Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Информационные технологии предоставления государственных услуг (в рамках административной реформы)

В административной реформе России многое определяет одно из ключевых понятий нового государственного менеджмента — государственная услуга. Это не совсем привычное для российской управленческой практики словосочетание трактуется как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству «конечный продукт» органов исполнительной власти. При этом одна из задач административной реформы заключается в установлении прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными ресурсами от объема и качества государственных услуг, предоставляемых гражданину, организации или бизнесу.

Владимир МАТЮХИН — руководитель Федерального агентства по информационным технологиям

Концепцией административной реформы предусмотрены: подготовка нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг; создание реестров (перечней) государственных услуг; разработка стандартов государственных услуг и их внедрение; отработка механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий; создание системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.

Для решения перечисленных задач необходимо построить единую функционально-процессную модель формирования и предоставления государственных услуг с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Эта модель может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из четырех уровней. Верхний слой — политический уровень, определяющий стратегию социально-экономического развития страны и приоритетные задачи по ее реализации. На организационно-административном уровне ведется разработка стандартов государственных услуг и административных (в том числе электронных) регламентов. Потребителями и пользователями таких услуг являются физические и юридические члены общества (население, организации и предприятия бизнеса), которые не только пользуются государственными услугами, но и оценивают их объем и качество (нижний уровень ).

Функционирование и взаимодействие всех уровней модели обеспечивает информационно технологическая платформа, структура и базовые технологии которой образуют электронную среду оказания услуг, обладающую определенными свойствами. Одной из задач административной реформы не случайно является внедрение в деятельность органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг технологий электронного взаимодействия с населением и организациями.

Федеральное агентство по информационным технологиям еще в 2004 г. разработало общие принципы построения информационно-технологической инфраструктуры, инвариантные к административным изменениям и изменениям функций системы управления, и определило базовые информационные технологии, реализующие межведомственное электронное
взаимодействие, в том числе с физическими лицами. В 2005-2006 гг. на основе этих принципов начали претворяться в жизнь крупные проекты по созданию национальной системы удостоверяющих центров, федерального информационного центра, национальной системы идентификации.

Организация электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг, по сути, предопределяет переход к юридически значимому электронному документообороту и формированию инфраструктуры доверия с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Наша страна одной из первых приняла Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который ввел понятие «удостоверяющих! центр» и сыграл положительную роль в практическом внедрении ЭЦП. Сегодня в стране около 300 различных удостоверяющих центров, обеспечивающих интересы корпоративных информационных систем. В развитие ведомственных инфраструктур использования ЭЦП вложены колоссальные средства. Корпоративные удостоверяющие центры практически не взаимодействуют между собой, что препятствует созданию единого доверительного и безопасного пространства электронного взаимодействия.

Переход к такому пространству может быть осуществлен двумя путями . Первый (революционный) состоит в разработке единых стандартов взаимодействия и единых требований к аппаратно-программным средствам, что связано с основательной переделкой существующих систем. Второй (эволюционный ) предусматривает разработку внешних к существующим системам интегрирующих контуров, обеспечивающих взаимодействие систем без их изменения.

Мы пошли вторым путем. Была разработана Концепция создания системы удостоверяющих центров, которая прошла апробацию на разных уровнях. Основой такой системы является Федеральный (корневой) удостоверяющий центр (ФУЦ). Он был создан в 2004 г. по заказу Росинформтехнологии, представлен общественности в июне 2005 г. и сертифицирован ФСБ в первом квартале 2006 г. ФУЦ обеспечивает самую высокую в России степень физической защиты и информационной безопасности. В дальнейшем планируется его развитие как территориально-распределенного объекта в катастрофоустойчивом исполнении. Основным предназначением центра является выполнение функций корневого в системе удостоверяющих центров (как основного объединяющего элемента).

