Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Возможность обретения  бессмертия

Однако, у В.Соловьева эрос выступает, во-первых, как возможность обретения  бессмертия,  во-вторых,   как  посредник  между  относительным миром и миром абсолютным и, в-третьих, как творческая, практическая сила.В. Соловьев сам указывал на недостаток платоновского эроса, имея ввиду, то, что  он практически  не  может быть реализован  из-за своей созерцательности и сугубой теоретичности. Он пишет: «Платонов эрос… не соединил неба с землею и преисподнею, не построил между ними никакого действительного моста, и равнодушно упорхнул с пустыми руками в мир идеальных   умозрений».’   Для   В. Соловьева   эрос   должен   обладать   не теоретически-созерцательным,    а    практическим    характером,    связан    с конечной задачей истории, поэтому он и ставит задачу роста любви как системного качества, равного всеединству.

Впрочем, проблема эроса и у Платона, и у В. Соловьева вписывается в проблему духовного. У Платона эрос — духовный (от тел и душ любовь переходит   в   пространство   духа).   Духовное   выступает   объединяющим моментом всеединства В. Соловьева. В своем учении о любви В. Соловьев как   бы   хочет   «досказать   речь   Диотимы   из   «Пира»   и   доказать,   что совершенная     половая     человеческая    любовь    способна    восстановить целостность мира и человека и ввести человечество в бессмертие. Это и есть основа соловьевского учения о любви. Он убежден, что любовь еще никогда        не была реализована по-настоящему. А если суметь справиться с этой           задачей, то можно реализовать основную свою задачу — установления Царства Божия на земле.

Как В. Соловьев пытается решить эту задачу? В статье «Любовь», помещенной в словаре Брокгауза и Эфрона он определяет любовь как «влечение одушевленного существа к другому для соединения   с   ним  и   взаимного   восполнения  жизни».    Из   обоюдности отношений он выделяет три вида любви, это: любовь нисходящая, которая больше дает, чем получает. Это любовь родительская, основана на жалости, сострадании, заботе о младших, о слабых. Второй вид — любовь восходящая, которая больше получает, чем дает. Это любовь детей к родителям, основанная на чувстве благодарности. И третий вид — любовь половая, в которой то и другое уравновешено. Эта любовь остается наисильнейшим выражением самоутверждения и самоотрицания, в ней достигается вся полнота жизненной взаимности.

В. Соловьев подчеркивает, что все три вида любви имеют место уже в царстве животном. В человеческом мире они проявляются в новом, постоянно углубляющемся звучании. Любовь нисходящая становится основанием образования государственности. Любовь восходящая становится корнем всего религиозного развития человечества, она рождает представления о духовных ценностях. Половая любовь, по В. Соловьеву, становится символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.1

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:51 пп