Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Механизмы адаптации в социальной инноватике государственного управления

Вследствие все возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости индивидуумов, групп, организаций, институтов и обществ внешняя среда продолжает расширяться, становясь более сложной и менее предсказуемой, или, иными словами, — более турбулентной. Единственный вид равновесия, которого может достичь в турбулентной среде находящийся в ней предмет, — динамическое равновесие, подобное равновесию морского судна во время шторма.

Игорь БАЖИН

— доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики государственного и муниципального управления ИПК Волго-Вятской академии государственной службы
Адаптация к быстрым изменениям предполагает частые и решительные трансформации того, что мы делаем, и того, как мы это делаем.

Интеграция России в мировое сообщество делает актуальной проблему инновационного развития социума и личности, адекватно отражающей стремительные социальные изменения.

На современной стадии развития общества культура — это не только системная совокупность материальных и духовных ценностей, но и социально выработанный способ ведения деятельности . В таком широком понимании культура пронизывает все сферы макросреды, охватывая экономический, политический, социальный, технологический, экологический и институциональный сегменты.

Инновационный процесс обобщенно можно представить как последовательность следующих этапов преобразования сигнала социальной реальности (проблемы) в конкретный социально значимый результат [ 1 ]:

• выявление проблемы и постановка цели с определением количественных критериев достижения результата;

• сбор всесторонней информации, выявление ограничений и условий эффективного решения;

• разработка альтернатив решений и выбор оптимального решения;

• организация выполнения принятого решения;

• контроль выполнения решения в соответствии с критериями достижения результата. Представленная модель управленческого решения исчерпывающе синтезирует процесс инновационного управления.

Таким образом, в современных условиях все большую значимость приобретает особый вид управления — управление изменениями Эта инновационная деятельность структурно содержит системную совокупность компонентов, представленную на Рисунке 1 [2]. Именно эта совокупность составляет содержание социальной инноватики как управленческой деятельности. Вместе с тем традиционная практика управления, включая и государственное управление, ни структурно, ни содержательно не соответствует описанной совокупности.

При оценке инновационной деятельности системы управления используют понятия «функция» и «эффективность».

Большие возможности в исследовании инновационного управления открывает кибернетика как наука об управлении сложными динамическими системами, о законах структурной организации и функционирования систем управления любой материальной природы и степени сложности, имеющая своей целью анализ, синтез и оптимизацию таких систем.

С позиций кибернетики структуру представляется в виде [3, 4] (Рисунок 2). Здесь х характеризует вход, определяющий цель функционирования системы управления S.

Управляющая система (субъект управления) Sy вырабатывает сигналы управления (систему команд) ш, направленные на управление объектом управления — системой S. На систему S оказывают влияние возмущающие воздействия со. Для того чтобы сигналы управления т, вырабатываемые управляющим устройством на основании обработки информации х, могли изменять управляющие воздействия Z, необходимы органы, изменяющие управляющие воздействия в соответствии с сигналами управления — исполнительные органы (исполнительная система) S„. Результаты работы системы у по каналу обратной связи поступают на вход Sy, анализируются и используются для выработки последующих управляющих воздействий.

Следовательно, система управления, состоящая из объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и исполнительных органов (исполнительной системы), — это организованная динамическая система с обратной связью, в которой реализуются причинно-следственные связи с помощью каналов управления и обратной связи.

Описанная система управления является реактивной, устраняющей рассогласование между сигналом социальной реальности (проблемой, генерируемой внешней средой) и существующим состоянием объекта управления. С этих позиций сложность поведения подобной системы аналогична ело ясности сигнала внешней среды. Учитывая высокий динамизм современных процессов, происходящих во внешней среде, постоянно нарастающую скорость изменений социальной реальности, а также относительно невысокие скорости сигналов управления в бюрократических системах управления, можно понять, что современное государственное управление становится все менее эффективным. Такое управление не успевает адекватно реагировать на сигналы инновационной социальной реальности и нередко приводит к масштабным социальным экспериментам, способным вызывать разрушительные по следствия в социуме.

Иными словами, существующая реактивная система государственного управления практически лишена адаптационных механизмов и поэтому не способна адекватно реагировать на динамичные процессы во внешней среде. Известно, что адаптация как отклик на изменение (стимул), способное реально или потенциально уменьшить эффективность поведения системы, бывает двух типов. Первый — пассивная адаптация, когда система изменяет свое поведение для повышения эффективности деятельности в изменяющихся условиях. Второй — активная адаптация, предполагающая воздействие системы на внешнюю среду с тем, чтобы системное поведение стало более эффективным. В современном государственном управлении практически полностью отсутствует второй тип адаптации и очень слабо выражен первый.

Используя синергетический подход, можно оценить структурное состояние системы управления, ее способность к изменениям и адаптационные механизмы. Определяющую роль при этом играет соотношение в системе разнообразия элементов (неопределенности) и информации, структурирующей систему.

