Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Вопросы

В нашей рубрике мы стараемся инфор­мировать читателей журнала «Государст­венная служба» о новых нормативных право­вых актах Российской Федерации о государствен­ной службе, а также продолжаем отвечать на ак­туальные вопросы наших читателей. Эти вопросы комментирует начальник департамента по вопро­сам реформирования и развития государственной службы Управления Президента Российской Феде­рации по вопросам государственной службы, док­тор психологических наук, профессор Карпенко Анастасия Степановна.

Указом Президента Российской Фе­дерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профес­сиональном образовании государст­венных гражданских служащих Рос­сийской Федерации» установлено, что до образования федерального го­сударственного органа по управле­нию государственной службой функ­ция по организации исполнения государственного заказа на профес­сиональную переподготовку, повы­шение квалификации и стажировку федеральных государственных граж­данских служащих за пределами тер­ритории Российской Федерации осу­ществляется Администрацией Пре­зидента РФ.

В развитие положений этого Ука­за в начале текущего года выпущено распоряжение Президента Россий­ской Федерации «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государ­ственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008-2010 годах»*.

В соответствии с этим распоряже­нием приоритетные направления до­полнительного профессионального образования федеральных государст­венных гражданских служащих (да­лее — гражданские служащие) за пределами территории Российской Федерации и состав групп граждан­ских служащих, направляемых за ру­беж, утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации.

После утверждения Правитель­ством Российской Федерации госу­дарственного заказа на дополни­тельное профессиональное образова­ние гражданских служащих на со­ответствующий год размещение государственного заказа на дополни­тельное профессиональное образова­ние гражданских служащих в 2008- 2010 годах за пределами террито­рии Российской Федерации будет осуществляться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС). С этой целью академии по­ручено разработать и реализовать с участием российских и иностранных учебных заведений и различных ор­ганизаций образовательные про­граммы, включающие предвари­тельное обучение гражданских слу­жащих перед направлением за ру­беж и их итоговую аттестацию.

* Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 января 2008 г. № 28-РП «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государст­венных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008-2010 годах».

Гражданским служащим, успеш­но освоившим программы дополни­тельного профессионального обра­зования за пределами территории Российской Федерации, РАГС обес­печивает выдачу документа о допол­нительном профессиональном обра­зовании государственного образца.

Анастасия Степановна, в ре­дакцию из Управления госу­дарственной службы и орга­низационной работы администрации Тамбовской области поступила просьба разъяснить, в какой мере следует учитывать положения Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 при установлении соответствующих ква­лификационных требований к стажу государственной гражданской служ­бы для гражданских служащих субъ­ектов Российской Федерации.

— В соответствии с частью 5 ста­тьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государ­ственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» (далее — Феде­ральный закон № 79-ФЗ) квалифи­кационные требования к стажу граж­данской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских слу­жащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для гражданских служащих субъек­та Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 для федеральных граждан­ских служащих установлены квали­фикационные требования к стажу государственной гражданской служ — бы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специ­альности (далее — квалификацион­ные требования к стажу).

Квалификационные требования к стажу для гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются региональным за­конодательством с учетом положе­ний данного Указа. Это положение включено в Указ в целях обеспече­ния единства организационных и правовых основ федеральной госу­дарственной гражданской службы и государственной гражданской служ­бы субъектов Российской Федера­ции и обеспечения взаимосвязи го­сударственной гражданской службы и государственной службы иных ви­дов.

Для достижения указанных це­лей при подготовке соответствую­щих законодательных актов целесо­образно предусматривать квалифи­кационные требования к стажу для гражданских служащих субъектов Российской Федерации на уровне квалификационных требований к стажу для федеральных граждан­ских служащих.

Исходя из анализа региональных законодательных актов можно сде­лать вывод, что в большинстве субъ­ектов Российской Федерации (в том числе и Тамбовской области) квали­фикационные требования к стажу установлены аналогично квалифи­кационным требованиям к стажу для федеральных гражданских слу­жащих.

В отдельных субъектах Россий­ской Федерации с учетом ситуации на региональных рынках труда и анализа кадрового состава граждан­ской службы квалификационные требования к стажу установлены ни­же квалификационных требований к стажу для федеральных граждан­ских служащих. Такой подход не противоречит федеральному законо­дательству о государственной граж­данской службе.

В связи с тем, что на феде­ральном уровне не издан нор­мативный правовой акт, рег­ламентирующий порядок ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих, необходи­мо ли кадровым подразделениям го­сударственных органов вести ре­естр гражданских служащих?

