Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Благодаря телесности любовь личностна

Конечным результатом Богочеловеческого дела любви должно стать такое преображение природы человека, при котором произойдет соединение его духовно-телесного облика. Выступая за цельность человеческой индивидуальности в любви, В. Соловьев не отрицал естественной природы человека. Ои писал, что понятие о плотском нельзя смешивать с понятием о телесном. Тело есть «храм духа», плоть есть «возбужденная животность». Однако саму человеческую личность он представляет как органическое единство душевного и телесного, духовного и плотского. В. Соловьев снимает христианское противопоставление духа и плоти, он одухотворяет плоть. Говоря о телесности, он чаще всего имеет в виду не человеческую плоть, а идеальную человеческую телесность, ставшую совершенной благодаря Богочеловеческому делу любви.

Говоря об идее телесно-духовного единства в творчестве В. Соловьева можно выделить два момента.

Первый: именно благодаря телесности любовь личностна, индивидуальна, так как без телесности не может быть личности. В отличие от Платона, который утверждал, что эрос в своем высшем проявлении есть жажда соединения с бестелесным миром идей, В. Соловьев писал, что «в высшем человеке эрос действует, творит, рождает, а не мыслит и созерцает только. Значит и здесь его прямой предмет не умопостигаемые идеи, а полная телесная жизнь».1

Второй: половая любовь выступает как средство одухотворения, преображения человека. Бесплотный дух — это ангел, а мы любим человека, его индивидуальность. Ангел не нуждается в просветлении, одухотворении, в этом нуждается человек, преображаться может только человеческая плоть. В. Соловьев писал об этом так: «Мнимо духовная любовь есть явление не только ненормальное, но и совершенно бесцельное, ибо то отделение духовного от чувственного, к которому она стремится, и без того наилучшим образом совершается смертью».1 И далее он продолжает: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение».2 В антиномии между физической и духовной сторонами любви побеждает духовная. Преображение человека возможно через любовь между мужчиной и женщиной, освященной Божественной благодатью Небесного Эроса.

Следует выделить две тенденции в построении философских идей о любви в творчестве В. Соловьева.

Первая основана на идее целостной личности. Целостность личности трактуется в концепции всей философии всеединства (от андрогинизма -учения о Богочеловечестве, учения о Софии, до идеи об Абсолютном как всеединстве) как процесс соборного преображения человечества. Содержание и смысл любви В. Соловьев видит в индивидуально-интимных личностных отношениях между мужчиной и женщиной, пронизанных высокой духовностью. Решение проблемы любви в его философии тесно связано с диалектикой духа, свободы, космоса, «Абсолюта». Космизм в философии В. Соловьева выступает в стремлении объединить человека и Вселенную, возвысить мир и Космос. Вторая рассматривает любовь как Богочеловеческое дело. Главной функцией любви как силы является преображение человека в Богочеловека и его единение в Богочеловечество.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:49 пп