Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Новое в законодательстве Китайской Народной Республики о государственной службе

Китайское законодательство о государственной службе не только по­зиционируется в качестве разновидности социалистической системы права, но и находится в системе координат древней традиционной культуры, где баланс в обществе достигается путем своеобразного «разделения властей» между законом и правом, правом и моралью.

Игорь БАРЦИЦ — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы

27 апреля 2005 г. был принят новый Закон Китайской Народной Республики о государственной службе, вступивший в силу 1 ян­варя 2006 г. Рассмотрим основ­ные положения этого закона.

Целями правового регулирова­ния государственной службы КНР закон провозглашает: регулирова­ние управления госслужащими; обеспечение их законных прав и интересов; усиление контроля за госслужащими; повышение ком­петентности и эффективности госслужбы; снижение коррумпи­рованности госслужащих.

Достижение данных целей оп­ределяется на основе принципов, среди которых: теории Дэн Сяопи­на; идеи «тройного представитель­ства»; принцип руководства со стороны Коммунистической пар­тии Китая в решении кадровых вопросов; марксизм-ленинизм; идеи Мао.

Одним из ключевых партийных документов, в соответствии с ко­торым строится вся система пра­вового регулирования госслужбы, является Временное положение о работе по подбору и назначению на руководящие должности кадро­вых работников партийных и го­сударственных органов, принятое ЦК КПК 9 февраля 1995 г. Это напоминает систему кадрового ре­зерва для замещения должностей государственной службы, предус­мотренную Федеральным законом № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ранее список кандидатов на выдвиже­ние был чисто партийным инстру­ментом, теперь же он узаконен правом.

Влияние на всю систему право­вого регулирования государствен­но-служебных отношений в Китае оказывает и учение Дэн Сяопина о «социализме с китайской специ­фикой». Оно отражается в поня­тии «сяо кан» («общество малого благоденствия»), воспринятом из учения Конфуция. Дэн Сяопин связывал этот термин с достиже­нием китайцами годового уровня доходов в 800-1000 долл. Другие ученые, например профессор Куан Ямин, утверждали, что в обществе «сяо кан» было мало чиновников, а «правитель при назначении на должности подбирал талантливых, добрых и человеколюбивых, отда­вая им предпочтение перед родст­венными связями» [ 1 ]. Идея Кон­фуция о единстве правительства и народа была воспринята в качест­ве программной и в деятельности Чан Кайши на Тайване.

В 2001 г. Цзян Цзэминь также призвал вернуться к испытанной национальной системе властвова­ния, провозгласив, что, наряду с «принципом управлять страной на основании Фа», необходимо ввес­ти «принцип управления страной на основании Дэ» [2 ].

В законе провозглашаются и иные, более формализованные принципы: законность; гласность; равноправие; конкуренция; пред­почтение для отличившихся. Ут­верждается также, что управле­ние государственными служащи­ми основывается на «принципе контроля и принципе стимулиро­вания и защиты». Эта позиция на­поминает принцип демократичес­кого централизма в СССР: строгое выполнение указаний вышестоя­щих органов при активности и инициативности масс.

Благородный муж, чиновник в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, че­ловек, который всем своим пове­дением утверждает нормы мора­ли. Именно по таким критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную служ­бу. «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, на­род будет подчиняться» [3]. «Кон­тинентальному Китаю, так же, как и Тайваню, присуща вера в силу социального действия «бла­городного мужа» как неотъемле­мого фактора нормального функ­ционирования не только общест­ва, но прежде всего исполнитель­ной власти. Отсюда целый ряд постановлений ЦК КПК и пись­менных предложений депутатов В СИП, призывающих к «форми­рованию неподкупного руководст­ва» и «разработке закона о чест­ном руководстве»», — пишет Л.C. Переломов [4].

Таким образом, принципы го­сударственной службы, закреп­ленные в Законе от 27 апреля 2005 г., образуют сложную сис­тему ценностей, включающих в себя многотысячелетнюю культу­ру народа.

