Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

В центре государственной кадровой политики — человек

В.А. Сулемов. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии.

М.: Изд-во РАГС. 2005. 390 с.

Нужна ли России государственная кадровая политика (ГКП)? Не слиш­ком ли много у нас государственных и муниципальных чиновников? Сложи­лась ли в обществе система форми­рования и рационального использова­ния кадров? Эти и другие вопросы рассматриваются в монографии док­тора исторических наук, профессора РАГС В.А. Сулемова.

По мнению автора, в стране еще не определилась целостная, системно аргументированная, официально ут­вержденная Президентом РФ, высши­ми органами власти общенациональ­ная государственная кадровая поли­тика, хотя в федеральных законах, в указах и посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию уже сформулирован ряд ее концепту­альных положений, задач и блоков технологий. Некоторые политики и чиновники (особенно сторонники ради­кально-либеральных рыночных взгля­дов) отрицают необходимость единой кадровой политики государства, счи­тая, что все кадровые вопросы могут решить рынок труда и свободная кон­куренция, что такая политика мешает развитию рыночной экономики, сво­бодному проявлению каждым челове­ком своих профессионально-трудовых способностей. Предлагается сузить объект ГКП до государственно-бюд­жетной сферы и даже до кадрового обеспечения государственной служ­бы. Тем самым ГКП подменяется уп­равлением персоналом в организа­ции, технологическим уровнем реше­ния кадровых проблем.

Полемизируя с подобными утверж­дениями, автор убедительно обосно­вал насущную необходимость разра­ботки и принятия ГКП, которая при­звана определить стратегию развития человеческого и трудового потенциа­ла российского общества, формиро­вания и использования кадровых ре­сурсов, направить социальную энер­гию народа на обеспечение устойчи­вого развития России, ее националь­ной безопасности. Государство долж­но не только разбудить человека в со­циальном смысле, но и создать усло­вия и гарантии для реализации его профессионально-интеллектуальных способностей и интересов.

При этом автор полагает, что именно государство, выражая полити­чески и юридически волю многонаци­онального народа, имеет легитимное право: определять цели, приоритеты качественно нового воспроизводства трудовых ресурсов; быть ведущей си­лой развития кадровой системы об­щества, насыщения ее энергией сози­дания; обеспечивать современный профессиональный уровень кадров (путем создания «единого образова­тельного пространства», образова­тельных стандартов, учебных про­грамм и др.); формировать единое нормативно-правовое поле для регу­лирования кадровых процессов и от­ношений.

На большом теоретическом и пра­вовом материале в книге раскрыты место и роль ГКП в системе государ­ственного управления как действен­ного инструмента организационно-управленческого воздействия на рацио­нальное использование работников в профессионально-трудовой деятель­ности, удержания и упрочения власти, важного социокультурного фактора духовно-нравственного развития все­го трудоспособного населения. В цен­тре ГКП должен быть человек; она должна быть и ресурсообеспечивающей и человекосберегающей.

Разумеется, ГКП не возникает на пустом месте. Она опирается на со­временное научное знание, историче­ский российский и зарубежный опыт, учитывает состояние кадрового корпу­са страны, закономерности его разви­тия, общественные потребности в но­вых кадрах сейчас и на перспективу. Именно опора на этот фундамент поз­воляет разработать концептуальные основы современной кадровой поли­тики, определить ее природу, сущно­стные черты, социальные функции, а главное — концептуальные основы ее содержания. Автор излагает свои суждения о предмете, целях и приори­тетах ГКП, раскрывает ее объекты и субъекты, характеризует социальную базу. Особое внимание уделено харак­теристике роли Президента РФ, выс­ших органов власти, а также полити­ческих партий и предпринимательских объединений как активных субъектов кадровой политики государства.

