Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Образование в России: точки роста и системные изменения

В 2006 году в России началась реализация приоритетных национальных проектов, в их числе — проект «Образование» (ПНПО), включающий в себя такие направления, как стимулирование инновационного потенциала образовательных учреждений, поддержка лидеров сферы образования, улучшение воспитательной работы в школах, подключение российских школ к сети Интернет, поддержка талантливой молодежи, поставка в общеобразовательные учреждения современного учебного оборудования и школьных автобусов, создание новых университетов и бизнес-школ мирового уровня, расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими. О том, как идет реализация приоритетного национального проекта в сфере образования, в своем интервью журналу «ГС» рассказал министр образования и науки А.А. ФУРСЕНКО.

Андрей Александрович, чем обусловлена необходимость концентрации усилий и средств государства именно в рамках национального проекта? — Когда мы приступили к разработке приоритетных направлений развития образования, необходимость значительных перемен в этой системе ни у кого не вызывала сомнений. За 90-е годы резкое сокращение финансирования образования, фактический уход государства из этой сферы привели к стремительному снижению его качества. Простым наращиванием финансирования в последние несколько лет решить эту проблему не удалось. Для преодоления кризиса возникла необходимость аккумулировать бюджетные и административные ресурсы, направленные на реформирование системы образования. Сразу хочу уточнить: национальный проект не механическое распределение средств, а гораздо более глубокий процесс. Я бы назвал его катализатором системных изменений в сфере образования. Назову важнейшие из них.

Первое. Открытость системы образования перед обществом. Самое активное участие институтов гражданского общества, профессионального сообщества, широких слоев населения в развитии образовательной сферы. Если поначалу были определенные сомнения в проявлении социальной активности людей, то на сегодняшний день очевидно, что общественность вовлечена в процесс модернизации образования.

Второе. Благодаря нацпроекту нам удалось существенно продвинуться в определении критериев — что хорошо и что плохо в системе образования. Эти критерии определялись с участием образовательного сообщества, и сегодня область их применения уже вышла за рамки национального проекта и всей сферы образования. Считаю это принципиально важным моментом, который подчеркивает универсальность проводимых преобразований, что позволяет использовать их в любой другой области жизни общества.

Третье. Удалось опробовать не только новые подходы к организации системы образования, но и к ее финансированию. Это касается, в первую очередь, перехода к нормативно-подушевому финансированию, когда деньги выделяются не по количеству учителей и школ, как было традиционно, а исходя из числа учеников. Кроме того, впервые за последние 20 лет в рамках национального проекта в вопросах, касающихся оплаты труда педагогов, внимание было привлечено к качеству работы учителя, включая и проводимую им воспитательную работу.

Для реализации национального проекта потребовалось выявить так называемые сточки роста»: из средств государственного бюджета стимулируются перспективные инновационные программы, поощряются лучшие учителя, выплачиваются гранты талантливой молодежи. Поощрять необходимо тех, кто может и хочет работать: под-
держку получают наиболее эффективные и успешные образовательные практики. В этом процессе участвуют сегодня все заинтересованные лица: педагоги — учителя и преподаватели вузов, с одной стороны, заказчики — представители экономики, бизнеса, науки, гражданского общества — с другой. Это взаимодействие направлено на развитие качественного образования, оно становится дополнительной основой для профессионального роста всех педагогических коллективов. Еще раз отмечу, что в рамках нацпроекта ставка сделана на лидеров, на тех, кто способен на практике реализовывать системные изменения в образовании.

Важно, что это приносит свои плоды не только в рамках национального проекта. Речь идет об эволюции, о последовательных изменениях, которые начались в образовании сегодня, но были задуманы ранее. Главный позитив нацпроекта в том, что основные предложения и идеи были сконцентрированы и подкреплены соответствующим материальным ресурсом.

Кстати, это касается не только образования: похожие проблемы решаются в наиболее важных для всей страны областях — здравоохранении, жилье, сельском хозяйстве.

Каковы основные направления реализации национального проекта «Образование»?

