Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Системный подход в управлении здраво­охранением региона

Антон МЕРКУЛОВ — аспирант кафедры экономики Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

В 2002 году, когда принималась програм­ма социально-экономического развития страны, одна из приоритетных задач за­ключалась в выравнивании социальных показателей, в частности показателей, здоровья населения регионов. Были раз­работаны соответствующие методики фи­нансирования системы здравоохранения, учитывающие экономические, экологичес­кие, демографические и другие парамет­ры развития тех или иных регионов. При этом они имели возможность разработать собственную методику, корректирующую федеральные нормативы. В настоящее время ситуация осложняется новыми про­блемами, возникающими в ходе реализа­ции федеральных программ, призванных улучшить здоровье нации.

На наш взгляд, простое разделение задач на региональные и федеральные не отвечает требованиям системного подхо­да к управлению. Объектом управления здравоохранением на уровне региона должно быть его население (а не отрасль здравоохранения), поэтому крайне важно брать в расчет все составляющие внеш­ней среды с учетом управленческого воз­действия.

Как предмет воздействия объекта уп­равления «здоровье)) в системе регио­нального здравоохранения разделяется на общественное и индивидуальное. По определению Всемирной организации здравоохранения (BQ3), «здоровье — это состояние полного физического, психиче­ского и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефек­тов)) [1, с. 17]. При этом рассматриваются различные факторы, воздействующие на состояние индивидуального здоровья, в том числе субъективные, определяемые поведением индивида, его образом жиз­ни. Так, по мнению авторов книги «Эконо­мические проблемы здравоохранения)), индивидуальный уровень здоровья зави­сит от «…генетического фонда, стадии жизненного цикла, реактивных способно­стей организма и степени его активнос­ти…)) [1, с.20]

Существует ряд классификаций фак­торов, влияющих на состояние здоровья населения: субъективные и объективные, отраслевые и региональные, индивидуаль­ные и социальные, экономические и не­экономические. Мы предлагаем класси­фикацию факторов в зависимости от уровня управления, а также от принад­лежности к отрасли здравоохранения.

Предложена матрица, ячейки которой соответствуют одному из сочетаний вышеназванных признаков.

Отраслевые факторы условно обозна­чены в данной классификации как непо­средственно влияющие на состояние здо­ровья населения, точнее, на качество ус­транения последствий воздействия неот­раслевых факторов. Таким образом, уп­равление системой здравоохранения включает в себя не только медицинские услуги, но и воздействие на систему фак­торов немедицинского происхождения.

Уровни управленческого воздействия условно можно разделить на региональ­ный, уровень хозяйствующих субъектов и индивидуальный. Региональный уровень воздействия — это область регулирования общественного здравоохранения в рам­ках территории. Большинство задач, сто­ящих перед региональными властями при решении проблем, связанных со сферой здравоохранения, заключаются прежде всего в воздействии на факторы данного уровня.

Всемирная организация здравоохране­ния предложила формулу здоровья, со­гласно которой на окружающую человека природную среду приходится до 20% воз­действия, примерно такова же интенсив­ность влияния на здоровье генетических факторов. Непосредственно вклад систе­мы здравоохранения в здоровье людей от­носительно невелик — не больше 10-15%. 50% приходится на факторы, обусловлен­ные образом жизни людей. (На рисунке — это индивидуальный уровень и уровень хо­зяйствующего субъекта.)

Направления стратегического плани­рования региональной политики здраво­охранения зависят от состояния объекта управления, что находит отражение в про­граммах регионального социально-эконо­мического развития. В частности, в про­грамме развития Ульяновской области выделены следующие цели: развитие об­разовательного, интеллектуального, куль­турного, духовного и информационного потенциалов области; улучшение демогра­фической ситуации и стимулирование здо­рового образа жизни; создание условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления молодого поколения.

При этом оценочными (целе­выми) показателями реализации стратегии являются: кадровый потенциал соци­альной инфраструктуры (уровень обеспе­ченности кадрами, половозрастная струк­тура, уровень образования); уровень заня­тости населения, общий уровень безрабо­тицы, уровни скрытой, молодежной, жен­ской безработицы; уровень потребления населением основных продуктов питания; уровень обеспеченности благоустроенным жильем по группам населения с разными доходами; уровень обеспеченности насе­ления объектами социальной инфраструк­туры (культуры, искусства, спорта, обра­зования, здравоохранения); уровень обра­зования населения области; динамика и структура населения; средняя продолжи­тельность жизни; уровень младенческой, детской, материнской смертности; уро­вень детской и подростковой преступнос­ти; уровень инвалидизации населения; уровень производственного травматизма; динамика социально опасных заболева­ний. Все эти показатели так или иначе оп­ределяют состояние общественного здо­ровья региона.