Здесь необходимо отметить дуалистический характер информации, циркулирующей в системе. С одной стороны, информация является отражением свойств входящих в нее элементов — это совокупность «портретных» характеристик разнородных элементов, образующих систему. Назовем ее элементной информацией . Она непосредственно связана с уровнем разнообразия, наблюдаемого в системе, и может свидетельствовать о вероятности тех или иных путей развития последней. Такая информация с позиций разнообразия отражает степень непредсказуемости, неопределенности системы и соответствует уровню ее (системы) энтропии.

С другой стороны, информация является структурным компонентом системы, характеризующим межэлементные связи и тем самым обеспечивающим целостность системы. Поскольку целостность является фундаментальным свойством системы, отражающим примат связей в ней над свойствами входящих в нее элементов, именно информация, обеспечивающая связи (структурная информация), выделяет систему как целостное образование и является мерой определенности (предсказуемости) се поведения.

Таким образом, истинное состояние системы существенно зависит от соотношения этих двух составляющих: если преобладает элементная информация, то система более склонна к хаосу, к диссипации, к распаду. Если «побеждает» структурная информация, то в значительной мере система определенна, предсказуема и, добавим, управляема. Как отмечает лауреат Нобелевской премии Илья Приго-жин: «Между устойчивостью, обеспечиваемой связью, и неустойчивостью из-за флуктуаций имеется конкуренция. От исхода этой конкуренции зависит порог устойчивости» [5].

В исследованиях по проблемам синергетики описаны стадии перехода системы от состояния предельного хаоса и максимальной энтропии до состояния жесткой детерминации и нулевой энтропии [2, 6]. Такой переход представлен в виде витка спирали (Рисунок 3), исходной точкой которого («X») является состояние хаоса и максимальной энтропии, когда количество структурной информации равно нулю. Конечная точка («Д») — состояние жесткой детерминации и максимального количества структурной информации. Путь из точки «X» к точке «Д» — по сути есть процесс накопления структурной информации, когда наращиваются межэлементные связи и появляется избыточная структурная информация, соответствующая жестким (детерминированным) связям между элементами.

В деятельности системы эти связи по существу не имеют непосредственного отношения к преследуемой цели, но не позволяют системе использовать любой способ для достижения цели. Для социальной системы такие связи ориентируют ее на выбор способа, наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном обществе.

Опираясь на метод Парето, оптимальным соотношением детерминации и свободы (энтропии) можно считать показатель 80% / 20% (позиция «О»). После преодоления этой точки система быстро теряет свои адаптивные свойства и входит в состояние полной детерминации, при котором она может существовать только в строго стабильных условиях. В случае их изменения происходит ее разрушение и скачкообразный переход в состояние хаоса (из <<Д» в <<Х>>). Это характерно, например, для тоталитарных общественных систем. В отличие от них адаптивно развивающийся социум, достигнув оптимального соотношения, имеет возможность перейти на следующий иерархический уровень развития, начать формировать между элементами прежнего уровня новые информационные связи.

Проходящая в нашей стране реформа государственного и муниципального управления обнаруживает тенденции смещения центра тяжести управления в сторону исполнительной власти, ее примата перед властью представительной. Такого рода акцент противоречит основам управления, где в норме именно представительная власть должна устанавливать образцы инновационных изменений, а исполнительной власти (нанятым на работу профессионалам) отводится важная роль наилучшим образом исполнять волю общества, выраженную в решениях представительной (законодательной) власти. Кроме того, подобная тенденция содержит в себе опасность нарушения оптимального соотношения элементной информации, отражаемой в противоборстве взглядов, мнений, суждений представителей законодательной власти, и структурной информации, определяемой нормативными документами, процедурами, правилами действий исполнительной власти. Критическое накопление в системе управления структурной информации приводит к потере ею адаптационных механизмов, в результате чего она достаточно быстро может попасть с, точку бифуркации, где процессы глубокой трансформации непредсказуемы. Эти обстоятельства, на наш взгляд, необходимо учитывать в развитии вертикали исполнительной власти государственного управления.

Для получения эффективных механизмов адаптации системе управления, кроме информации о существующем состоянии всех процессов, требуется еще и информация о тенденциях развития отраслевого ландшафта, макросреды, общества в целом. Более того, современная система управления должна иметь возможность воздействовать на внешнюю среду, изменять ее сообразно поставленным целям. Традиционная следящая кибернетическая система управления таких возможностей не имеет.

Для удовлетворения потребности иметь информацию о будущем (и, более того, управлять им) системе управления, кроме информации из событийного пространства, требуются информационные образы, лежащие за пределами событийного пространства, информационные образы будущего состояния внешней среды на всех уровнях и информационный образ (проект) будущего состояния самой организационной структуры. Имея такие информационные образы, система управления должна путем разработки соответствующего управленческого решения превратить эту информацию в действия, чтобы совместить (а точнее, максимально сблизить) информационные образы с событийным пространством, с реализованным состоянием системы.