— Около 900 тыс. классных руководителей по всей стране с 1 января 2006 года получают ежемесячную доплату в размере 1000 рублей, исходя из расчета 25 человек в классе — в городских школах и 14 учеников — в сельских. Ежегодно 10 тыс. лучших учителей, достигших требуемого и признанного обществом уровня педагогической работы, получают материальные поощрения размером в 100 тыс. рублей каждый, а три тысячи лучших школ — дополнительное финансирование в размере 1 млн рублей каждая. В рамках направления «Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» в 2006 году на конкурсной основе гранты общим объемом 5 млрд руб. получили 17 вузов. В 2007 году сумма возрастет до 15 млрд рублей и будут отобраны новые лауреаты. Школы, не имеющие возможности выхода в Интернет, постепенно подключаются к глобальной сети, и к концу 2007 года все российские школы получат доступ в нее. Для сельских школ реализуется программа «школьный автобус». Школы оснащаются необходимым учебным оборудованием: предметными кабинетами, интерактивными досками, другими современными средствами обучения. Каждый год 5350 талантливых молодых людей — победителей и призеров международных и российских олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований — получают премии в размере 30 тыс. и 60 тыс. рублей.

В Красноярске и Ростове-на-Дону формируются национальные университеты, а в Москве и Санкт-Петербурге создаются бизнес-школы для комплексного кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития регионов, подготовки управленческих кадров мирового уровня.

В 2006 году все средства в рамках ПНПО в субъекты Федерации перечислялись полностью и в срок.

Существует ли временная разбивка по ключевым этапам реализации?

— Для поэтапного осуществления национального проекта министерством разработан и утвержден сетевой график его реализации, который учитывает основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2008 года. В нем определены исполнители по каждому мероприятию, а также объемы, механизмы финансирования и контрольные показатели реализации проекта. По ходу реализации проекта в сетевой график вносились коррективы.

Каковы механизмы контроля над расходованием средств и выполнением поставленных задач?

— В целях осуществления контроля за ходом реализации ПНПО Минобрнауки России регулярно направляет оперативную информацию и отчетные материалы в Правительство Российской Федерации, в Администрацию Президента Российской Федерации, первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, в Экспертное управление Президента Российской Федерации.

Хотелось бы подчеркнуть, что наиболее эффективный контроль за выполнением проекта может быть реализован только силами общественных институтов. Именно поэтому специалисты министерства рассказывают о ходе подготовки и реализации направлений ПНПО на специально организованных семинарах, конференциях, других мероприятиях с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти, профессиональной общественности, политических партий, общественной палаты, других гражданских объединений. Эта информация открыта и доступна, она размещается на сайтах Министерства образования и науки и Федерального агентства по образованию.

В процессе реализации ПНПО субъекты Российской Федерации регулярно предоставляют в Рособразование финансовые отчеты и сведения об исполнении регионального сетевого плана.

Андрей Александрович, какая роль отведена регионам в осуществлении намеченных планов?

— Я абсолютно убежден, что изменения в сторону улучшения системы образования в России возможны только в том случае, если в этот процесс включатся все: и регионы, и муниципалитеты. Никакие реформы, никакую схему модернизации сверху в такой чувствительной сфере, как образование, реализовывать невозможно.

За два года я посетил 36 регионов, а с момента начала нацпроекта — больше двух десятков. Могу сказать, что работа там ведется, и достаточно активно. Большинство конкурсных процедур проводят сами субъекты Российской Федерации. Отбор лучших представителей производится своевременно и, как правило, в полном соответствии с установленным порядком.

В 2007 году в рамках ПНПО будет развиваться новое направление — поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, направленные на повышение качества образовательных услуг для населения. В процессе реализации ПНПО мы хотим обобщить и развить эффективный региональный опыт по всем основным направлениям.