Представляет интерес подход ав­тора к выбору критериев оценки коли­чественных и качественных парамет­ров кадров государственной службы, к выявлению закономерностей и ос­новных тенденций развития кадрово­го состава гражданской службы, оп­ределению путей его качественного улучшения.

На конкретном статисти­ческом материале он опровергает «мифические» данные о количестве государственных и муниципальных чи­новников (в СССР их якобы было око­ло 18 млн, а сейчас, как заявляют некоторые авторы, 2-3 и даже 5 млн). Между тем на 1 января 2005 г. в органах государственной власти и ме­стного самоуправления работали все­го 1 318 тыс. человек, но из них бо­лее 330 тыс. обслуживали здания и обеспечивали охрану помещений; 684,2 тыс. занимали государствен­ные должности (в их числе 653,3 гражданских служащих), 300,6 тыс. занимали муниципальные должности (из них 287 тыс. — муниципальные служащие). Следовательно, в государ­стве насчитывается всего 940 тыс. собственно государственных и муни­ципальных служащих. С учетом воен­нослужащих и служащих правоохрани­тельных органов их число может вы­расти до 3 млн (но не всех военно­служащих можно считать чиновника­ми). Главным в оценках должен быть учет правового статуса работника.

Значительная часть монографии посвящена практике реализации ГКП в различных сферах народного хозяй­ства. Автор дает характеристику сис­темы кадрового обеспечения государ­ства, экономики, уделяя особое вни­мание раскрытию принципов реали­зации кадровой политики, их классификации (исходные теоретико- методологические; содержательно- политические, функциональные; ор­ганизационно-политические, управ­ленческие), предлагает их субордина­цию с такими действиями, как механизмы, технологии, процедуры в кадровой работе. Предложения обос­нованы фактическим материалом, нормативными документами.

Вероятно, вызовут полемику сужде­ния автора об идущем сейчас процессе институализации кадровой деятельнос­ти (с.237-264). В книге дана характе­ристика этого процесса на примере формирования и функционирования институтов номенклатуры руководящих кадров, кадрового резерва, ротации кадров. В практике уже складываются устойчивые формы, управленческие системы совместной деятельности лю­дей, основанные на формализованных правилах, нормах, что придает работе с кадрами большую упорядоченность, целеустремленность.

Заключительные главы моногра­фии раскрывают пути решения ряда актуальных проблем работы с кадра­ми, касающихся функций государст­венных органов и механизмов реали­зации ГКП в организациях с негосу­дарственной формой собственности, учета регионального и этнического аспектов в работе с кадрами, профес­сиональной подготовки, переподго­товки и повышения квалификации го­сударственных служащих и др. В ре­шении этих проблем уже выявилось немало трудностей — автор предлага­ет возможные пути их преодоления. Например, вызывает беспокойство тот факт, что имеющиеся сейчас об­разовательные учреждения и объем образовательных услуг не удовлетво­ряют значительно возросшие образо­вательные потребности государствен­ных и муниципальных служащих (по федеральному закону о гражданской службе необходимо обеспечить повы­шение квалификации служащих не реже одного раза в 3 года). В 2004 г. прошли переподготовку, повышение квалификации и стажировку всего 12% государственных служащих, 7-8% муниципальных служащих (всего 117 тыс.) Объем образовательных услуг должен возрасти в 2-3 раза.

Достоинством данной монографии является то, что она написана в поис­ковом, полемическом плане, хоро­шим литературным языком. Сам ав­тор пишет, что он «выражает субъек­тивное мнение по ряду вопросов, ко­торое, возможно, не встретит поддержки у своих коллег», но при­влечет внимание к их дальнейшей разработке (с.5).

Книга, безусловно, окажется по­лезной студентам и аспирантам, прак­тическим работникам органов власти и местного самоуправления, а также всем, кого интересуют кадровые про­блемы.

Вячеслав МИХАЙЛОВ  — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой национальных, федеративных и международных отношений РАГС, заслуженный деятель науки РФ

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:35 пп