Создание ФУЦ жизненно необходимо для взаимодействия ФТС России и ФПС России, что было отражено в совместном обращении этих органов в Правительство Российской Федерации. Кроме того, создание ФУЦ предусматривалось в 2005 г. поручением постоянного Комитета консультативного совета иностранных инвесторов, в котором говорилось, что медленное внедрение технологий электронной цифровой подписи в процессы межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия сдерживает эффективность бизнеса и государственного управления.

Будучи уполномоченным органом исполнительной власти в области использования ЭЦП, Росинформтехнологии приступило к ведению Единого государственного реестра уполномоченных лиц удостоверяющих центров (ЕГР). Сегодня в ЕГР внесены более 68 удостоверяющих центров, оказывающих услуги органам власти, хозяйствующим субъектам, организациям и населению.

Сложились все предпосылки для того, чтобы объединить разрозненные удостоверяющие в единую систему и создать единое доверительное пространство электронного взаимодействия субъектов отношений.

При переходе на электронный документооборот одной ЭЦП для обеспечения доверия недостаточно. Дело в том, что в государственном управлении необходимо гарантировать выполнение установленных процедур принятия решения (учет, запись в журнале, дата протокола и т.д.). Поэтому нужен механизм, удостоверяющий внесение изменений в данные учета или иные документы независимым агентом времени («электронный нотариус»).

Со временем возникают новые прикладные задачи, требующие введения «электронного нотариата». Так, в 2005 г. был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его новаторство заключается в том, что, наряду с обычными бумажными процедурами, впервые появляется возможность реализации процедур государственных закупок в электронном виде. Например, пункт 9 статьи 41 «Порядок проведения аукциона в электронной форме» гласит: «Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети Интернет последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта. В случае если в нескольких предложениях указана одинаковая, более низкая цена контракта, победителем аукциона признается участник аукциона, предложение о цене контракта которого поступило ранее других предложений. Информация об окончании аукциона должна размещаться на таком сайте немедленно».

Для технологического обеспечения данной процедуры потребуется юридически значимая фиксация факта поступления аукционного предложения в определенный момент, что может быть достигнуто с помощью технологии проставления так называемых «электронных меток времени». Подобную фиксацию должно осуществлять независимое от участников аукциона третье доверенное лицо, уполномоченное государством.

Следует отметить, что международная практика также выпита на обеспечение аналогичных сервисов. Более того, компетентные международные органы уже приступили к стандартизации этих процедур в глобальном электронном пространстве. При этом наряду с «метками времени» вводятся и другие сервисы, призванные надежно обеспечить доверительную среду дня критических систем электронного документооборота, которые могут найти применение и в России.

Использование этих технологий и процедур потребует адекватного закрепления как в международном правовом поле для целей трансграничного юридически значимого электронного взаимодействия, так и в рамках национального законодательства. Сегодня уже имеются практические инициативы в области «электронного нотариата», в частности:

• подготовлены соответствующие предложения Международного конгресса промышленников и предпринимателей для реализации в рамках ЕврАзЕС;

• внесен проект Росинформтехнологии для рассмотрения в формате G-8, поддержанный Торгово-промышленной палатой России и ОАО РЖД;

• объявлен конкурс в рамках ФЦП «Электронная Россия» на создание узла международного взаимодействия в сфере электронной цифровой подписи; проведено предварительное тестирование этой технологии с крупнейшим польским удостоверяющим центром UNIZETO. Представляется целесообразным

рассмотреть возможность создания в Интернете, где, как известно, обеспечивается анонимность участников и процессов, юридически значимого информационного обмена и пространства доверия на основе электронного нотариата.

Для интеграции государственных информационных ресурсов, а также для оказания информационных государственных услуг населению и организациям, в том числе реализации технологии «одного окна», создается Федеральный информационный центр (ФИЦ) как система территориально распределенного активного хранилища государственных информационных ресурсов с управляемым доступом.

В настоящее время завершается создание опытного образца компонента ФИЦ федерального уровня и двух компонентов ФИЦ территориального уровня. В 2005 г. в процессе создания Федерального центра были отработаны его основные технологические функции: «одного окна» и «общественной приемной».

