Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Становление коммуникативного лидера: лингвопрагматический аспект

Риторика сегодня уже мало кем из практиков и теоретиков риториче­ских технологий оценивается как «украшательство» речи. Человек, ис­кушенный в тонкостях риторической технологии, — это прежде всего высокий профессионал, коммуникативный лидер, в совершенстве вла­деющий речью, речь для него — гарант успеха.

 

Татьяна ЧЕРКАШИНА — кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления г. Москвы

 

Управлять людьми — значит, влиять словом. Сегодня этот тезис ни у кого не вызывает возраже­ний. Современный менеджмент, как свидетельствует мировая практика, — это очеловеченная си­стема управления. Когда говорят «менеджмент», то имеют в виду и людей — носителей профессио­нального и личностного опыта ра­боты в системе «человек-человек». Классический Оксфордский сло­варь английского языка толкует слово «менеджмент» как способ, манеру общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и т.д. Основное лек­сическое значение слова лидер — «тот, кто идет первым». «Новей­ший философский словарь» рас­ширяет это значение — «лидерство выступает как один из базовых ме­ханизмов дифференциации соци­альной деятельности и предпола­гает достижение особого (лидиру­ющего) положения определенным лицом… или определенной частью группы… по отношению к осталь­ным членам группы (класса)» [ 1 ]. Из сказанного можно сделать вы­вод: управление сосредоточено на работе с людьми и предполагает, согласно требованиям времени и устойчивым тенденциям развития современного менеджмента, гума­нистический подход к выработке адекватных социокультурным ус­ловиям технологий делового взаи­модействия.

Успешный менеджер всегда ли­дер, но кого можно назвать лиде­ром в системе управления? Если следовать определению, данному в философском словаре, можно ска­зать, что менеджер-лидер стремит­ся самореализоваться, «выделить­ся» из группы себе подобных, за­нять достойную нишу на рынке труда.

При этом важно понимать, что полноценно реализоваться спе­циалист, для которого умение гово­рить является центральным эле­ментом имиджа, может только в речи, потому что это предмет и про­дукт управленческого труда. Так что ответ на вопрос, чему в первую очередь нужно учить менеджера, напрашивается сам собой: студен­та-экономиста нужно учить рито­рической технологии управления.

Востребованность коммуника­тивной подготовки в контексте ре­ализации приоритетных нацио­нальных проектов очевидна, она обусловлена прежде всего осозна­нием значимости речевой состав­ляющей в формировании личнос­ти, способной и нацеленной на са­мореализацию и самовыражение. Как известно, в Государственных образовательных стандартах выс­шего профессионального образо­вания (ГОС ВПО) с 2000 г. вве­ден курс «Русский язык и культура речи», однако указанная дисцип­лина лишь в какой-то мере ориен­тирована на приобщение студента к коммуникативной культуре, но, к сожалению, не благодаря, а во­преки стандартному содержанию курса, в котором есть только сла­бый намек на риторизацию. Изу­чение культуры речи призвано вы­работать ортологическую правиль­ность речи, однако «Культура ре­чи» не учит технологии говорения, технологии создания текста, пра­вилам вербального и невербально­го общения, а также технологии эффективного речевого поведе­ния. То же можно сказать о заяв­ленном в программе подготовки специалиста-менеджера курсе ри­торики. Не секрет, что в основном студентам предлагается познако­миться с историей риторики, а это далеко не то же самое, что практи­ческая риторика. «Лежащий на поверхности» социальный заказ общества быстро уловили и стали «успешно» выполнять появившие­ся на действующем образователь­ном поле новые игроки. Их актив­ность на пути создания альтерна­тивной системы подготовки и пе­реподготовки кадров в принципе легко объяснима: система управ­ления, госслужба, бизнес нужда­ются в новых кадрах, рыночной экономике требуются менеджеры, способные решать абсолютно но­вые, выходящие на иной уровень управленческие задачи.