Отсюда следует, что сама система управления должна преобразоваться так, чтобы соответствовать целям и задачам социальной инно-ватики, должна превратиться из следящей в предвидящую систему, т.е. в систему, сложность поведения которой превосходит сложность внешних целенаправленных воздействий . Этот наш постулат с определенностью приводит к необходимости соответствующей трансформации традиционной кибернетической системы управления, к необходимости дополнить ее связями и контурами управления, функционально предназначенными для сканирования и видоизменения будущего.

Предлагаем представить структуру такой синергической (генерирующей эффекты синергии) системы управления в виде традиционной кибернетической системы с присоединенными к ней следующими связями и блоками [2 ] (Рисунок 4):

• каналы футурсвязей , обеспечивающие синергическую систему управления S информацией об изменяющихся параметрах внешней среды S|;

• блоки-анализаторы , трансформирующие эти данные (f) в информационные образы g тенденций развития внешних процессов;

• инъекционные каналы , призванные передавать во внешнюю среду целенаправленную информацию J (инъекции) для требуемого изменения внешней среды. Каналы футурсвязей представляют собой своего рода «информационные щупы», с помощью которых сканируется внешняя среда.

Функционирование блока анализатора базируется на методах прогнозирования, моделях временных трендов, методах трансформации. Построенные в результате деятельности блока-анализатора информационные образы g поступают (наряду с оперативной «тривиальной» информацией х) в субъект управления синергической системы управления, где используются для генерирования сигналов управления в рамках разрабатываемого управленческого решения.

Созданная управляющей системой стратегия преобразований в дальнейшем реализуется не только в виде сигналов управления т, трансформируемых затем в управляющие воздействия Z в пределах внутренних связей системы управления S, но и в виде инъекционной информации J, направленной во внешнюю среду S  и предназначенной для изменения последней. Примером такой инъекционной информации может быть реклама о будущих товарах, пока находящихся в разработке. Такая инъекционная «вакцинация» потребительского рынка способна еще до появления товара подготовить потенциальных покупателей к позитивному восприятию повой продукции, изменив тем самым внешнюю среду желаемым для синергической системы управления образом. Максимальных успехов в подобной «вакцинации» в существующих социальных системах добиваются сегодня политики, активно генерируя информационные образы будущего в периоды предвыборной борьбы.

Такой подход в социальной инноватике несет в себе мощный потенциал, позволяющий органам государственного управления в условиях ограниченных ресурсов избегать социального напряжения и обеспечивать успешное внедрение социальных проектов реформирования общества. В частности, применение такого механизма позволило бы при внедрении пресловутой «монетизации льгот» осуществить этот проект успешно, без протестов общества.

В отличие от существующих механизмов государственного управления предлагаемая нами структура системы управления обладает механизмами адаптации обоих типов: пассивным и активным. При этом пассивная адаптация реализуется по каналам футурсвязей с использованием блоков-анализаторов, что позволяет системе управления адаптироваться путем собственных изменений. Активная адаптация осуществляется с помощью инъекционных каналов, дающих возможность осознанно производить необходимые изменения внешней среды.

Очевидно, что синергическая система структурно существенно более сложна, чем традиционная следящая кибернетическая система управления. Такое увеличение разнообразия на уровне управляющей системы приводит к уменьшению разнообразия на периферии системы управления. Приведенная на Рисунке 4 структура управления снижает разнообразие внешней среды, частично превращая ее за счет информационных «щупов» в периферию синергической системы управления, снижая тем самым неопределенность, хаос внешней среды и увеличивая ее предсказуемость.

Блоки-анализаторы в синергической системе управления могут быть организационно оформлены в виде специальных структурных подразделений, а могут вводиться в состав структуры управляющей системы в виде соответствующих функциональных элементов.

Инъекционная информация может генерироваться как непосредственно управляющей системой (как это показано на Рисунке 4), так и создаваться специальными структурными подразделениями, аналогичными, например, маркетинговой службе. При этом следует иметь в виду, что такое подразделение с точки зрения внешнего наблюдателя как будто не принимает непосредственного участия в производственном процессе (как это делают маркетологи, продвигая произведенную продукцию на рынок), но тем не менее результаты деятельности таких служб имеют принципиальное значение для формирования будущего, для подготовки внешней среды к обеспечению успешного функционирования системы управления. Эта деятельность несет высокий уровень креатива и требует специалистов, имеющих инергетические мировоззренческие установки. Государство, рискнувшее понести затраты на поиск или подготовку таких специалистов, безусловно, способно осуществить прорыв в будущее.

Литература

1. Бажин И.И. Разработка управленческих решений: компакт-учебник. Харьков. 2003.

2. Бажин II.И. Управление изменениями: компакт-учебник. Харьков, 2003.

3. Бажин И.И. Экономическая кибернетика: компакт учебник. Харьков, 2003.

4. Бажин И.И. , Сысоев В.В. Проектно-логистическое управление ресурсным обеспечением: Монография. Н. Новгород, 2005.

5. Пригожин II., Стнгерс П. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001.

6. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М., 2001.

Written by admin

Апрель 4th, 2016 | 3:28 пп