Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Концептуальные подходы и принципы управления государством

Николай ЖИРНОВ — кандидат исторических наук, доцент Поволжской ака­демии государственной службы им. П.А. Столыпина

Управление представляет собой органи­зующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность, осуществляемое через систему самоуправления и специально со­зданные структуры — государство, партии, ас­социации, общественные объединения. Отра­ботанное и приспособленное людьми для ре­шения политических и социально-экономиче­ских проблем управление имеет многогран­ный характер. По своей сути оно состоит из множества идей, концепций, раскрывающих смысл таких политических явлений, как про­цесс принятия решения, организация управ­ления, государственное администрирование, политическое прогнозирование [1].

В научной литературе принято анализи­ровать управление на основе двух подходов: историко-философского [2, 3] и идеологиче­ского [4, с.37-45]. Так, в работе Д.П. Зер- кина и В.Г. Игнатова указывается: «В раз­витых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом: 1) либеральная, признающая основным ре­гулятором общественной жизни свободный рынок; 2) социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового госу­дарственного управления; 3) концепция, со­четающая элементы неолиберальной и со­циалистической» [4, с.38]. Авторы отмеча­ют, что либеральная концепция сформиро­валась в лоне либеральной идеологии, со­гласно которой демократический режим ос­нован на принципе разделения властей и связанных с ним свободах в экономической, политической и других сферах жизни.

В XX в. традиционные принципы были модифицированы. Оставаясь сторонниками свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, либералы стали подчеркивать целесообраз­ность определенного вмешательства госу­дарства в экономику для ограничения гос­подства крупных компаний и предотвраще­ния кризисных и конфликтных ситуаций.

Впервые этот новый взгляд на роль государ­ства сформировал английский экономист Дж. Кейнс. Основу его концепции состав­ляет обоснование государственного регули­рования экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспе­чения ее бесперебойного функционирова­ния в рамках политической и социально-эко­номической систем. «Нашей целью, — писал Дж. Кейнс, — может быть отбор таких пере­менных величин, которые поддаются управ­лению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в кото­рой мы живем)) [5, с. 132].

К середине 70-х годов XX в. либераль­ная концепция исчерпала свои позитивные качества. Политической и идеологической реакцией на появившуюся в Европе в усло­виях мирового кризиса тенденцию контроля государства над экономическими и социаль­ными процессами в виде социалистического планирования стала работа Ф. Хайека «До­рога к рабству)), в которой он утверждал, что «либерализм — это цивилизация, осно­ванная на принципах индивидуализма. Его основной чертой является уважение к лич­ности, признание абсолютного суверенитета взглядов и наклонностей человека в сфере его жизнедеятельности)) [6, с. 19]. Либера­лизм противоположен социализму и другим формам коллективизма. Спонтанные и не­контролируемые усилия индивидов «состав­ляют фундамент сложной системы экономь ческой деятельности — системы экономиче­ской свободы, явившейся побочным продук­том свободы политической» [6, с.20-22].

Таким образом, либеральная концепция отвергает необходимость государственного управления экономикой и признает свобод­ную рыночную экономику. Она строится на отрицании государственной собственности и признании частной собственности.

В основе социалистической концепции находится политическая теория государст­венного социализма. Ее основные идеи раз­вивают мобилизационную политику. Данная концепция ориентирует политику государст­ва на строительство социализма с опорой на всеохватывающее планирование, выдвигает принципы приоритетности государства над обществом и личностью, подчинения интере­сов социальных групп и личности государст­венным интересам. Методологию концепции составляет первенствующая роль политики по отношению к экономике, что находит вы­ражение в политической диктатуре правя­щей партии как некоего высшего субъекта управления. Вместо свободной конкуренции основным рычагом стимулирования эконо­мической и социальной деятельности явля­ются административно-командные методы государственного управления.

Концепция, сочетающая либеральные и социалистическое элементы, по своей сути отражает теорию «конвергенции» Дж. Гелбрейта [7, с.8], которая не нашла широкой теоретической и практической поддержки.

При кризисе основных концепций наибо­лее актуальными оказались идеи консерва­тизма, сторонники которых критиковали сло­жившееся положение в экономике, социаль­ной сфере и государственном управлении и представили в виде программы пути решения назревших проблем. В основе этих взглядов лежали идеи Э. Бёрка (1729-1797), вос­принятые и модернизированные современны­ми консерваторами, которые сводились к то­му, что общество строится на основе иерар­хической структуры, в которой каждый инди­вид занимает строго отведенное ему место; к рыночным отношениям (идея маркетинга); к идее «органического общества»: общество представляет целостный организм, все части которого находятся в тесной взаимозависи­мости друг от друга, и поэтому попытки изме­нить какие-либо общественные институты чреваты разрушением всего организма; к сильному государству с хорошо функциониру­ющим государственным механизмом.

Консерваторы учли все ошибки, харак­терные для либеральной и социалистичес­кой моделей, и сформировали свое видение экономического развития. С их точки зре­ния, экономика обладает высокими потен­циями к саморегулированию, а потому необ­ходимость в государственном вмешательст­ве, за исключением того, которое направле­но на регулирование конкуренции, трактует­ся не как определенно заданная, а как тре­бующая обоснования в каждом конкретном случае. Кризисные причины в экономике консерваторы определили политикой прави­тельств, нарушавших работу рынка.

Целью консерваторов стала задача по налажива­нию работы рынка и формированию опоры на него, т.е. свободному взаимодействию частных интересов, и создание условия их гармоничного согласования.

