Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Основание общечеловеческой жизни

Любовь в соловьевской системе всеединства играет ведущую роль, выполняя связывающую функцию всех ее сторон, элементов. Она выступает своего рода духовно-чувственной аурой, синтезирующей и реализующей основные идеи всеединства — об Абсолюте, Софийности, андрогинизме, Богочеловечестве, свободе и космизме. Хотя, в то же время и сама идея всеединства является универсальным принципом (методом) любовного философствования великого русского мыслителя.

Таким образом, с одной стороны, любовь у В. Соловьева выдвинута в число основных философских категорий, и основное внимание уделено ее онтологическому обоснованию. В своем учении философ хотел показать любовь как основание общечеловеческой жизни. Любовь у него — всеохватывающий процесс, не знающий остановки. В образе эроса его любовь устремлена в прекрасную бесконечность, к Абсолюту, преображая, одухотворяя человеческое существо. Любовь, по В. Соловьеву, — основа, на которой должно быть построено все социальное бытие человека, основа всей нравственной жизни, призванная сформировать этический и эстетический образ сущего. Е. Трубецкой об этом писал: «Любовь каждого существа — во времени это его жизненное стремление, а сверх времени она — его смысл и цель».1 Здесь просматривается диалектическое развитие идей, положений о любви Платона, западноевропейских философов, органически связанных с русской культурой, оригинально переосмысленных В. Соловьевым.

С другой стороны, философия любви В. Соловьева основана на концепциях, разработанных в христианстве. Это понимание любви как сущности Божьей, начиная с того, что любовь — дар Божий, и заканчивая христианской формулой, что «Бог есть любовь». Эта формула получает у В. Соловьева новое звучание: Бог сочувствует своему творению, любит человека, значит и человек достоин этой любви.

Анализ философии любви В. Соловьева позволяет выделить два основных подхода (пути) в исследовании проблемы любви, а также выделить основные черты человеческой любви по В. Соловьеву.

Первый — философско-антропологический путь раскрытия проблемы любви. Здесь необходимо выделить такие основные черты как: любовь есть благо человеческой жизни, она носит не родовой, а индивидуальный характер, любовь — средство утверждения и возвышения индивидуальности в человеке — с одной стороны, с другой стороны — полное изживание эгоизма, то есть она заставляет признать за другим истинное значение, которое до любви было только в нас, половая любовь сохраняет равенство между любящим и любимым, она есть творческий процесс самосовершенствования, средство одухотворения, преображения человека, основа, на которой должно

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:50 пп