Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Координация международного сотрудничества регионов

Использование международного опыта государственного строительст­ва в условиях взаимозависимого мира имеет большое значение для на­шей страны, которая адаптирует государственное устройство к дина­мично изменяющимся политическим и экономическим реалиям, выра­батывает принципы построения сбалансированной внешней и внутрен­ней политики.

 

Ильдар НАСЫРОВ

— кандидат физико-математических наук, заведующий информационно-аналитическим отделом Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан, доцент кафедры международных отношений Академии управления ТИСБИ (г. Казань]

Региональныи уровень трансгра­ничных связей получил широкое распространение к концу XX в. и стал одной из характерных особен­ностей системы международных отношений в XXI в. Расширяюще­еся участие в международных свя­зях субнациональных акторов на­ряду со значительной динамикой глобальных политических, эконо­мических, социальных процессов, вторгающихся практически во все сферы внутренней жизни государ­ства, требуют коррекции государ­ственной политики, адаптации сис­темы управления к новым задачам. На эти проблемы обратил внима­ние один из наиболее авторитетных исследователей проблем федера­лизма Д. Элазар [ 1 ].

Для большинства экономически развитых стран характерны про­цессы децентрализации государст­венного управления. Различные го­сударства на сложных этапах ре­формирования предлагают полити­ческие решения, учитывающие национальную специфику в сочета­нии с принципами международного права и опорой на международную кооперацию [2, 3, 4].

Анализ зарубежной политичес­кой практики необходимо сопос­тавлять с накопленным опытом международного сотрудничества субъектов Российской Федерации, отличающихся разнообразием эко­номических, природно-ресурсных, географических, этнокультурных и иных параметров, но при этом находящихся в едином политико-пра- вовом пространстве.

Особую актуальность для орга­низации работы органов государст­венной власти представляет анализ обширного научного, нормативно­го, фактического и методического материала по вопросам междуна­родного сотрудничества регионов в рамках теории государственного управления.

Модель федеративного государ­ства ориентирована на отражение многообразия общественных инте­ресов и построение конструктивно­го взаимодействия различных уровней власти.

Вместе с  тем ми­ровые тенденции по децентрализа­ции управления приводят к стира­нию граней между федерациями и многосоставными унитарными го­сударствами. Наиболее ярко это проявляется в европейских стра­нах, вовлеченных в масштабные интеграционные процессы. Бель­гия, которую по ряду показателей можно отнести к пионерам децент­рализации [5 ], до сих пор остается королевством, а регионы много­численных унитарных европей­ских государств являются участни­ками трансграничной кооперации [6]. Это служит основанием для выработки обобщенных подходов к решению проблем развития и ко­ординации международного со­трудничества регионов, представ­ляющих страны с различным госу­дарственным устройством.

Планирование и организация работы органов государст­венной власти.

Оптимизация государственного уп­равления невозможна без четкой классификации затрагиваемых об­щественно-политических, эконо­мических и культурных интересов с последующим формулированием целей и задач для органов власти. Для этого следует использовать ие­рархический и функциональный подходы.

Иерархическая классификация интересов участников комплекса внешних связей необходима для установления сфер компетенции органов власти по вопросам меж­дународного сотрудничества и оп­ределения потенциальных партне­ров по реализации целей и задач, соответствующих существующим интересам.

Общенациональный уровень интересов относится к полномочи­ям органов власти государства и требует согласования с ними дея­тельности властных структур ре­гионов, а для достижения целей по реализации интересов глобаль­ного характера необходимо взаи­модействие с зарубежными парт­нерами и международными орга­низациями.

Важное значение для обеспече­ния поддержки и координации международных и внешнеэкономи­ческих связей регионов имеет так­же классификация интересов по областям или направлениям со­трудничества. С точки зрения фор­мулирования перед органами госу­дарственной власти региона целей и задач в области международного сотрудничества, а также соответст­вующих мероприятий по их дости­жению целесообразно вводить со­держательную классификацию по направлениям деятельности ре — гионалъных органов испо лни — гтлъной власти . Речь идет о том, чтобы определять направления со­трудничества, подпадающие под компетенцию того или иного органа исполнительной власти (напри­мер министерства экономики, тор­говли, образования, сельского хо­зяйства и т.д.), который и будет нести ответственность за реализа­цию задач.

Направления деятельности мо­гут относиться к узкой компетен­ции отдельного органа исполнитель­ной власти. Например, проведение при поддержке Министерства куль­туры международных фестивалей и дней культуры зарубежных стран, организация региональным орга­ном власти, курирующим внешнеэ­кономические связи, ярмарок и презентаций товаров и т.д.