Критично консерваторы подошли и к «государственному выбору», усмотрев в нем излишнюю политизированность экономики, появившуюся вследствие активного вовле­чения в него государства. Они считают, что демократическая политическая система от­крывает широкие возможности практике давления избирателей на правительство с целью побудить его использовать свои пол­номочия для перераспределения в их пользу части доходов общества. Аналогичные взгляды высказывали и американские тео­ретики регулирования, изучавшие опыт го­сударственного контроля над некоторыми высокомонополизированными отраслями экономики.

Они разработали теорию имуществен­ных прав, подведя тем самым теоретичес­кий фундамент под процесс приватизации. Стержнем этой теории является тезис о том, что частные имущественные права и частная собственность предпочтительны всем другим, поскольку теснее увязывают хозяйственную деятельность субъекта с ее результатами.

Критическое отношение консерваторов к государству определялось забюрократизированностью государственного механизма. И здесь они проявили себя как высоко­классные менеджеры, проведя реформу го­сударственного управления, которая затро­нула Англию, США, Францию и ряд других европейских государств.

Успешнее всего реформа была вопло­щена в Англии. Ее задача, по мнению кон­серваторов, состояла в том, чтобы обеспе­чить большую гибкость и эффективность в работе государственного управления и ввес­ти единые стандарты в оценке выполнения функций. Планировалось за счет организа­ционных и политических мер повысить взаимодействие и координацию различных структур государственного механизма, сде­лать государственную службу политически нейтральной.

Практическая реализация реформиро­вания государственного управления в Анг­лии началась в 1979 г. Вначале определя­лись эффективность работы государствен­ного механизма, его основные проблемы и выявлялись приоритетные области рефор­мирования. К 1988 г. правительство кон­серваторов представило план реформ, полу­чивший название «Совершенствование уп­равления в правительстве». Его суть своди­лась к следующему. В первую очередь были указаны выявленные недостатки в работе государственного механизма Англии: пере­груженность министерств; недостаточное внимание к конечным результатам и совер­шенствованию работы; большая числен­ность государственных служащих и их ве­домственная разрозненность, невысокая квалификация. В качестве новых шагов по реформированию государственного управ­ления рассматривались: повышение эффек­тивности государственного управления; уменьшение доли национальных ресурсов, распределяемых государственным секто­ром; политика приватизации. Английское правительство стремилось провести разде­ление политики и исполнительной работы; обеспечить баланс между подотчетностью и автономией. Для решения этих проблем бы­ли произведены изменения в системе най­ма, продвижения, профессионального раз­вития служащих. Право приема на низшие должности было передано самим министер­ствам и ведомствам, их стали больше при­влекать к процессу отбора кадров на выс­шие государственные посты.

Новым направлением стало создание специальных агентств, отвечающих за вы­полнение конкретных исполнительных функ­ций. Главная цель состояла в разделении основных функций по разработке политики и ее реализации, что должно было позво­лить более точно оценивать по конечным результатам работу министерств. В то же время агентства возглавлялись директора­ми, формально были подчинены профильно­му министерству. Они имели право самосто­ятельно определять тактические цели рабо­ты, распределять финансовые показатели ее качества. В 1996 г. после обобщения опыта было принято решение, чтобы все ос­тавшиеся министерства перешли на анало­гичную организационную структуру и созда­ли соответствующие агентства.

Теоретические наработки легли в основу документа, озаглавленного «Хартия граж­дан» [8]. Хартия состояла из шести принци­пов, которых должны были придерживаться все государственные институты: стандарты; информация и открытость; выбор и консуль­тации; честность и полезность; эконом­ность; правильные действия. Правительство провозгласило Хартию приоритетным прин­ципом, на основании которого будут прини­маться решения. Всем государственным ми­нистерствам было предложено разработать внутренние планы по внедрению этих поло­жений в практическую работу с целью совер­шенствования своей деятельности.

Продолжением политики реформирова­ния явилось опубликование Белой книги «Открытое правительство», вышедшей в 1993 г. В ней были предложены меры по повышению открытости и подотчетности ор­ганов государственной власти. К новым ме­рам относилось обновление кодекса по пре­доставлению информации гражданам стра­ны со стороны правительства. Важным в этой инициативе было предложение рассма­тривать высших чиновников как членов от­крытой структуры, которые должны забо­титься о развитии разнообразных связей с гражданами и формировать коммуникаци­онные каналы, чтобы доступно разъяснять политику правительства обществу. Прини­мались меры по расширению возможностей для чиновников переходить в другие минис­терства.

В России в 1996 г. была предпринята попытка провести полноценную реформу ал- стемы государственного управления. Одна­ко по ряду объективных и субъективных при­чин она закончилась без видимых результа­тов и реальных шагов по модернизации го­сударственного механизма. Тем не менее неудачи реформы государственного управ­ления не снимают ее с повестки дня. В на­стоящее время продолжает ощущаться не­обходимость в полноценной реформе госу­дарственного управления.

Литература

1.    Политике-административное управление /под ред. B.C. Комаровского, J1.B. Смор- гунова. М., 2004.

2. Шахмалов Ф. Теория государственного управления / Ф. Шахмалов. М., 2002.

3.   Апшманчук Г. В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. М., 1997.

4. Зеркин Д.П. Основы теории государст­венного управления / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. Ростов н/Д, 2000.

5.   Экономическая энциклопедия: Политиче­ская экономия. М., 1953. Т.2.

6.   Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. М., 1992.

7.   ГелбрейтДш Экономические теории и цели общества / Дж. Гелбрейт. М., 1979.

8. Высший административный персонал на пути к общественному дому: стратегия, организация, методы обучения и разви­тия: 12-й Международный конгресс. М., 1993.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 3:06 пп