Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Развитие института парламентаризма в Республике Калмыкия

Баина АДУЧИЕВА — аспирантка кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципаль­ной службы

Современное конституционное право придает огромное значение вопросам парламентаризма. Важность этих вопро­сов не вызывает сомнений, хотя теория здесь в определенной степени отстает от практики. Парламентаризм — многоликое явление, имеющее в различных государ­ствах свои особенности. На его форми­рование оказывают влияние целый ряд факторов: соотношение социальных сил в обществе, уровень культуры [прежде всего правовой), традиции страны, зару­бежный опыт и т.д.

Особенности парламентаризма зави­сят также от формы правления в госу­дарстве.

Разные авторы по-разному толкуют понятие «парламентаризм)). Одни оцени­вают его «как систему организации и функционирования верховной власти, ха­рактеризующуюся разделением законо­дательных и исполнительных функций при привилегированном положении пар­ламента)) [1]. Данное определение пред­полагает ведущее положение выборного законодательного органа в системе госу­дарственной власти и управления. Дру­гие считают, что парламентаризм — «это система правления, характеризующаяся четким распределением законодатель­ной и исполнительной функций при фор­мальном верховенстве представительно­го законодательного органа — парламен­та по отношению к другим органам госу­дарственной власти)) [2] (формальное верховенство предполагает формирова­ ние парламентом правительства и ответ­ственность правительства перед парла­ментом). Третьи утверждают, что парла­ментаризм — «это режим обязательной полной солидарности между правитель­ством и органом или органами, которые признаются авторитетными выразителя­ми народного мнения)) [3].

Мы рассматриваем парламентаризм как систему организации и функциониро­вания верховной государственной влас­ти, разделяющую законодательные и ис­полнительные функции при привилегиро­ванном положении парламента. Совре­менный парламент — общегосударствен­ный представительный орган, одна из ос­новных функций которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Появление законодательной власти в России было подготовлено всем ходом ее истории. Для этого потребовались и древнерусское вече, и земские соборы, и важнейшие реформы второй половины XIX в. Свой вклад в развитие демократи­ческих традиций внесло земское, город­ское, университетское и даже сословное самоуправление. С принятием в 1993 г. новой Конституции в России сложилась смешанная форма правления, которую можно охарактеризовать как сильную, даже жесткую президентскую форму. Для России более подходит концепция рационализированного парламентариз­ма. Она строится на определенном огра­ничении власти парламента и на усиле­нии исполнительной власти.

Республика Калмыкия стала одним из первых субъектов Федерации, всту­пивших на путь укрепления российского государства. В сложной экономической и политической ситуации нужна была сильная, авторитетная власть, способ­ная вывести республику из тяжелейшего кризиса, обеспечить переход к новой си­стеме хозяйствования, результативно проводить политику радикальных ре­форм во всех сферах жизни. В апреле 1993 г. большинство избирателей под­держало кандидатуру молодого предпри­нимателя К. Илюмжинова на пост Пре­зидента Республики Калмыкия.

В соответствии с Законом от 30 ап­реля 1993 г. № 637-IX «О внесении из­менений и дополнений в Конституцию Ре­спублики Калмыкия — Хальмг Тангч» и Конституционным законом «О законода­тельной власти Республики Калмыкия — Хальмг Тангч» на внеочередной, двад­цать первой сессии девятого созыва 30 апреля 1993 г. был образован Парла­мент Республики Калмыкия — Хальмг Тангч. Были упразднены Советы народ­ных депутатов, вместо Верховного Сове­та республики узаконивался новый выс­ший орган государственной власти — пар­ламент. Верховный Совет республики, в который входили 130 народных депута­тов, впервые в истории России сформи­ровал принципиально новый орган зако­нодательный власти субъекта — профес­сиональный парламент, состоящий из 25 депутатов. Так было положено начало ре­альному парламентаризму в Калмыкии.

Согласно ст. 92 Конституции Калмы­кии вновь сформированный парламент осу­ществлял свою деятельность до принятия нового Основного закона республики. Вре­менный парламент просуществовал 18 ме­сяцев. Главными принципами его деятель­ности были: разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, глас­ность, учет общественного мнения и ответ­ственность за принятые решения. Именно временный парламент заложил основы правовой базы проведения реформ.

Среди первых законов, принятых Вре­менным парламентом, можно назвать следующие: «О Народном Хурале (Парла­менте) Республики Калмыкия», «О выбо­рах депутатов Народного Хурала (Парла­мента] Республики Калмыкия первого со­зыва», «Q6 органах исполнительной влас­ти в районах и городе Элисте». Историче­ским событием в жизни республики и ее многонационального народа стало приня­тие 5 апреля 1994 г. Конституционным собранием Основного закона Республики Калмыкия — Степного Уложения, в кото­ром подчеркивалась решимость сохра­нить государственное единство РФ. Это положило начало процессу правового оформления демократических преобра­зований в республике.

В реалиях того политического момен­та, в условиях «парада» суверенитетов бывших союзных республик Калмыкия сделала своевременный и политически верный шаг, давший импульс к правовым реформам. После опубликования проек­та Основного закона в подготовительную комиссию поступило свыше 80 предло­жений и замечаний. Наименование «Степное Уложение» понималось как дань уважения национальным традици­ям, достижениям калмыцкого народа, у которого в XIII в. были своя государст­венность, свое право, свои законы.

Несмотря на трудности, связанные с преобразованием всей системы экономи­ческих и политических отношений, мож­но с уверенностью говорить об обосно­ванности стратегических задач, о пра­вильности выбора путей реформирова­ния государственной и политической си­стемы. Парламентариям Калмыкии при­шлось работать на стыке двух эпох. И они сумели не только найти свое место в политическом процессе, но и сыграть су­щественную роль в становлении новой законодательной власти на региональ­ном уровне.