В ст. 2 сформулированы четы­ре признака государственного слу­жащего: 1) штатные работники; 2) на законном основании выполняющие свои обязанности; 3) вы­полняющие служебные обязанно­сти; 4) получающие содержание из госбюджета.

В ст. 3 приводится классифи­кация государственных должнос­тей госслужбы. И если данный за­кон распространяется на всех гос­служащих, то при расхождении с другими законами преимущест­венную силу для регулирования отношений имеют иные источни­ки права для таких категорий, как «руководящие работники государ­ственной службы, судьи, прокуро­ры». Эти высшие деятели призна­ются законом в качестве государ­ственных служащих.

В ст. 16 определяются «руко­водящие должности»: руководите­ли государства и их заместители, руководители провинций (минис­терств) и их заместители, руково­дители управлений (департамен­тов) и их заместители, главы ад­министрации уездов (начальники отделов) и их заместители, главы администрации волостей (началь­ники отделений) и их заместите­ли. Таким образом, высшие руко­водители государства все же рас­сматриваются как государствен­ные служащие, а не как лица, занимающие государственные должности. Но даже при таком явном включении высших долж­ностных лиц государства в число государственных служащих сюда не попали руководящие работни­ки КПК, депутаты. Видимо, все же рассматриваются в качестве госслужащих судьи и прокуроры: «Подбор кандидатов впервые по­ступающих на должности судей и прокуроров открыт для всех, сдав­ших единый государственный су­дебный экзамен» (ст. 45, ч. 3).

«Руководящие лица, указанные в данном законе, означают руко­водителей государственного орга­на, не включая руководителей подведомственных учреждений», гласит ст. 105, а ст. 106 добавля­ет, что «сотрудники, помимо тех­нического персонала, в непроиз­водственных организациях, име­ющих управленческую функцию по закону и закономерности, уп­равляются в соответствии с насто­ящим законом».

Деление госслужащих на кате­гории «в целях повышения эффек­тивности и достижения оптимиза­ции управления» закреплено в ст. 8. Но самой классификации не приводится. В Китае все еще при­меняется концепция «чжен мин» — «исправления имен», когда каж­дый человек, особенно админист­ратор, обязан соответствовать за­нимаемому месту в обществе и по своим моральным качествам, и по уровню знаний.

Статусу госслужащего посвя­щены глава 2 «Квалификацион­ные требования, обязанности и права государственных служа­щих» (ст. 11-13) и глава 3 «Должности и ранги» (ст. 14-20).

Требования к кандидатам, по­ступающим на государственную службу, следующие: наличие гражданства КНР; достижение 18 лет; соблюдение Конституции КНР; обладание удовлетворитель­ными моральными качествами; обладание физическими данными, достаточными для выполнения служебных обязанностей; облада­ние соответствующим уровнем об­разования и трудовыми способно­стями, требующимися для той или иной должности; требования ква­лификации. Есть также пункт «иные требования, предусмотрен­ные законодательством».

Кроме того, претенденты на должности государственной служ­бы должны удовлетворять квали­фикационным требованиям соот­ветствующих должностей, уста­новленным компетентными орга­нами провинциального уровня и выше.

Закон содержит перечень кате­горий, которые не принимаются на государственную службу. Это лица, имеющие судимость за уго­ловное преступление, лица, уво­ленные с госслужбы, и лица, не­пригодные к госслужбе по иным статьям законодательства.

Важное значение имеет четкость отличия правового статуса госслу­жащих от рабочих и иных трудя­щихся. В наибольшей мере это от­личие проводится в главе 16 «При­ем на работу по найму» (ст. 95): «Госорган может по служебной потребности и с разрешения кад­ровых органов провинциального учреждения приглашать персонал на службу с особым специфичес­ким требованием и на должност­ные посты вспомогательного ха­рактера. Порядок приглашения не применяется к тем должностям из вышеуказанных, которые связаны с государственной тайной».

