Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Перспективная модель управления развитием сферы услуг ЖКХ

Научно-практические аспекты управления сферой услуг ЖКХ — не только актуальны, но, как показывает практика, и дискуссионны, о чем свидетельствует и опубликованная в предыдущем номере журнала статья, посвященная данной проблеме.

В настоящем номере «ГС» публикует вторую из серии статей, подготовленных авторами по этой теме.

Владимир ДУРНЕВ

— доктор физико-математических наук, депутат Госдумы Томской области, президент Ассоциации управляющих компаний жилищным фондом Томской области

Владимир ЛОПАСОВ

— доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института оптики атмосферы СО РАН (Томск)

 

В странах с развитыми рыночными отношениями только 2-5% жилищного фонда являются муниципальным, остальной фонд находится в руках собственников индивидуальных жилищ и домовладельцев. Это обстоятельство позволяет муниципалитетам строить прозрачную позицию защиты интересов граждан, подчиняя ее принципу трех начал: политика местных властей; требования потребителей услуг; дисциплина частного рынка услуг.

В России муниципалитеты являются монополистами жилищного фонда (до 30% жилья находится в их собственности), что усугубляет финансово-имущественные отношения между властью, обществом и бизнесом. Поэтому построение модели 2.2 (перспективной [1]) развития сферы услуг ЖКХ должно подчиняться принципу следую -щих прех начал : консенсус интересов власти, общества и бизнеса; требования потребителей услуг; дисциплина частного рынка услуг.

Правила построения данной модели имеет право определить субъект РФ своим специальным законом, поскольку Жилищный кодекс РФ напоминает (п. 1 ст. 5), что, согласно Конституции (п. 1, ст. 72), «жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субфедерации». Более того, п. 2 ст. 5 разъясняет, что «жилищное законодательство состоит из настоящего Ж К РФ и… принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

Основа и правила построения перспективной модели.

Четвертое правило — приоритет в управлении каналом движения финансов имеет тот, кто оплачивает счет за услугу из своего кармана.

Поскольку муниципалитет имеет взаимоисключающие интересы относительно жилищного фонда, значимость муниципалитета в части регулирования финансового потока должна быть ниже, чем у потребителя услуг. Поэтому УО должны сначала конкурировать в борьбе за каждого потребителя услуг, предлагая ему лучшее соотношение качества, количества и цены услуг. Получив вотум доверия потребителей и статус УО-Управляющего, УО приобретает исключительное право на публичный договор управления в своей номинации жилищного фонда с его владельцем: муниципалитетом (государством, домовладельцем, сообществом).

Муниципалитет (государство, домовладелец) как собственник жилья заключает с УО-Управляющим публичный договор управления, предъявляя свои (предварительно сформированные и опубликованные в СМИ) финансово имущественные требования в части содержания жилищного фонда и санитарно-технического состояния придомовой территории.

Прямая финансовая зависимость УО и УО-Управляющего от потребителей услуг позволяет последним осознанно направлять финансовые потоки, например на утепление здания или на оплату заявленного производителем количества тепловой энергии. Тем самым они сохраняют свою независимость от муниципалитета, если тот не заинтересован в снижении производства тепловой энергии, а необходимость снижения тепловой энергии доказана УО.

В настоящее время муниципалитет заинтересован в сохранении существующей практики муниципального заказа, согласно которой в Расчетно-кассовом центре — РКЦ «расщепляются» платежи за жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги, минуя УО, т.е. населению навязывают величину тепловой энергии. Поскольку результат конкуренции между УО за управление жилищным фондом находится под контролем чиновника, нетрудно предсказать, что муниципалитет — собственник жилищного фонда — легко «защитит» интересы поставщика тепловой энергии в ущерб интересам потребителей. Потребители должны будут оплачивать все возрастающие издержки услуг, а УО окажется бессильной выполнить свою главную функцию: предоставить качественные услуги по доступной цене, сохранив свою рентабельность. Аналогичная ситуация с поставкой горячей и холодной воды.