Карди­нальным образом изменилась ком­муникативная парадигма в целом: возросла роль устной речи, значи­тельно увеличился ее удельный вес в общении, так что поиск иннова­ционных технологий в современ­ном образовательном дискурсе — это не дань моде, это действитель­но ответ на требования времени.

К сожалению, несоответствие между существующей системой высшего профессионального обра­зования и реальной практикой преподавания, обусловленное раз­рывом между фундаментальнос­тью знаний и прагматическими потребностями студентов, привело к «расцвету» всевозможных ком­мерческих бизнес-школ, кратко­срочных курсов бизнес-риторики, тренинговых центров, которые к новации в образовательном дис­курсе имеют отношение лишь в той степени, в какой предприни­матели от «науки» сумели вовремя увидеть существующую брешь в системе профессиональной пере­подготовки кадров и поспешили заполнить ее не всегда качествен­ным предложением на рынке об­разовательных услуг. Интернет буквально «завален» сайтами (500 сайтов или 2597 страниц) с пред­ложениями научить красноречию быстро, но дорого: средняя стои­мость обучения в двухдневном тренинге составляет 12 ООО руб. с человека. Группа из 12-15 уча­щихся платит тренеру, часто не имеющему не только высшего фи­лологического образования, но и высшего образования вообще, 114-180 тыс. руб. и при этом ве­рит, что произойдет чудо и через два дня, «поиграв» под руководст­вом тренера и повысив его матери­альное благополучие, овладеет профессиональными коммуника­тивными навыками. Масштабы распространенности тренинговых центров красноречиво свидетель­ствуют о потребности управленче­ских кадров, недоученных в свое время в высших учебных заведе­ниях, в получении умений и навы­ков, определяющих их речевую подготовку. Все сказанное, конеч­но, новацией не назовешь. Это скорее своеобразный «чес» на рын­ке образовательных услуг [2].

Инновационные поиски россий­ского образования выражаются, в частности, в призывах отказаться от такой системы презентации учебной информации и взаимодей­ствия субъектов образовательного процесса, которая детерминирует одностороннюю монологичность и, как следствие, — пассивность уча­щегося. К чему это может привес­ти, известно: студенты, окончив­шие вуз с красным дипломом, зача­стую не способны справляться с поставленными задачами в ситуа­ции неопределенности.

Современный образовательный дискурс, как нам представляется, должен учитывать лингвопрагматическую модель обучения, или древний как мир диалогический метод Сократа. Собственно, имен­но этот метод можно по праву счи­тать первой методологией разви­вающего обучения, которую выс­шей школе предстоит реанимиро­вать и освоить. Именно Сократ обладал способностью благодаря мастерству диалога привести дру­гих к истине. Так что лозунг «Впе­ред, к Сократу!» вполне правоме­рен для современного образова­тельного дискурса, имея в виду не­обходимость не просто дать студенту определенный набор зна­ний, умений и навыков, но и спо­собствовать развитию лидерских качеств специалиста-управленца.

Если исходить из понимания риторики как одного из направле­ний лингвистического знания, в центре внимания которого средст­ва и способы оптимизации обще­ния с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов, можно без труда определить цель риторизации дисциплины «Рус­ский язык и культура речи»: при­вить навыки анализа устного и письменного текстов, научить оп­ределять структуру текста, выде­лять задачу и сверхзадачу (что хо­тел сказать автор и что сказал не­намеренно), находить тезис и ар­гументы, дифференцировать их по степени значимости, влиятельности, авторитетности, видеть нрав­ственную позицию автора и т.п. Это во-первых. Во-вторых, нужно помочь в данном случае студенту- экономисту научиться создавать непротиворечивый, влиятельный текст разных жанров в соответст­вии с потребностями практическо­го менеджмента, например речь- представление, речь-консульта­ция, речь-мнение, речь на презен­тации, поздравительная речь, речь-возражение и т.д. В-третьих, будущий специалист в области уп­равления должен получить пред­ставление о риторической ситуа­ции как конкретной ситуации по­тенциального (предполагаемого) или реального взаимодействия (общения) автора и аудитории на заявленную автором или согласо­ванную с участниками тему. По­мимо словесных сигналов человек, получивший право на речь и осо­знавший, что он способен влиять и не может не влиять на аудиторию, всем языком своего тела (экстра­лингвистический фактор ритори­ческой технологии) «сигналит» ей о себе.