— В соответствии со статьей 43 Федерального закона № 79-ФЗ представителем нанимателя ведется реестр гражданских служащих. Све­дения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр гражданских служащих в государст­венном органе и хранятся на элек­тронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Пунктом 8 Положения о персо­нальных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного де­ла, утвержденного Указом Президен­та Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609, установлено, что ре­естры гражданских служащих фор­мируются и ведутся в федеральном государственном органе и государст­венном органе субъекта Российской Федерации на основе персональных данных гражданских служащих.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 79-ФЗ ведение реестра гражданских слу­жащих в государственном органе яв­ляется одним из направлений кадро­вой работы.

Таким образом, кадровые под­разделения государственных ор­ганов обязаны вести реестры гражданских служащих. При этом ответственность за ведение реестра гражданских служащих в государст­венном органе возложена законода­тельством Российской Федерации о гражданской службе на представи­теля нанимателя, то есть на руково­дителя государственного органа или иное уполномоченное должностное лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации формируется из реест­ров федеральных государственных гражданских служащих в федераль­ных государственных органах и ре­естров государственных граждан­ских служащих субъектов Россий­ской Федерации в порядке, ут­верждаемом указом Президента Российской Федерации.

Анастасия Степановна, разъ­ясните, пожалуйста, каким образом должно быть утверж­дено положение о кадровом подраз­делении, если последнее является структурным подразделением само­стоятельного подразделения феде­рального государственного органа.

— Действительно, в практике встречаются случаи, когда в некото­рых государственных органах под­разделение по вопросам государственной службы и кадров является структурным подразделением само­стоятельного подразделения (депар­тамента или управления) государст­венного органа.

При этом, как пра­вило, положение о подразделении по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем самостоятельного подразделения (к примеру, начальником управления делами) государственного органа.

С учетом характера возложенных на подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров задач и функций положение о нем должно быть ут­верждено руководителем государст­венного органа. Это требование пре­дусмотрено в части 2 статьи 44 Фе­дерального закона № 79-ФЗ. При этом не имеет значения, является ли указанное подразделение самостоя­тельным подразделением государст­венного органа или оно организаци­онно входит в состав самостоятель­ного подразделения государственно­го органа.

Что касается формы утвержде­ния положения о подразделении го­сударственного органа по вопросам государственной службы и кадров, то возможны два варианта: в первом случае — подписание приказа (рас­поряжения) руководителем государ­ственного органа, а во втором случае — утверждение этого положения по­средством проставления грифа «Ут­верждаю» на верхнем поле первого листа документа, личной подписи и должности руководителя государст­венного органа, а также даты подпи­сания документа*.

В редакцию продолжают поступать вопросы, связанные с обеспечением государственных гражданских служа­щих жильем. Читателей, в частнос­ти, волнует вопрос принятия Прави­тельством Российской Федерации постановления о субсидиях на приоб­ретение жилья, а также то, как ре­шается жилищная проблема в других странах. Сегодня на некоторые из этих вопросов ответит главный со­ветник департамента по вопросам координации государственной служ­бы Олег Юрьевич Акимов.

Разработка проекта постановле­ния Правительства Российской Фе­дерации о единовременной субсидии на приобретение жилой площади предусмотрена статьей 53 Феде­рального закона №79-ФЗ. В преды­дущих материалах рубрики уже от­мечалось, что разработка этого по­становления идет весьма непросто (см. № 4(48). Обсуждение про­блемных вопросов и альтернатив­ных подходов к решению этой про­блемы станет предметом рассмотре­ния на МРГ.

Что касается зарубежного опыта решения жилищных проблем граж­дан, нуждающихся в улучшении жи­лищных условий, то наиболее инте­ресным представляется опыт Синга­пура.

Необходимо сразу сделать ого­ворку: специальных программ, на­правленных на обеспечение жилыми помещениями государственных слу­жащих, в Сингапуре не существует, и жилищная проблема решается в отношении всего населения.

Вопросы обеспечения жильем в Сингапуре относятся к компетенции Управления жилищно-коммуналь­ного хозяйства (Housing & Development Board), которое подот­четно Министерству национального развития, осуществляющего свою деятельность с 1960 года.

* Пункты 2.6.14 и 2.7.2.1 Типовой инструкция по делопроизводству в федеральных орга­нах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массо­вых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536 (зарегистриро­ван в Минюсте России 27 января 2006 г. регистрационный № 7418).

За этот период его услугами воспользова­лось более 80 процентов населения Сингапура.

Управление реализует льготный механизм обеспечения населения до­ступным жильем, который основан на следующем: квартиры продаются по фиксированным ценам, и они значительно ниже рыночных; поку­пателю одновременно предоставля­ется целевая субсидия, покрываю­щая значительную часть стоимости квартиры; на всю недостающую часть стоимости квартиры покупа­тель, кроме того, имеет возможность получения долгосрочного ипотечно­го кредита под низкий процент.

Финансовое обеспечение реали­зации такого механизма осуществ­ляется правительством.