Согласно ст. 89 Конституции КНР Госсовет КНР руководит и управляет работой органов граж­данской администрации; утверж­дает штаты административных ор­ганов; в порядке, установленном законом, назначает и смещает, обучает, проверяет, поощряет и наказывает административных ра­ботников.

В соответствии с суще­ствовавшим законодательством до принятия закона от 27 апреля 2005 г. комплексное управление государственными служащими бы­ло возложено на Министерство ка­дров Госсовета КНР. На него же была возложена ответственность за толкование Положения [5].

В законе от 27 апреля 2005 г. Министерство кадров не упомина­ется. Однако в ст. 10 упоминают­ся «центральный компетентный орган государственной службы», «компетентные органы государст­венной службы разных инстанций (выше уездного уровня) местных властей». Их взаимосвязь обозна­чена так: «Компетентный орган государственной службы выше­стоящей инстанции осуществляет руководство деятельностью по уп­равлению государственными слу­жащими соответствующей ниже­стоящей инстанции». Сформули­рованы межведомственные полно­мочия следующих органов: «Компетентные органы государст­венной службы разных инстанций осуществляют общее руководство управлением государственными служащими органов соответству­ющих инстанций» (ст. 10).

Для трудоустройства госслужа­щих, в том числе уволенных в свя­зи с сокращением штатов, в КНР уделяется определенное внимание созданию «рынка специалистов». Министерство кадров в 1996 г. приняло Временное постановле­ние об управлении рынком специ­алистов.

Особенности правового регули­рования прохождения государст­венной службы связаны с класси­фикацией и должностным поло­жением госслужащих. Ст. 14 за­кона от 27 апреля 2005 г. предусматривает разделение гос­служащих на три категории: уп­равленческие кадры общего типа; специалисты; кадры администра­тивно-правоохранительной служ­бы. Эти три категории не являют­ся всеобъемлющими. Согласно той же статье «Госсовет вводит допол­нительные категории, которые имеют свою специфику и требуют отдельного управления. Сфера применения каждой категории оп­ределяется государством дополни­тельно». Очевидно, для диплома­тов классификация будет иной, чем для прокуроров. Отчасти та­кие особенности уже отражены в данном законе: ст. 20 гласит, что с учетом специфики деятельности госслужащих милиции, таможни и заграничных дипломатических учреждений государство устанав­ливает для них соответствующие ранги.

Наряду с классификацией го­сударственных служащих предус­матривается «формирование пе­речней должностей государствен­ной службы». В категории управ­ленческих кадров общего типа входят руководящие и неруково­дящие должности. Ст. 17 раскры­вает концептуальный смысл кате­гории «руководящие должности»: «Руководящие должности катего­рии управленческих кадров обще­го типа устанавливаются в соот­ветствии с конституцией, законо­дательствами, а также статусом соответствующих должностей и органов». Иначе говоря, применя­ется отсылка к иному законода­тельству — прием, характерный для современного законодательст­ва РФ о государственной службе. «Неруководящие должности уста­навливаются на уровне управле­ния (департамента) и ниже» (часть 3 ст. 16). Что касается не­ руководящих должностей общего типа, то к ним относятся старший советник, советник, старший спе­циалист, специалист, старший со­трудник, сотрудник, референт первой категории, референт вто­рой категории» (часть 2 ст. 17). Однако и этот список может быть иным, так как ст. 18 предусмат­ривает, что «государственные ор­ганы разных уровней, в соответст­вии со своей функцией, статусом, штатной квотой, количеством должностей и структурой послед­них, устанавливают конкретные должности государственной служ­бы с определением служебных обязанностей и квалификацион­ных требований в отношении этих должностей».

Перечень должностей в Законе от 27 апреля 2005 г. Китая опре­делен только по отношению к ка­тегории управленческих кадров общего типа. «Перечень должнос­тей других категорий государст­венных служащих, не относящих­ся к категории управленческих кадров общего типа, определяется государством в соответствии с на­стоящим законом дополнительно», гласит часть 3 ст. 17 закона. Оче­видно, имеется в виду, что источ­никами правового регулирования будут не только законы, но и не­кие иные акты, возможно, акты правительства, министерств или местных властей.