Цели политики региона в сфере здра­воохранения должны отличаться систем­ностью и целостностью, характеризовать будущее состояние объекта управления, а не только конкретные действия по его преобразованию. Именно это отличает стратегический подход. Кроме того, цели должны быть конкретными, обоснованны­ми и подкрепленными ресурсами.

Следует признать, что цели и задачи политики региона в сфере здравоохране­ния зачастую отличаются расплывчатос­тью. Это можно объяснить тем, что фи­нансирование социальной сферы планиру­ется по остаточному принципу. Такой под­ход представляется неэффективным, он затрудняет реализацию первого этапа стратегического планирования — целепо- лагание.

Определение целей политики по управ­лению общественным здоровьем предпо­лагает тщательный предварительный ана­лиз текущего состояния регионального здравоохранения и уровня жизни населе­ния, а также как человеческого, так и ма­териального потенциала региона. При этом в стратегическом плане необходимо учитывать риски реализации стратегии и разработать варианты ее осуществления при оптимистическом, реальном и песси­мистическом вариантах изменения факто­ров внешней среды.

Так, среди рисков по развитию сферы здравоохранения Улья­новской области выделены следующие: старение населения области, возрастание демографической нагрузки на трудоспо­собное население; деформация ценност­ных ориентаций населения, в том числе молодежи; разрушение материально-тех­нической базы объектов инфраструктуры здравоохранения; сокращение доступнос­ти услуг здравоохранения для большинст­ва населения области; низкая правовая грамотность жителей области.

В этих условиях управление здраво­охранением на уровне региона не должно ограничиваться регулированием отрасле­вых и неотраслевых региональных факто­ров. Необходимо также содействовать по­зитивному развитию факторов других уровней — хозяйствующих субъектов и ин­дивидуального, так как именно они чаще всего являются причиной изменения со­стояния общественного здоровья.

Деятельность хозяйствующих субъек­тов так или иначе подвергается регулиро­ванию со стороны органов государствен­ной власти, в том числе на региональном уровне. Это касается трудовых отноше­ний, условий труда работников, трудовых норм, оплаты труда. Все это влияет на здоровье работающего населения. Пози­тивное влияние на общественное здоро­вье оказывают и участие трудового кол­лектива в программах добровольного страхования, создание собственной кор­поративной системы медицинского обслу­живания, различные мероприятия оздоро­вительного характера, собственная систе­ма санаторно-курортного обслуживания, наличие спортивных сооружений и ком­плексов и др. Однако такие действия ха­рактерны для крупных организаций, ста­бильно работающих на региональном рын­ке.

Их количество незначительно, они ох­ватывают наибольшую часть населения. Во многих частных организациях не соблю­даются порой элементарные трудовые нор­мы, что может ухудшить состояние здоро­вья работников.

Большую роль в состоянии здоровья населения играет индивидуальный образ жизни каждого конкретного человека, ко­торый формируется в процессе воспита­ния (семья, школа, окружение). Стоит также напомнить о рациональном пита­нии, что особенно актуально для детей. Этим вопросом должны заниматься реги­ональные органы. Одним из вариантов поддержки малоимущих семей является выдача специальных талонов на питание (которые нельзя заменить денежными вы­платами), предназначенных для несовер­шеннолетних детей. Направление на вы­дачу таких талонов должны осуществлять участковые врачи-педиатры или семейные врачи.

Смещение приоритетов в управлении здравоохранением региона в пользу инди­видуального здоровья может способство­вать достижению более эффективного ис­пользования выделяемых на эти цели фи­нансовых средств. Важно добиться точной и конкретной постановки целей, достиже­ние которых можно будет проконтролиро­вать, и принять меры для устранения при­чин, не позволяющих достигнуть их в на­меченные сроки.

Литература

1.   Акопян A.C. Экономические проблемы здравоохранения / А. Акопян, Б. Райз- берг, Ю. Шиленко. М., 2000.

2. Социальная политика: Учебник / Под ред. H.A. Волгина. М., 2006.

3.   Дартшу Л.A. Что можно сказать о здоро­вье с позиций классической теории уп­равления [Электронный ресурс]. Мате­риалы интернет-конференции «Охрана здоровья: проблемы организации, уп­равления и уровни ответственности», 2007.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 3:08 пп