В связи с этим важно так­же выработать у студентов навыки самопрезентации, потому что ни у кого не бывает второго шанса про­извести первое впечатление, из которого, собственно, и складыва­ется имидж лидера.

Нельзя стать лидером в области менеджмента по приказу. Если у человека не сформированы навы­ки и умения рационального рече­вого поведения, что особенно ак­туально в пространстве современ­ного управленческого дискурса, он вряд ли станет лидером демокра­тического типа. Наличие развитых речевых умений у менеджеров разного уровня поможет осуще­ствлению эффективного профес­сионального общения на основе диалога концепций, взглядов, убеждений и неизбежно приведет к перестройке коммуникативных технологий от воздействия к взаи­модействию, от авторитарного декларирования своей позиции к пониманию множественности идей и равноправности субъектов деятельности, от непонимания к взаимопониманию, от монолога к диалогу. В связи с потребностью вести конструктивный диалог менеджер как коммуникативный лидер обязан выбирать оптималь­ные способы преподнесения со­зданного им текста с учетом запро­сов и возможностей аудитории. Одним словом, в процессе созда­ния риторического, т.е. влиятель­ного текста, нельзя не учитывать отношения субъектов общения. Рассмотрим схему, предложенную С.А. Минеевой, в которой нагляд­но представлены возможные сце­нарии развития взаимоотношений инициатора общения (автора тек­ста) и аудитории [3]:

Как видно из схемы, могут быть три типа отношений автора и ау­дитории: 1) <-» противостояние; 2) —» воздействие, передача ин­формации, автор — субъект, но ау­дитория — объект (авторитарный монолог; 3) обе стороны — рав­ноправные субъекты (конструк­тивный диалог). Относительно чего отношения инициатора обще­ния (автора) и аудитории равно­правны? Прежде всего относи­тельно содержания предъявленной информации. Конечно, инициато­ром общения выступает автор тек­ста, но, претендуя на лидирующую роль, он все же планирует свое влияние на аудиторию, и если он неукоснительно следует важному правилу риторики — «говори не ему, а с ним», то не только соблю­дает один из эффективных при­емов адресации, но видит в адре­сате равноправного партнера по речевой деятельности. Речь — это совместный труд по созданию но­вого знания как минимум двух ин­дивидуумов, потому что нельзя считать речью текст, созданный по абстрактному поводу для несуще­ствующей аудитории. В процессе реального общения, основанного на принципах равноправного диа­лога, аудитория тем не менее «рас­слаивается», в ней реально могут выделиться разные группы: откро­венные «бузотеры», «грымзы», «ворчуны», «глухари», «стеклянная вата», «глухая стена» [3] и т.д.

В диалог с автором осознанно всту­пает лишь та часть слушателей, которая способна и желает актив­но откликнуться на тезис автора. Аудитория влияет на автора своим поведением и отношением, что от­ражено схематично стрелками Адресат-лидер, осмысливая содер­жание сказанного, либо разделя­ет, дополняет точку зрения автора, либо выражает сомнение, непони­мание, неприятие, но все это на уровне диалогических отношений, о чем на схеме свидетельствуют объемные стрелки-фигуры.

Еще раз подчеркнем, что рече­вая деятельность — это прежде всего деятельность текстовая, так как именно текст объединяет все элементы языка. Как всякое взаи­модействие, речевое взаимодейст­вие рефлексивно. Научить студен­тов грамотно оценивать успех и неуспех речи — еще одна немало­важная задача подготовки менед­жера в качестве коммуникативно­го лидера.