Существуют также комплекс­ные задачи, скажем, стимулирова­ние экспорта, которое затрагивает, в частности, вопросы развертыва­ния производства конкурентоспо­собной продукции, ее продвижения на международных рынках, фор­мирования финансовых и иных мер государственной поддержки, относимых к компетенции несколь­ких органов власти, курирующих развитие региональной экономики, торговли и финансов.

Для согласованного развития международного сотрудничества регионов необходимо учитывать совокупность национальных и ре­гиональных интересов, обществен­ное мнение и экспертные оценки, использовать статистический и ма­кроэкономический анализ на осно­ве непосредственного экономичес­кого эффекта и глубинных соци­ально-политических последствий происходящих процессов. Целесо­образно создать специализирован­ное ведомство в структуре регио­нальных органов власти, осуще­ствляющее во взаимодействии с общенациональными институтами координацию всего комплекса внешних связей региона. На это же ведомство следует возложить функции по подготовке согласо­ванных предложений по совершен­ствованию нормативной базы международного сотрудничества. Это необходимо для увязки законо­проектов со всем комплексом внешних связей региона, а также с нормативной базой государства, его международными обязательст­вами, нормами международного права и с международными обяза­тельствами региона.

Кроме того, при планировании развития направлений сотрудни­чества (внешнеэкономического, культурного, гуманитарного, за­щиты окружающей среды и др. [7, 8 ]) определяются приоритеты регионального развития . Выде­ление приоритетных целей и задач необходимо для рационального ис­пользования ресурсов, которые регион может направить на их ре­шение. Следует учитывать не толь­ко финансовые, экономические или природные ресурсы, но и меры организационной поддержки на общенациональном или междуна­родном уровне, наличие в регионе инфраструктуры, необходимой для реализации предлагаемого международного проекта, подго­товленных кадров, общественной поддержки и т.д.

Для планирования и осуществле­ния международной деятельности определяются также географичес­кие направления сотрудничества, соответствующие общенациональ­ным, региональным, экономичес­ким, политическим, культурным и иным интересам.

Регионы, заинтересованные в международной поддержке по разработке природных ресурсов и по­ставках за рубеж сырья и продук­ции с низкой степенью переработ­ки, преимущественно ориентиру­ются на экономически развитые страны, предоставляющие инвес­тиции на развитие добывающей промышленности и одновременно являющиеся рынком сбыта для сы­рьевых товаров. В свою очередь, география экспорта готовой про­дукции зависит от характеристик ее конкурентоспособности, соотно­шения качества и стоимости, нали­чия международной сервисной сети и т.д. Важное значение при опреде­лении географии сотрудничества имеет и характер межгосударст­венных отношений.

Дополнительными факторами в определении направлений между­народных связей являются особен­ности расположения региона, а также этнокультурная специфика, которая ориентирует на укрепле­ние связей с близкими по духу и культуре странами и регионами.

Определение стратегических партнеров по международному со­трудничеству входит в круг вопро­сов планирования деятельности ор­ганов, обеспечивающих координа­цию и поддержку развития внеш­них связей. К стратегическим партнерам могут быть отнесены приграничные регионы соседних стран, крупные транснациональные корпорации или международные организации, задействованные в совместных проектах или обеспечи­вающие реализацию региональных интересов на международной аре­не. Поскольку наибольший удель­ный вес в международном сотруд­ничестве имеют внешнеэкономиче­ские связи, то именно задачи разви­тия региональной экономики во многом определяют выбор страте­гических зарубежных партнеров. Важное значение для построения сотрудничества со стратегическими партнерами имеет выделение об­щих или взаимовыгодных интере­сов, фиксирование достигнутых долгосрочных договоренностей в форме соглашений.

Успех политики регионального развития зависит от корректного определения ее целей, обеспечен­ности адекватными ресурсами и эффективной координации на эта­пе реализации во взаимодействии с национальными и международны­ми институтами.

Координация внешних связей Республики Татарстан.

Более чем пятнадцатилетний опыт государственной поддержки внеш­них связей Республики Татарстан [9] представляет интерес как с точки зрения построения регио­нальной экономики, объективно интегрированной в систему миро­хозяйственных связей, так и вкла­да Татарстана в развитие россий­ского федерализма.