Должности государственных служащих соотносятся с рангами. Их соотношение устанавливается Госсоветом. Должности и ранги госслужащих составляют основу для определения уровня их зара­ботной платы и иных пособий (часть 2 ст. 19). «Служебные ранги государственных служащих устанавливаются в соответствии с занимаемыми должностями, мо­ральными и деловыми качества­ми, результатами работы и стажем трудовой деятельности.

Государст­венные служащие в одинаковой должности получают повышение служебного ранга в установлен­ном государством порядке» (часть 3 ст. 19). Стимулирующая роль ранга здесь хорошо закреплена в принципе. В частности, ранги ус­танавливаются с учетом специфи­ки деятельности — для госслужа­щих милиции, таможни и загра­ничных дипломатических учреж­дений.

Прием на госслужбу проводит­ся строго по штатному расписа­нию, при наличии соответствую­щих вакантных должностей. За­мещение должностей производит­ся путем избрания и назначения.

Центральный компетентный орган государственной службы ор­ганизует прием на госслужбу в ор­ганах центральных властей и ве­домствах прямого подчинения. Компетентные органы госслужбы провинциального уровня отвечают за организацию приема в органах местных властей разных уровней. В случае необходимости компе­тентные органы провинциального уровня поручают эту работу ком­петентным органам госслужбы го­родского уровня (город, состоя­щий из нескольких районов). Обя­зательно публичное оповещение о приеме на работу госслужащих, которое сопровождается указани­ем предлагаемых должностей, их количества, условий, предъявляе­мых к претендентам, необходимых документов при предъявлении за­явления и иной необходимой ин­формации. Принимающие учреж­дения в соответствии с установ­ленными требованиями к претен­дентам рассматривают их заявле­ния и другие сведения.

Процедура поступления на госу­дарственную службу должна варь­ироваться в зависимости от того, является ли это поступление пер­вичным или назначение осуществ­ляется в порядке, например, аттес­тации и повышения по службе.

Ст. 28 позволяет проводить ат­тестацию «в письменной и устной форме». Критерии медосмотра ус­танавливаются по показаниям должностей. По истечении срока публичного извещения централь­ные принимающие органы дово­дят список кандидатов до сведе­ния центральных компетентных органов государственной службы; местные принимающие органы выносят список кандидатов на ут­верждение компетентных органов государственной службы провин­циального и муниципального уровней.

Ст. 45 гласит, что «кандидаты на руководящие должности ниже директора департамента в госу­дарственных учреждениях, в слу­чае возникновения вакантных мест, подбираются на конкурсной основе внутри данного органа или его системы.Подбор кандидатов на не руководящие должности ни­же директора департамента или выше специалиста или другие должности эквивалентного уровня в случае возникновения вакансии открыт для всех желающих в об­ществе» .

Назначение на должности и смещение с должностей осуществ­ляется государственными админи­стративными органами в рамках установленной компетенции. На­ значение на некоторые государст­венные должности урегулировано Конституцией КНР. В частности, установлен порядок назначения и смещения высших должностей го­сударственной службы. Ст. 62 Конституции КНР предусматри­вает, что ВСНП по представлению председателя КНР утверждает кандидатуру премьера Госсовета; по представлению премьера Гос­совета утверждает кандидатуры заместителей премьера Госсовета, членов Госсовета, министров, председателей комитетов, Главно­го ревизора, начальника секрета­риата.

Местные Советы народных представителей различных ступе­ней избирают и имеют право осво­бождать от должности губернато­ров провинций, мэров городов и их заместителей, начальников уездов и их заместителей, началь­ников районов и их заместителей, волостных старшин и их замести­телей, поселковых старост и их за­местителей.

