Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Лоббизм в тени действующего законодательства

Юрий РУЗАВИН — соискатель кафедры государственного строительства и права РАГС

Российский лоббизм порождает множество проблем, которые связаны с отсутствием за­конодательного регулирования данного ин­ститута. В настоящее время в России рас­пространен теневой лоббизм, иными слова­ми, этот значимый институт скрыт и находит­ся вне всякого контроля. Но лоббистская де­ятельность все же осуществляется, что неод­нократно отмечалось в актах различных госу­дарственных органов и должностных лиц. До­казательством тому служит ее косвенное правовое закрепление в нормах действую­щей Конституции Российской Федерации.

Лоббистская деятельность в России мо­жет опираться на ч. 1 ст. 32 Конституции, которая содержит важное для деятельности лоббистов установление: «Граждане Россий­ской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непо­средственно, так и через своих представи­телей». В данном случае лоббизм прямо санкционируется как форма представитель­ства специфических интересов различных субъектов экономической деятельности.

Кроме того, эта статья повторяет норму, которая содержится в конституциях практи­чески всех современных государств и явля­ется конституционной основой лоббизма в ФРГ и США: «Граждане Российской Федера­ции имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и ор­ганы местного самоуправления».

Таким образом, главный закон страны закрепляет правовую основу лоббистских взаимоотношений между органами власти, гражданами и их объединениями.

Возможности осуществления лоббизма нашли отражение в таких законах, как: • Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депута­тов Государственной Думы Федерально­го Собрания Российской Федерации»;

•    Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке форми­рования Совета Федерации Федераль­ного Собрания Российской Федерации»;

•    Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Россий­ской Федерации»;

•    Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Феде­рации и статусе депутата Государствен­ной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» и др.

В качестве подзаконных актов, имею­щих отношение к этому виду лоббизма, не­обходимо назвать:

•    Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ от 22 янва­ря 1998 г. № 2134-11 ГД «О Регламен­те Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

•    Постановление Совета Федерации Фе­дерального собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Сове­та Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Без сомнения, указанные акты имеют свой предмет правового регулирования, ко­торый, на первый взгляд, не касается лоб­бистской деятельности. Но рискнем предпо­ложить, что некоторые нормы этих законов косвенно создают правовую базу встроенно го лоббизма.

Встроенный лоббизм — это целенаправ­ленная деятельность депутата по отстаива­нию интересов субъекта экономической или иной деятельности, при которой он, реали­зуя свои политические права, исходит не из интересов населения того избирательного округа, где был выбран, а действует в инте­ресах расположенных в округе или имею­щих в нем свой бизнес финансово-промыш­ленных групп.

В западных странах встроен­ный лоббизм — явление, признанное право­вой наукой и имеющее опыт функциониро­вания в парламентах.

Выборы и лоббизм — явления тесно пе­реплетающиеся, поскольку, оказывая под­держку кандидату или политической партии на стадии выборов, можно влиять на буду­щего депутата со стороны того, кто оказы­вает поддержку*.

Так, ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции», посвященная порядку создания изби­рательных фондов, закрепляет в качестве одного из источников финансирования доб­ровольные пожертвования физических и юридических лиц.

Согласно подп. «в» и «г» п. 2.4 ст. 2 Инструкции о порядке формирования и рас­ходования денежных средств избиратель­ных фондов кандидатов, политических пар­тий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Феде­рации сумма пожертвований гражданина в совокупности не может превышать 5% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, а сумма пожертвований юридического лица в сово­купности не может превышать 50%.

Учитывая это обстоятельство, можно с полной уверенностью утверждать, что добро­вольные пожертвования, особенно если речь идет о подобном акте со стороны крупного юридического лица, — один из закрепленных в нашем законодательстве инструментов поддержки «нужного» депутата Госдумы.

Практику встреч с избирателями, полу­чение от них своеобразных «наказов» также можно считать одним из способов оказы­вать влияние на будущего депутата. Что ка­сается действующего депутата или члена Совета Федерации, то нормами, имеющими отношение к лоббизму, служат положения ст. 7, ст. 8, ст. 11 — ст. 17 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Так, в ст. 7 указанного закона закреп­лены следующие формы деятельности чле­на Совета Федерации и депутатов Госдумы:

•    участие в заседаниях Совета Федерации, Государственной думы, а также в совме­стных заседаниях палат Федерального собрания Российской Федерации;

•    участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального собрания Россий­ской Федерации;

•   участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в Государст­венную думу;

•    внесение парламентского запроса, за­проса члена Совета Федерации, депута­та Государственной думы (депутатского запроса) и др.

Каждая из этих форм работы может быть использована в лоббистских целях. На­пример, на этапе разработки законопроек­та или внесения поправок к нему, активное участие принимают отдельные депутаты, ко­митеты Государственной думы по различным направлениям деятельности, где как раз и могут формироваться «нужные» нормы. Именно внесение законопроектов, попра­вок к закону является реальным инструмен­том воздействия на законодательство, в ко­тором особенно заинтересованы клиенты лоббистской деятельности.

Встречаются и иные формы лоббист­ской деятельности. Речь, в частности, идет о проведении пресс-конференций депутат­ских фракций или встреч фракций с избира­телями по конкретным вопросам и освеще­нии их в средствах массовой информации для формирования общественного мнения по определенной теме или законопроекту.

* Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе (антикоррупцион. проект). М., 2000. С.201-206.

Кроме того, к потенциально лоббист­ским относят «круглые столы)), семинары, конференции и иные мероприятия, связан­ные с законодательной деятельностью, про­водимые в Госдуме.

Проведение подобных форм лоббист­ской деятельности в нижней палате парла­мента регулируется главой 7 Регламента Го­сударственной думы.

Среди других предоставленных законо­дательством предпосылок для осуществле­ния лоббизма активно используется практи­ка создания депутатских комиссий и меж­фракционных депутатских объединений по конкретным сферам деятельности, в работе которых также не исключается участие лоб­бистов по самым различным направлениям государственной, экономической и социаль­но-культурной жизни страны.

Что касается деятельности комитетов Госдумы, то в постоянном и плотном контак­те с ними российские лоббисты, как и их американские коллеги в контакте с комите­тами конгресса США, крайне заинтересова­ны. Тесная целенаправленная работа по воздействию на мнение членов того или иного комитета в целях их склонения на свою сторону дает, в случае успеха, важные преимущества. Заключение по поводу лоб­бируемого законопроекта позволяет пре­поднести его в выгодном свете, что может сыграть крайне важную роль для успешного прохождения в стенах парламента. К тому же положительное отношение членов коми­тетов к рассматриваемому законопроекту существенно экономит время прохождения необходимых законодательных процедур.

Современное развитие и активное во­влечение субъектов экономической дея­тельности в политическую жизнь с целью отстаивания своих интересов настоятельно требует принятия специального акта, посвя­щенного проблеме регулирования лоббиз­ма. Это позволит упорядочить и контролиро­вать деятельность лоббистов, задавая им соответствующие правила игры. Такой под­ход представляется более оправданным, так как создает понятную правовую базу для явления, которое в принципе не может быть исключено из политико-правовой дей­ствительности. Это тем более необходимо, поскольку существующее косвенное и весь­ма разрозненное регулирование лоббист­ской деятельности не обеспечивает хоть ка- кого-то внятного контроля над лоббистами.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 3:04 пп