеждает: без законодатель­ного обеспечения лоббизма циви­лизованного взаимодействия вла­сти и бизнеса добиться невозмож­но.

Литература

1.  The Freedom of Information Act (FOIA). Was signed into law by President Lyndon B. Johnson on July 4, 1966 (Amended 2002).

2.  Нещадин A.A. Лоббизм в России: Этапы большого пути // Социологические ис­следования. 1996. № 3.

3.  Малько Ф.В. Лоббизм и право // Жур­нал «Правоведение». 1995. № 2.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:47 пп