Законом ограничены возмож­ности состояния на государствен­ной службе близких родственни­ков. Госслужащим, имеющим между собой супружеские отно­шения, прямые родственные отно­шения, родственные отношения в третьем колене по боковой линии, а также близким свойственникам запрещается работать в одном и том же органе на постах, непо­средственно подчиненных одному руководителю; запрещается так­же работать в организациях, кад­ровых, ревизионных, финансовых и бухгалтерских отделах, в отделе по проверке дисциплины под ру­ководством лица, имеющего вы­шеизложенные отношения.

Интересно следующее положе­ние: «Ввиду особых условий мест­ности и характера работы компе­тентный орган в ранге выше про­винциального уровня может при­менять гибкий способ решения вопроса о назначениях на государ­ственные должности».

Таким об­разом, запрет на то, чтобы на мес­тах (за исключением прави­тельств в районах национальной автономии) на руководящих должностях уездного и нижестоя­щего уровня находились урожен­цы данной местности, включен­ный во Временное положение 1993 г., в данном законе смягчен.

Зачисленные на государствен­ные должности имеют комплекс прав и обязанностей. Испытатель­ный срок для кандидатов состав­ляет один год. Выдержавшие ис­пытание назначаются на должнос­ти. При неудовлетворительном ре­зультате испытания прием не предусматривается.

Ст. 12 перечисляет девять обя­занностей госслужащего: 1) об­разцово соблюдать Конституцию и законы; 2) добросовестно вы­полнять служебные обязанности; 3) всей душой и всеми помыслами служить народу и быть под его по­стоянным контролем; 4) защи­щать безопасность, честь и инте­ресы государства; 5) быть верны­ми долгу службы, подчиняться и выполнять указания и решения руководства, принятые в соответ­ствии с законом; 6) сохранять го­сударственную и служебную тай­ну; 7) соблюдать дисциплину и профессиональную этику, быть примером соблюдения обществен­ных моральных норм; 8) быть че­стным и беспристрастным; 9) ис­полнять иные обязательства, предусмотренные законодательством.

Права государственного служа­щего в КНР тоже довольно много­численны. Среди них право на ус­ловия, необходимые для исполне­ния служебных обязанностей; право получать заработную плату, пособия и страховую гарантию; право проходить переподготовку в целях повышения квалификации; право критиковать и делать заме­чания в отношении служебной де­ятельности и руководства; право предъявлять жалобу и иск, а так­же подавать заявку об увольне­нии.

Во время нахождения на госу­дарственной службе возможны от­командирование и ротация госслу­жащих. По существу, это закреп­ление статуса номенклатурных работников. Ст. 63 гласит: «Госу­дарство осуществляет режим об­мена госслужащих. Обмен госслу­жащими может осуществляться внутри рядов госслужащих или сотрудников, посвящающих себя государственной службе, на госу­дарственных предприятиях, в на­родных и массовых организациях. Формы обменов включают в себя перемещение, переход или же временный переход для подготов­ки». Сотрудников, посвятивших себя государственной службе, ра­боте на государственных предпри­ятиях, в народных организациях и массовых организациях, можно перевести в госорганы на руково­дящую должность или же на неру­ководящий пост выше специалис­та или другой соответствующий пост (ст. 64).

Более того, госслу­жащие не могут уклониться от та­ких перемещений, хотя «личное заявление госслужащего о перехо­де на другую должность в рамках управленческих компетенций рас­сматривается и решается».

Законом вводится единая сис­тема заработной платы согласно должности и классу госслужбы (ст. 73). При этом действует принцип распределения по труду, что подразумевает различный уро­вень ответственности, работоспо­собности, достигнутые успехи в работе, трудовой стаж.

Предусмотрен стимулирующий механизм регулярного увеличения заработной платы для госслужа­щих, поскольку в соответствии со ст. 74 она включает в себя основ­ную зарплату, пособие, надбавку и премирование. Госслужащим предоставляются региональные пособия в связи с работой в отда­ленных регионах, местностях с тяжелыми условиями труда и бы­та, по специальным вахтам. Пре­дусмотрены пособия или матери­альная помощь на проживание и лечение. В конце года за отличное качество и соответствие должнос­ти по результатам аттестации гос­служащий получает премию.