Воспользоваться услугами Управ­ления с целью приобретения жилья на льготных условиях могут достиг­шие возраста 21 год семейные граж­дане, совокупный доход которых со­ставляет сумму, не превышающую 8 тыс. сингапурских долларов (при­мерно 5,3 тыс. долларов США) в месяц, не имеющие в собственности другого жилья.

Управлением разработаны и реа­лизуются различные схемы продажи квартир, рассчитанные на все слои населения: для молодых семей, для семей с низким уровнем дохода (ме­нее 4 тыс. сингапурских долларов в месяц), для одиноких граждан (по­сле достижения 35-летнего возрас­та), для пожилых людей, а также для лиц, не имеющих сингапурского гражданства, но постоянно прожи­вающих в Сингапуре.

Цены, по которым Управление предоставляет квартиры, сущест­венно ниже рыночных. К примеру, стандартная пятикомнатная кварти­ра общей площадью 90 кв. метров, рыночная стоимость которой состав­ляет около 250 тыс. долларов США, предлагается приблизительно за 150 тыс. долларов США. Управление са­мостоятельно поддерживает цены на возводимое им жилье, в случае необ­ходимости дефицит покрывается до­тациями правительства.

Размер субсидии, предоставляе­мой гражданам, зависит от разных факторов, главным из которых явля­ется уровень дохода семьи. Применя­емые алгоритмы расчета размера субсидии имеют своим результатом один и тот же показатель: для сред­ней семьи субсидия покрывает 20-30 процентов стоимости квартиры.

В настоящее время размер субси­дии в абсолютных цифрах составля­ет сумму от 5 до 40 тыс. сингапур­ских долларов. При существующей экономической ситуации и ценах на недвижимость в Сингапуре средняя семья может рассчитывать на то, что размер субсидии составит сумму от 30 тыс. сингапурских долларов. По­жилым людям, для которых действу­ют специальные условия програм­мы, субсидия предоставляется в раз­мере до 11 тыс. сингапурских долларов. Лицам, не имеющим син­гапурского гражданства, субсидия не предоставляется, но в отношении них действуют остальные преферен­ции (скидка с цены и привлекатель­ные условия кредитования).

Ипотечные кредиты предоставля­ются правительством на срок до 30 лет по ставке 2,6% годовых. В необ­ходимых случаях кредит может покрывать до 90% стоимости кварти­ры. Условия кредитного соглашения таковы, что каждый платеж в счет возврата кредита не может превы­шать 40% дохода гражданина. Суще­ственным обстоятельством при этом является возможность погашения кредита за счет накоплений в Цент­ральном сберегательном фонде (ана­лог нашего Пенсионного фонда).

Предоставленные Управлением квартиры оформляются в собствен­ность проживающим в них гражда­нам, при этом установлено ограни­чение, в соответствии с которым в течение пяти лет квартиру нельзя продавать и сдавать в аренду. В це­лях выполнения названного условия проводятся соответствующие кон­трольные мероприятия. По истече­нии указанного срока квартира мо­жет быть продана по рыночным це­нам. Эту операцию разрешается по­вторять не более двух раз.

Для лиц, имеющих уровень дохо­дов ниже среднего, действует про­грамма предоставления жилых по­мещений в аренду. В этих целях со­здан специальный фонд, квартиры из которого предоставляются исходя из следующего принципа: одинокий гражданин может рассчитывать на получение в аренду однокомнатной квартиры общей площадью до 35 кв. метров, семье из двух человек предо­ставляется двухкомнатная квартира площадью до 45 кв. метров. Размер арендной платы при этом устанавли­вается фиксированный, значитель­но меньше рыночного (примерно в 10 раз).

Приоритетным способом обеспе­чения населения Сингапура жильем является продажа (а не аренда) квартир; удельный вес арендного жилья, таким образом, снижается.

В настоящее время в результате реализации предлагаемых Управле­нием схем все граждане Республики Сингапур обеспечены жильем. Учи­тывая возросшие в последние годы финансовые возможности населе­ния, государством принято решение о строительстве больших по площади и многокомнатных квартир; одно- и двухкомнатные квартиры уже не строятся. При этом проектируемое Управлением жилье учитывает тра­диционные азиатские ценности — единство семьи и заботу о престаре­лых. Строящиеся квартиры изна­чально предназначены для прожива­ния в них семей, состоящих из не­скольких поколений.

Государственные служащие Син­гапура (общее количество которых составляет около 3% трудоспособно­го населения) имеют высокий уро­вень денежного содержания, обычно превышающий верхнюю планку до­хода, дающего право на приобрете­ние жилья на предлагаемых Управ­лением льготных условиях. Такой уровень денежного содержания поз­воляет государственным служащим приобретать жилье самостоятельно.

Сингапурский опыт обеспечения населения жильем является приме­ром успешной концентрации усилий государства на решении конкретной проблемы и может быть принят во внимание при определении путей решения жилищной проблемы в со­временной России.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:32 пп