Реализуется согласованный проект по созданию системы межведомственного информационного взаимодействия Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службы в процессе государственного кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними, налогообложения граждан и организаций. Завершается создание опытного участка по отработке технологий взаимодействия на примере территориальных подразделений названных федеральных органов в Республике Татарстан.

Одной из основных целей Закона «О персональных данных» является защита прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных. Этот вопрос тесно связан с вопросами идентификации и высокими требованиями по информационной безопасности систем, в которых хранятся и обрабатываются персональные данные.

Предоставление услуг по доступу населения как к своим персональным данным, так и к другим государственным информационным ресурсам требует адресности предоставления запрашиваемой информации, обязательного подтверждения авторства предоставляющего услугу. В настоящее время в России используется множество типов физических носителей для идентификации граждан во всевозможных системах. Это социальные карты (пенсионера, учащегося, студента, горожанина), банковские, транспортные карты, полис медицинского страхования и т.д. Все они создавались по различным технологиям, каждый носитель предназначен для конкретного применения и имеет свои особые функции. Но поскольку показатели информационной безопасности у них в основном низкие, использование этих носителей для идентификации граждан при работе с персональными данными не представляется возможным. Что касается внедряемых электронных паспортов с использованием биометрических признаков гражданина, которые имеют высокую информационную безопасность, то по своим функциям они не предназначены для решения ряда проблем, возникающих при взаимодействии государства с гражданами и организациями (предоставление социальных услуг, льгот, электронная торговля, электронный документооборот и др.).

Ясно, что необходимы единые идентификационные элементы на всю страну, имеющие высокую безопасность и большую функциональность. Однако это дело чрезвычайно дорогостоящее, поэтому уместно учитывать положительный опыт создания хорошо зарекомендовавших себя в регионах социальных карт, используемых для предоставления социальных льгот, проезда па транспорте и в платежных системах. Такие идентификационные элементы можно было бы применять для взаимодействия граждан с налоговыми, таможенными органами, при предоставлении услуг в здравоохранении, информировании о накопительной части пенсии, как водительские права и т.д. При этом, если не вводить единые идентификационные элементы, граждане для получения различных услуг должны быть обладателями не одного идентификатора-карты, а множества карт с различными функциональными приложениями.

Создание региональных систем социальных карт требует значительных финансовых ресурсов, особенно на этапе запуска. Многие регионы изыскивают необходимые средства в основном с помощью банковского сообщества. При этом банки эмитируют платежные приложения, основанные на различных международных и российских платежных системах. Кроме того, в основе региональных систем часто лежат различные технологические платформы. На практике все это приводит к тому, что граждане, имеющие социальные карты в одном регионе, не могут использовать их в другом.

После объявления в конце 2005 г. решения Сберегательного банка РФ о создании Российской межбанковской платежной системы появилась реальная перспектива привлечь российское банковское сообщество к реализации на основе единых идентификационных элементов интегрированной информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению. Она может служить основой национальной системы идентификации.

Дальнейшее развитие распределенных систем удостоверяющих центров, федерального информационного центра и системы идентификации видится в практическом осуществлении частно-государственного партнерства. Суть такого партнерства состоит в том, что государство создает федеральные центры на бюджетные средства, а регионы и коммерческие структуры вкладывают свои средства в реализацию структур своего уровня. Такой подход позволит исключить факты коррупции, образовать виртуально-единые пространства памяти, доверия и идентификации и обеспечить предоставление качественных услуг населению и организациям со стороны соответствующих ведомств.

В заключение подчеркнем, что результаты работ, проведенных по инициативе Росинформтехнологии в 2004-2006 гг., полностью подтвердили правильность выбора основных принципов и базовых технологий, которые использовались при формировании информационно-технологической инфраструктуры «электронного государства» и легли в основу новой редакции ФЦП «Электронной России». Росинформтехнологии готово рассмотреть все предложения по сформулированным задачам от всех заинтересованных ведомств,региональных и муниципальных органов власти.

Written by admin

Апрель 4th, 2016 | 3:29 пп