В ст. 74 предусмотрено, что «заработная плата госслужащим выплачивается своевременно и без вычетов». Ст. 78 добавляет, что «любые органы не имеют пра­ва самовольно изменять установ­ленные государством зарплаты, льготы, страхования для госслу­жащих» .

При прохождении государст­венной службы важным методом ее стимулирования является по­ощрение. «Поощрение осуществ­ляется по принципу сочетания мо­ральных поощрений с материаль­ными, с уклоном на моральные» (ст. 24). Закон закрепляет 10 признаков когда производится по­ощрение (ст. 49), но их можно отнести и к принципам организа­ции государственной службы в Китае, так как там числятся вер­ность долгу службы, добросовест­ность, дисциплинированность, не­подкупность, творческий подход к делу. «Заслуги поощряемых гос­служащих или коллектива госслу­жащих торжественно отмечаются с предоставлением единовремен­ного денежного награждения или иных вознаграждений».

Можно отметить редко приме­няемый в законодательстве прием — в ст. 52 дается перечень нор­мальных обстоятельств, когда по­ощрение может быть отменено.

Что касается дисциплинарной ответственности государственных служащих, то список действий, за которые следуют дисциплинарные меры, насчитывает 16 позиций. В частности, запрещаются «органи­зация или участие в антигосудар­ственных собраниях, митингах, демонстрациях»; «создание или участие в нелегальной организа­ции, организация или участие в забастовках» и т.д.

Привлекает внимание положе­ние о распространении заявлений, дискредитирующих государство. В законодательстве Российской Фе­дерации такое положение отсутст­вует.

Шкала дисциплинарных взыс­каний включает в себя: преду­преждение, выговор, строгий вы­говор, понижение в должности, освобождение от должности и увольнение (ст. 56). Более широ­кий список взысканий, применяе­мых к государственному служаще­му, при которых он имеет право обращаться в соответствующие инстанции для проверки обосно­ванности их применения, включа­ет 8 таких оснований, одновре­менно видов взысканий (ст. 90).

Решение о дисциплинарном взыскании в письменном виде со­общается лично госслужащему (ст. 57). «Госслужащий не повы­шается по службе или в классе в период имеющегося взыскания, а для тех госслужащих, которые имеют выговор, строгий выговор, понижение или отстранение от должности, не может быть повы­шен разряд оплаты» (ст. 58). У госслужащих, получивших взыс­кание в виде отстранения от долж­ности, понижается класс в соот­ветствии с установленными пра­вилами. Эта же статья устанавли­вает сроки давности взыскания: предупреждение — 6 месяцев; вы­говор — 12 месяцев; строгий выго­вор — 18 месяцев; понижение и отстранение от должности — 24 месяца.

Особой главой закон регулиру­ет подготовку кадров, предусмат­ривая, в частности, «проводить без отрыва от работы курсы по пе­реподготовке и по повышению ра­ботоспособности для всего коллек­тива госслужащих».

Государственная служба, в ос­новном, заканчивается увольне­нием или отставкой, регулирова­нию которых посвящена глава 13 «Увольнение и отставка». Закон устанавливает обязанность рас­смотрения органом заявления гос­служащего об отставке в течение 30 дней после ее получения, а ре­шения по подобным заявкам руко­водящих лиц — в течение 90 дней после ее получения (ст. 80). Осо­бенностью китайского законода­тельства является содержание ст. 81, которая гласит: «Госслужаще­му запрещается ходатайство об от­ставке в следующих ситуациях:

1. Если он работает меньше мини­мального срока службы, установ­ленного государством. 2. Если он работает на особом посту, связан­ном с государственной тайной, до истечения срока рассекречивания. 3. До выполнения важной зада­чи, которую необходимо выпол­нить ему лично. 4. Если он вовле­чен в производство по делам о проверке дисциплины или же об­виняется в преступлении до завер­шения судебной процедуры». Воз­можно, статус госслужащего осо­бенно рельефно отличается от ста­туса трудящегося именно в этой статье.