Представлю их вкратце:

• изменение механизмов бюджетного финансирования образовательных учреждений, переход на подушевое финансирование;

• изменение системы оплаты труда учителей, рост их доходов, внедрение стимулирующих

принципов оплаты за качество работы;

• развитие региональной системы оценки качества образования (включая введение единого государственного экзамена, внешнюю итоговую аттестацию выпускников ступени основного общего образования, реализацию новых подходов в аттестации образовательных учреждений и учителей);

• развитие региональной образовательной сети, создание условий для обеспечения доступности качественного общего образования независимо от места жительства;

• расширение общественного участия в управлении образованием. На федеральном уровне на конкурсной основе проводится отбор субъектов РФ, которые своими обоснованными, точно рассчитанными проектами смогут доказать независимым экспертам, что дополнительный ресурс, который им требуется, позволит существенно улучшить качество образования. Объем выделяемых средств будет учитывать уровень бюджетной обеспеченности региона и, конечно же, качество регионального проекта.

При конкурсном отборе экспертная комиссия будет оценивать, насколько аргументированы обозначенные регионом обязательства, т.е. способны ли в регионе выполнить все заявленное и добиться соответствующих результатов как по каждому направлению, так и в целом. А общий результат должен выражаться в одном — каждый ребенок будет ходить в школу, где он сможет получить хорошее образование на базовом уровне и при желании выбрать профильное обучение. И при этом будет гарантировано, что образование будет получено у квалифицированного учителя, в отлично оснащенном образовательном пространстве и в комфортных безопасных условиях. Думаю, нет ни одной семьи, которая не хотела бы, чтобы именно в таких условиях и у таких учителей учился их ребенок.

Проявляет ли интерес к участию в реализации национального проекта российское бизнес-сообщество?

— Активность со стороны бизнес-сообщества я бы оценил как возрастающую. Когда мы проводили конкурс инновационных программ высших учебных заведений, то треть конкурсной комиссии составляли представители бизнеса. Причем из крупнейших компаний — таких, как «Русский алюминий», «Газпром», «Базовый элемент», РАО ЕЭС, «Северсталь». Представители бизнеса были в составе экспертных комиссий, и они сыграли важную роль в определении победителей среди инновационных программ вузов.

Сегодня бизнес, в частности РСПП, «Деловая Россия», активно участвует в разработке стандартов для профессионального образования: начального, среднего и высшего. Кроме того, бизнес не только с идеологической точки зрения, но и с материальной участвует в реализации национальных проектов. Например, создается Московская бизнес-школа в Сколково: ни копейки бюджетных денег на этот проект не тратится — все деньги вложил бизнес. В целом ряде регионов компании вкладывают деньги в развитие системы общего образования, в профессиональное образование. Хочу отметить, что одним из критериев определения победителей начинающегося в 2007 году конкурса среди учреждений начального и среднего профессионального образования будет готовность бизнеса выделить деньги на софинансирование конкретных проектов. Уверен, что участие бизнес-сообщества в дальнейшем будет только возрастать.

Какую помощь в этом важном для страны деле оказывает

Совет по реализации приоритетных национальных проектов?

— Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

— это совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Он обеспечивает взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политики.

Совет готовит предложения президенту по разработке приоритетных национальных проектов, рассматривает концептуальные основы, цели и задачи национальных проектов, а также анализирует практику их реализации, оценивая эффективность предпринимаемых мер.

И последнее. Андрей Александрович, если подвести итог сказанному, то как практически отразится успешное осуществление проекта на состоянии системы образования? — Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования в России, а также будет содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

С января 2006 года дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство уже получают около 900 тыс. российских учителей. Впервые классным руководителям оказана значительная государственная поддержка, что стало стимулом для активизации воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием сделает образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Будет реализована многоуровневая система подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности. К работе будут активно привлекаться лучшие учителя и школы, победители конкурса в рамках ПНПО. Их опыт должен стать достоянием всего педагогического сообщества.

Накануне предстоящего вступления России в ВТО, в условиях глобализации рынка труда и выхода все большего числа российских компаний на мировые рынки в России создаются национальные университеты и бизнес — школы качественно нового уровня. В образовательных центрах для военнослужащих можно будет получить диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании. Как видите, вся образовательная сфера получит мощный импульс дня своего качественного развития.

Written by admin

Апрель 4th, 2016 | 3:30 пп