В соответствии с республикан­ской Конституцией Президент Рес­публики Татарстан определяет на­правления внешней деятельности, представляет республику при осу­ществлении международных и внешнеэкономических связей. Ин­струментом реализации конститу­ционных полномочий Президента Татарстана выступает Департамент внешних связей Президента Рес­публики Татарстан, на который, помимо обеспечения международ­ной деятельности президента, воз­ложены функции по координации действий региональных органов ис­полнительной власти при осуществлении международных и внеш­неэкономических связей, опера­тивного руководства деятельнос­тью представительств Татарстана, а также содействие развитию со­трудничества с народами других стран, соотечественниками, про­живающими за рубежом. Департа­мент осуществляет взаимодействие с МИД РФ по вопросам развития международного и внешнеэконо­мического сотрудничества.

Государственный Совет Респуб­лики Татарстан как высший орган законодательной ветви власти уча­ствует в определении направлений внешней деятельности, формирует региональный уровень норматив­но-правовой базы международного сотрудничества, определяет объе­мы бюджетного финансирования международной и внешнеэкономи­ческой деятельности.

Внешнеэкономическая деятель­ность относится к конституцион­ным полномочиям Кабинета мини­стров Республики Татарстан, кото­рые реализуются Министерством промышленности и торговли рес­публики. Республиканские минис­терства, курирующие сельское хо­зяйство, культуру, образование и науку, туризм и спорт, также реа­лизуют целевые программы и про­екты с участием зарубежных парт­неров.

На муниципальном уровне го­родов и районов действуют коми­теты внешнеэкономических свя­зей. Особого внимания заслужива­ет опыт Казани, статус которой на международной арене за последние годы значительно повысился.

Татарстан имеет наиболее раз­витую среди субъектов Российской Федерации сеть из 14 зарубежных представительств различного ста­туса и 10 торговых домов за рубе­жом. Всего же за пределами рес­публики функционируют более 40 торговых домов Татарстана.

Существенную роль в развитии внешнеэкономических связей иг­рает Торгово-промышленная палата республики, главная задача которой в данной сфере — уста­новление прямых контактов та- тарстанских предпринимателей с зарубежными партнерами, обес­печение организационной, кон­сультационной, информационной поддержки реализации междуна­родных проектов.

В республике созданы много­численные совместные предприя­тия, открыты представительства инофирм, осуществляются круп­ные совместные проекты в сфере нефтехимии и машиностроения, развития инфраструктуры торгов­ли и услуг, гостиничного бизнеса. Свои контакты с зарубежными партнерами имеют общественные и некоммерческие организации, образовательные и научные уч­реждения. Среди них необходимо особо выделить Исполком Всемир­ного конгресса татар, осуществля­ющий взаимодействие с татарской диаспорой за рубежом и в регио­нах РФ.

Функции органов государствен­ной власти республики заключа­ются в координации и поддержке деятельности участников внешних связей, содействии развитию но­вых форм международной коопе­рации. На представленной Схеме отражены координационные связи органов, участвующих в разработ­ке и осуществлении международ­ного и внешнеэкономического со­трудничества Республики Татар­стан.

Анализ и обобщение опыта международного сотрудничества регионов различных государств позволяют адаптировать к россий­ской политической практике апро­бированные модели государствен­ного управления и координации интересов разнородных участни­ков внешних связей, формировать благоприятные условия для разви­тия регионов.

Региональная политика России как многонациональной и поли­конфессиональной федерации тре­бует постоянной корректировки с учетом последствий международ­ной интеграции в различных поли­тических, экономических и социо­культурных измерениях, а также комплекса внутренних факторов, определяющих региональное раз­витие.

Литература

1.  Elazar D. Exploring Federalism. Tusca­loosa, 1987.

2. Фарукшин M.X. Сравнительный феде­рализм. Казань, 2003.

3. Спю ляров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. Казань, 1998.

4. Насыров И.Р. Федерализм и политиче­ские механизмы координации взаимо­действия регионов и Центра в области международного сотрудничества // Фе­дерализм. 2005. № 3. (39).

5. Lagasse N. The role of the regions in Belgium foreign relations // Fede­rations. 2002. У.2. N 2.

6. Плопмикова О.В. Международное со­трудничество регионов: концептуаль­ные подходы. Новосибирск, 2005.

7. Насыров И.Р. Международная деятель­ность субъектов на современном этапе // Казанский федералист. 2002. № 3. С.10-31.

8. Насыров И. Р. Международное сотруд­ничество регионов: политика и практи­ка реализации // Вестник КГТУ им. Туполева. 2005. № 4. С.84-89.

9. Акулов Т.Ю., Насыров И.Р. Савель — ев H.JI. Международные и внешнеэко­номические связи Республики Татар­стан (1990-2005 гг.) // Казанский фе­дералист. 2006. №1-2. С. 196-210.

Written by admin

Апрель 7th, 2016 | 2:28 пп