Во многих проводимых реформах Кал­мыкия значительно опережала Россий­скую Федерацию в целом. Более того, в государственном переустройстве она явилась своеобразным маяком последу­ющих перемен в России.

Руководствуясь п. 13 ст. 28 Степно­го Уложения и Законом PK — Хальмг Тангч «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия)), президент рес­публики своим Указом назначил выборы депутатов Народного хурала на 16 октя­бря 1994 г.

Постоянно действующий представи­тельный и законодательный орган Кал­мыкии — Народный хурал [Парламент) Ре­спублики Калмыкия является однопалат­ным парламентом, он формируется пу­тем всеобщего прямого, равного и тай­ного голосования по одномандатным и многомандатным округам.

Правом быть избранными в Народный хурал обладали граждане республики, достигшие 21-летнего возраста, посто­янно проживающие в Калмыкии не ме­нее пяти лет до выборов, внесшие изби­рательный залог в стократном размере минимальной заработной платы. Внесен­ный залог возвращался кандидату в слу­чае, если он набирал на выборах не ме­нее 5% голосов избирателей, включен­ных в списки по соответствующему изби­рательному округу. Одной из особеннос­тей тех выборов стало то, что никакая политическая партия, никакое движение не воспользовались правом выдвигать депутатов в парламент республики. По одномандатным избирательным округам кандидатуры были выдвинуты либо груп­пами избирателей, либо способом само­выдвижения. Кандидатами в депутаты Народного хурала первого созыва были выдвинуты 48 человек на 27 мандатов. В день голосования в списках бюллете­ней значился 41 кандидат. По результа­там голосования были избраны 26 депу­татов, один депутат был доизбран уже в 1996 г.

Народный хурал Республики Калмы­кия первого созыва состоял из 27 депу­татов, избираемых на четыре года. 18 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, а 9 депутатов были избраны по республиканскому мно­гомандатному избирательному округу. При подведении итогов применялась ма­жоритарная избирательная система аб­солютного большинства. Законом рес­публики «О статусе депутатов Народного хурала (Парламента) Республики Калмы­кия)) от 27 декабря 1994 г. устанавли­валась обязанность депутата регулярно отчитываться перед избирателями, при­нимать меры по обеспечению прав, сво­бод и законных интересов избирателей, рассматривать поступившие от них пред­ложения, заявления и жалобы и способ­ствовать правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопро­сов.

Состав депутатов первого созыва, из­бранных по президентскому списку, был неоднороден по национальному составу: калмыки составили 70%; русские — 18,5%; корейцы — 3,7%; татары — 3,7%; даргинцы — 3,7%). Высшее образование имели 24 депутата, из них 2 профессора и 1 кандидат наук. Четверо депутатов первого созыва ранее избирались депу­татами законодательного органа преды­дущих созывов [4].

Стоит отметить, что все депутаты, кроме председателя и его заместителя, работали на непостоянной основе. Для эффективной работы парламента были созданы четыре постоянные комиссии: мандатная, по вопросам законодательст­ва и законности; бюджетная; по налого­вой политике и финансам; по социаль­ным вопросам. В основе деятельности комиссий лежал принцип распределения труда. Депутаты входили в состав комис­сии в соответствии с деловыми качества­ми, специальными познаниями, личной склонностью.

Поиск новых форм по широкому во­влечению граждан для участия в управ­лении государством был выражен приня­тием 10 августа 1995 г. Закона «О За­конодательном Собрании Республики Калмыкия)). Речь идет о законодательном органе республики, который созы­вался в соответствии со ст. 44 Степно­го Уложения для разрешения следующих вопросов: рассмотрения предложений о пересмотре положений и статей Степно­го Уложения; принятия решения о пре­кращении действия Основного закона и проведении республиканского референ­дума о принятии нового Основного зако­на. Законодательное собрание формиро­валось в количестве 1Ü9 членов на срок полномочий Народного хурала из числа граждан республики, достигших 21-лет- него возраста и обладающих правом уча­стия в выборах. В состав Законодатель­ного собрания входили 27 депутатов На­родного хурала; 52 представителя от районов республики (по четыре от каж­дого), избранных районными ассоциация­ми органов местного самоуправления; 10 представителей от города Элисты, из­бранных представительными органами местного самоуправления; 20 представи­телей общественных объединений, дви­жений и партий, деятелей науки, культу­ры и образования, почетных граждан Калмыкии, делегируемых президентом республики, с учетом предложений обще­ственных объединений, партий и движе­ний. В заседаниях Законодательного со­брания принимают участие президент ре­спублики, вице-президент, обязательно участие председателей Верховного суда и Арбитражного суда.

14 августа 1995 г. Законодательное собрание приняло постановление, предо­ставляющее право президенту образо­вать правительство, которое в своей де­ятельности было подотчетно ему. Кроме того, срок полномочий президента рес­публики продлевался с пяти лет до семи лет.

В январе 1999 г. Законодательное собрание прекратило свое существова­ние. Считается, что формирование ново­го органа государственной власти рес­публики также дало положительный им­пульс в развитии парламентаризма в Калмыкии.

Литература

1. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

2. Энциклопедический юридический сло­варь. М., 1997.

3. Котляревский С. Сущность парламен­таризма. СПб., 1994. С.58.

4. Буринова Л.Д. Становление парламен­таризма в Республике Калмыкия. Элис­та, 2000. С.27.

Written by admin

Апрель 4th, 2016 | 3:23 пп