Итак, обязательным признаком становления менеджера в качестве коммуникативного лидера являет­ся его ориентация на диалоговый стиль общения: в диалоге всегда присутствуют, как минимум, два мнения и инициатор, организатор диалога. Координатор взаимодей­ствия может стать речевым лиде­ром, если он сумеет создать непро­тиворечивый, влиятельный текст, сможет убедить в правоте своей точки зрения, воодушевит своей идеей аудиторию и убедит ее в том, что эта идея заслуживает внима­ния и должна быть реализована. Лидер должен владеть навыками речевого воздействия на аудито­рию, т.е. ему необходимо научить­ся говорить так, чтобы сказать все, что задумал, как надо, а не так, как получилось. Как правило, ли­дер опирается на традицию, на имеющийся опыт, он ориентиро­ван на получение стабильных ре­зультатов своей деятельности и при этом осознает, что управленческий дискурс при всей разности индиви­дуальных потенциалов, личностно- профессиональных установок всех его участников не должен напоми­нать поле битвы. Обеспечить диа­лог, т.е. найти способы равноправ­ного и заинтересованного взаимо­действия и способствовать разви­тию «субъектности по отношению к собственной деятельности» [3] — вот задача менеджера как комму­никативного лидера.

Умению говорить, или оратор­скому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентиро­ваться в общении на партнера по общению. У греков «небывалый культ слова» возник еще в VI·-У вв. до н.э. Этот «культ» способствовал тому, что на его основе выросла богатейшая культура слова, кото­рая служила целям воспитания всесторонне развитой, обществен­но активной и гуманистически ориентированной личности. Об­щепризнано, что говорит не чело­век, говорит личность. Человек не может быть красноречив вообще, как невозможно научиться хорошо говорить «по случаю». Опыт XX столетия показал, что «эффектив­ное движение вперед испытали те страны, которые занимались рито­рическим просвещением» [4], за­мечает председатель Российской ассоциации исследователей препо­давателей и учителей риторики В.И. Аннушкин. С этим утверж­дением невозможно не согласить­ся: слово, как известно, есть дело, и если менеджер не умеет убеди­тельно выстроить свое речевое по­ведение — значит, он плохо выпол­няет свои профессиональные обя­занности. Взятый современной высшей школой курс на гуманиза­цию и гуманитаризацию образова­ния, безусловно, предполагает вы­сокую коммуникативную компе­тентность: знать что-либо и пере­дать с помощью слова свое знание другим — не одно и то же, поэтому, усиливая лингвопрагматическую составляющую профессиональной подготовки менеджера, мы тем са­мым развиваем общие интеллекту­альные способности человека, формируя в нем задатки лидера.

Литература

1. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополи. Ми., 2001.

2.   Черкашина Т. Т. Современный образова­тельный дискурс: новация или деформа­ция? // Материалы международного форума русистов «Русский язык и рус­ская культура. Разнообразие теорий и практик». Washington, D.C. 20036, October2007,(ISSN#0036-0252), www.actrorg and www.amerikan-counils.org, rtj@aktr.org.

3.   Минеева С. А. Проблемы и трудности риторизации // Риторика диалога в ста­новлении научно-гуманистической сис­темы образования: проблемы исследо­вания и преподавания. Материалы XI научно-практической конференции. 10-11 ноября 2002 года. / Под ред. С.А. Минеевой. Пермь, 2002.

4.   Аннушкин В. А. Современное риторичес­кое образование: российские научные школы и практика преподавания // Роль риторики и культуры речи в реали­зации приоритетных национальных проектов: Материалы докладов участ­ников XII Международной научной кон­ференции по риторике (Москва, 29-31 января 2008 г.) / Под ред. М.Р. Саввовой, Ю.В. Щербининой. М., 2008.

Written by admin

Апрель 4th, 2016 | 3:24 пп