Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Концептуальные проблемы политики государства по переселению соотечественников на территорию Российской Федерации

Экономическое развитие любой страны, как известно, возможно при наличии работоспособного и воспроизводящего себя населения. К со­жалению, у нас в России по многим объективным и субъективным при­чинам демографическая ситуация долгие годы развивалась в негатив­ном направлении — смертность превышала рождаемость. Проблема обострилась настолько, что стало ясно: необходимы серьезные шаги в направлении ее решения. Осознавая это, руководство страны стало проводить политику повышения рождаемости и сокращения смертнос­ти населения. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, в бли­жайшее время, очевидно, все-таки не удастся получить так называе­мый демографический бум. Поэтому правительство активизировало процесс переселения на территорию России соотечественников, про­живающих за рубежом.

 

Леонид КОНОНОВ — доктор политических наук, профессор, главный специалист Института научных исследований и информации РАГС

Сергей ΧΟΗ — председатель Московской региональной национально- культурной автономии российских корейцев, соискатель кафедры национальных, федеративных и международных отношений РАГС

С|сновными нормативными доку­ментами, регулирующими пересе­ленческую политику, являются Го­сударственная программа по оказа­нию содействия добровольному переселению в Российскую Феде­рацию соотечественников, прожи­вающих за рубежом (2006- 2012 гг.) (далее — Государствен­ная программа переселения), а также региональные программы переселения. Анализ содержания этих документов показывает, что они не свободны от недостатков, которые носят концептуальный ха­рактер и способны негативно по­влиять на эффективность политики государства по переселению сооте­чественников. К их числу относят­ся следующие:

Между тем реальный цикл пере­селения может не вписаться в эту схему. Например, не все пересе­ленцы адаптируются к местным ус­ловиям, некоторые из них по меди­цинским показаниям, иным объек­тивным или субъективным причи­нам не смогут (или не захотят) жить на территории вселения, по­этому будут стремиться покинуть ее раньше двухлетнего срока.

При этом одни будут искать новую тер­риторию, включенную в Государст­венную программу переселения, другие — новое место проживания, не включенное в Государственную программу переселения, но распо­ложенное в пределах территории России, а третьи вообще захотят выехать обратно .

Неучет этих обстоятельств в тексте Государственной программы переселения чреват возможными конфликтами между «переселенца­ми — отказниками» и органами го­сударственной (муниципальной) власти, что может создать угрозу политической стабильности в при­нимающих регионах страны.

Для снижения рисков возникно­вения подобных ситуаций, на наш взгляд, было бы целесообразно:

•  законодательно закрепить поня­тие и правовой статус «переселенца — отказника от Государственной программы переселения»;

•   включить в Государственную программу дополнительный этап: отселение «переселенцев — отказ­ников» с территорий вселения;

•  нормативно закрепить различные категории «переселенцев — отказ­ников» :

—  по мотивам отказа (по объек­тивным и субъективным причи­нам);

—  по выбору места повторного проживания:

«переселенцы — отказники», желающие переселиться на другую территорию вселения, включенную в Государственную программу переселения (а) — в рамках выбран­ного ранее региона, б) — в другом регионе Российской Федерации);

«переселенцы — отказники», желающие переселиться в другое место проживания на территории России, не включенное в Государ­ственную программу переселения;

«переселенцы — отказники», желающие выехать обратно за ру­беж;

•   разработать правовые основы дифференцированного регулирова­ния отношений органов государст­венной и муниципальной власти с «переселенцами — отказниками»;

•  разработать программу информа­ционного сопровождения Государ­ственной программы переселения на этапе отселения «переселенцев — отказников».

Известно, что их насчи­тывается несколько миллионов че­ловек, причем многие длительное время не бывают дома. Опасение потерять рабочее место в России, а иногда и просто недостаток средств для переезда в страну постоянного проживания вынуждают многих потенциальных переселенцев отка­заться от участия в программе. Это обстоятельство резко снижает эф­фективность государственной по­литики переселения и требует пра­вового разрешения.

На наш взгляд, назрела необхо­димость:

• законодательно закрепить поня­тие и правовой статус соотечест­венника, проживающего за рубе­жом, но осуществляющего времен­ную трудовую деятельность на тер­ритории России;

•  специальным подзаконным актом закрепить возможность включения этой категории соотечественников в Государственную программу пе­реселения без обязательного выез­да за рубеж;

•  создать на базе территориальных миграционных служб и органов го­сударственной и муниципальной власти, включенных в Государст­венную программу переселения, территориальные центры работы с соотечественниками, проживаю­щими за рубежом, но осуществля­ющими временную трудовую дея­тельность на территории России;

•  внести соответствующие коррек­тивы в российскую нормативную базу и ориентировать органы госу­дарственной и муниципальной вла­сти на оказание содействия сооте­чественникам, временно работаю­щим в России.

Анализ современного развития глобальных демографических и миг­рационных процессов свидетельст­вует об обострении конкуренции между развитыми странами за при­влечение миграционных ресурсов высокого качества. В этих условиях риск конкуренции между Россией и западными странами за привлечение в экономику российских соотечест­венников, проживающих за рубе­жом, весьма высок. Кроме того, по­скольку многие страны СНГ и Бал­тии, будучи потенциальными доно­рами наших соотечественников, сами испытывают острую потреб­ность в высококвалифицированных специалистах, вполне вероятно, что они тоже станут активно противо­действовать переселению этих лю­дей в Россию.

Обострение конку­рентной борьбы за привлечение на­ших соотечественников, проживаю­щих за рубежом, в национальную экономику потребует принятия мер информационного прикрытия Госу­дарственной программы переселе­ния на всех этапах ее реализации.

В этой связи предлагается:

—  нормативно закрепить катего­рию «информационное прикрытие Государственной программы пере­селения»;

—  организовать научные иссле­дования по теоретической разра­ботке форм и способов информаци­онного прикрытия Государствен­ной программы переселения;

—  разработать и нормативно за­крепить стратегию информацион­ного прикрытия Государственной программы переселения;

—  определить необходимый со­став сил и средств для реализации стратегии информационного при­крытия.

Авторы документов, в основном, ограничились обеспечением пере­селенцев жильем, рабочими места­ми, медицинским обслуживанием, дошкольным воспитанием и сфе­рой образования. Что касается адаптации в среде местного на — селения, то этот вопрос практичес­ки не освещается. В документах го­ворится лишь о необходимости то­лерантного отношения к соотечест­венникам. На наш взгляд, этого яв­но недостаточно.

Предлагается внести коррективы в российскую нормативную базу. Следует отразить вопросы взаимо­действия органов государственной и муниципальной власти с российски­ми структурами гражданского об­щества (переселенческими общест­венными организациями, политиче­скими партиями, профсоюзами, церковью и т.д.). По роду своей де­ятельности эти организации поддер­живают тесные контакты с соотече­ственниками, проживающими за рубежом, поэтому они могут ока­зать существенную помощь в реали­зации Государственной и региональ­ных программ переселения.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:45 пп