Согласно ст. 89 после ухода на пенсию госслужащие получают пенсию и пользуются некоторыми льготами, государство предостав­ляет им необходимые услуги и по­мощь в обеспечении нормальной жизни и укрепления здоровья, по­ощряет их участие в процессе со­циального развития по своей спе­циальности» .

В Китае, в отличие от РФ, ус­тановлены довольно жесткие пра­вила возможности трудиться по­сле выхода на пенсию. «Госслужа­щим, работавшим руководителя­ми, в течение трех лет после отставки или ухода на пенсию, а другим госслужащим на протяже­нии двух лет запрещается рабо­тать на предприятиях или в других коммерческих организациях, име­ющих непосредственные связи с их прежней должностью, и зани­маться коммерческой деятельнос­тью, которая непосредственно связана с их прежней службой» (ст. 102). В случае нарушения этого правила он обязан испра­виться в назначенный срок, а в случае отказа от исправления у него может быть конфисковано все незаконно полученное в пери­од занятия коммерческой деятель­ностью.

В законе закреплено двухинстанцпонное разрешение служеб­ных споров: обращение непосред­ственно к начальнику, принявше­му решение о взыскании, или, минуя его, к вышестоящему на­чальнику. Ст. 90 гласит: «В слу­чае несогласия с решением кадро­вых органов о следующих взыска­ниях соответствующий госслужа­щий может обратиться в орган, принявший решение, с заявлени­ем о проверке в течение 30 дней с даты получения информации об этом решении; в случае неприня­тия результатов проверки госслу­жащий может в течение 15 дней после получения результатов про­верки обратиться с жалобой в другой равный орган или выше­стоящий орган, по отношению к тому, который принял решение, имеет право в течение 30 дней по­сле получения информации о ре­шении непосредственно обратить­ся с жалобой в другой орган без проверки».

Взысканиями являют­ся: выговор; увольнение или от­каз от принятия на работу; пони­жение в должности; отрицатель­ная аттестация; освобождение от должности; неодобрение заявки об отставке или досрочном выходе на пенсию; несоответствие реше­ния об определении или сокраще­нии зарплаты, пособия и страхо­вого пособия установленным пра­вилам (ст. 90).

Важно отметить институцио­нальное закрепление возможности разрешения служебных споров. Ст. 100 предусматривает созда­ние арбитражной системы реше­ния споров по кадровым вопросам.

Бережное отношение к кадрам, находящимся на государственной службе, проявляется в ст. 103: «В случае причинения ущерба доброй репутации госслужащего в связи с ошибочным решением компетент­ного органа этот орган должен принести госслужащему извине­ния, реабилитировать его и лик­видировать последствия; а в слу­чае причинения материального ущерба предоставить компенса­цию».

Литература

1.   Куан Ямин. Критическая биография Конфуция. Пекин, 1985. С.254.

2.   Переломов JI.C. Закон и конфуцианст­во в системе управления современным Китаем (к проблеме «разделения влас­тей») // Профессор Август Мишин. Ма­териалы конференции, посвященной 250-летию Московского университета и 80-летию ученого / Отв. ред. С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм. М., 2005. С.97-98.

3.   Воропилин Е.А. Политическая и право­вая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений / Отв. ред. О.Э.Лейст. М., 2006. С.22.

4.   Переломов Л. С. Конфуций и доктрина разделения властей. Размышления по прочтении книги Петра Баренбойма <<3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера». М., 1996. С.126.

5.   Гудошников JI.M., Пащенко Е.Г. Адми­нистративное право Китайской Народ­ной Республики. // Административное право зарубежных стран. Учебное посо­бие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996, С. 192; Ноздрачев А.Ф. Государствен­ная служба Китайской Народной Рес­публики // Комментарий к Федерально­му закону <0 гражданской службе Рос­сийской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных госу­дарств / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2005. С.505.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:34 пп