Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Мозговой штурм


Мозговой штурм (мозговая атака, атака умов):

—       метод коллективного генерирования идей по специально разработанной схеме (шесть этапов)

Цель метода: — добиться максимального количества предложений по обсуждаемой проблеме в процессе разработки и принятия решений

Первый этап. Формирование рабочей группы. Обычно 8-15 человек образуют группу «генераторов» и 3-4 человека – группу аналитиков.

Второй этап. Составление проблемной записки. Группой анализа формируется общая задача, затем она разбивается на максимальное число конкретных подзадач. При этом могут использоваться специальные перечни контрольных вопросов. В подготовку входит также подбор фактического материала (текстового, табличного, графического).

Третий этап. Генерирование идей. Каждый эксперт высказывает свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Порядок выступлений регламентируется сценарием заседания. Поощряется комбинирование и развитие высказанных идей. Длительность третьего этапа – 35-45 минут. Обсуждение ведется в быстром темпе. Все идеи фиксируются (магнитофон или стенографирование).

Четвертый этап. Систематизация идей. Осуществляется группой анализа. Аналитики не принимают участия в поиске предложений (идей); задача этой группы – прием высказанных идей, их классификация и увязка.

Пятый этап. Оценка идей на практическую реализуемость. Выполняется группой аналитиков, выступающих как эксперты.

Шестой этап. Систематизация замечаний и рекомендаций, высказанных аналитиками. На этом этапе составляется таблица замечаний экспертов и список практически приемлемых идей.

Обязательные правила проведения совещаний типа «мозговой штурм»

¨     Не объявлять ложной и не прекращать обсуждение ни одной из идей, высказанных участниками.

¨     Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность либо осуществимость кажется в данное время сомнительной; необходимо ориентироваться на количество, а не на качество предложений.

¨     Оказывать одинаковую поддержку всем участникам совещания, независимо от их служебного положения, звания, опыта работы.

¨     Запрещаются: критика, негативные замечания, реплики.

¨     Доказательства в пользу высказываемых идей не требуются.

Written by admin

Октябрь 28th, 2011 | 12:06 пп