Алгоритм запуска механизма развития конкурентной среды.

Лгите правило — очередность заключения трех публичных договоров. Это правило развивает конкурентную среду и механизм «спрос и предложение» в сфере услуг ЖКХ.

1. Публичный договор услуги между УО и потребителем (нанимателем или собственником жилья) заключается по схеме: потребитель услуг.

Понятно, что заключить договор услуги с потребителем сможет та УО, которая предложит потребителю (а не власти и не домовладельцу) наилучшее соотношение качества, количества и цены услуг, а также защиту его интересов в суде. У рядового потребителя мало шансов защитить свои интересы в суде от произвола власти и производителя услуг без участия дорогостоящего юриста. У 65-75% россиян таких средств нет.

В этом случае финансовый поток в сфере услуг на территории муниципалитета будет двигаться по схеме, представленной на Рисунке. Потребитель оплачивает услуги по единой счет-квитанции в банке, с которым работает его УО, и получает субсидии, компенсации льгот и дотации на свой ПС С-ЖКХ в том же банке.

УО без статуса Управляющего выполняет работы в рамках договора услуги с потребителями и ежегодно отчитывается перед ними за результаты работы и потраченные средства. УО-Управляющий имеет исключительное право на договор управления в своей номинации с собственником жилищного фонда для получения муниципального (государственного, частного) заказа.

2. Публичный договор подряда между УО (УО-Управляющим) и производителем услуг (в том числе коммунальных) заключается в интересах и при согласии потребителя (наниматель и собственник жилья, домовладелец и др.).

3. Публичный договор управления между УО-Управляющим и собственником жилищного фонда.

Таким образом, механизм развития конкурентной среды в сфере услуг ЖКХ заромсдаешя в момент заключения договора у слуги, в момент заключения договора подряда и стабилизируется в момент заключении договора управления.

В этой ситуации УО-Управляющий, получив казначейский (частный) заказ, будет экономически заинтересован содержать вверенный ему жилищный фонд, внутридомовые коммунальные сети и территорию в хорошем санитарно-техническом и функциональном состоянии. Иначе УО без статуса Управляющего, отлично обслуживая жилье определенной части потребителей, при следующем заключении договора услуги (через 3 года или раньше, если договор услуги с УО Управляющим расторгнут через суд) займет его место и, соответственно, получит статус УО-Управляющего и муниципальный (государственный, частный) заказ. Удержаться УО-Управляющему на рынке услуг поможет только безупречная репутация у потребителей услуг, а не у власти.
Последовательность заключения трех договоров запускает также режим оперативного контроля состояния сферы услуг со стороны муниципального департамента недвижимости и субфедерального департамента ЖКХ, госжилинспекции и прокуратуры, а также со стороны общества и СМИ. Контролируются:

• результаты взаимодействия участников сферы услуг независимо от формы собственности жилищного фонда;

• результаты размещения муниципального (государственного, частного) заказа и реализации государственной жилищной политики на местах;

• экономический порядок на предприятиях отрасли без вмешательства в их финансово-хозяйственную деятельность;

• расходование средств на сферу услуг ЖКХ и социальную защиту граждан с низким уровнем дохода.

Закон и нормы управления развитием сферы услуг ЖКХ.

Закон субъекта РФ «Об управлении и ….» должен также закрепить: Л. Нормы стоимостного подхода к формированию цены услуг, учитывающие рост разницы между продажной ценой услуг и их себестоимостью за счет снижения затрат, а также экономическую мотивацию предприятий ЖКХ зарабатывать на снижении затрат. В этом случае существующие системы управления ЖКХ, «привязанные» к механизму «затраты плюс прибыль», вынуждены работать в рыночных условиях по нормам стоимостного подхода и механизма «спрос и предложение».

Written by admin

Апрель 4th, 2016 | 3:27 пп